Брак что это

 

Понятие и признаки брака по семейному кодексу РФ. Формы брака и его религиозное понимание. Плюсы и минусы брачного союза. Понятие и признаки брака по семейному кодексу РФ. Формы брака и его религиозное понимание. Плюсы и минусы брачного союза.

Православное понимание любви и брака и их подмены

архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий

Православие – это не просто обязанность, которую мы выполняем воскресным утром и о которой забываем, покинув храм; Православие – это образ жизни. А образ жизни включает в себя всю совокупность привычек и взглядов, мыслей и действий: стиль жизни и способ жизни. Для нас, православных, христианство – «хлеб наш насущный». Христианин стремится ко Христу и Его Церкви, а не к идеалам современного мира, которые во многом не соответствуют христианскому образу жизни или искажают его. Особенно это заметно в отношении к семье. Она в первую очередь подверглась тлетворному влиянию секулярного общества, которое исказило любовь и брак.

Сейчас за любовь часто принимают влюбленность, а этого душевного (не духовного) чувства отнюдь недостаточно для подлинной семейной жизни. Влюбленность может сопутствовать любви (впрочем, не обязательно) – но она слишком легко проходит; и что тогда? «На каждом шагу мы имеем случаи, когда люди сходятся в браке, потому что «влюбились» один в другого, но как часто и такие браки бывают непрочны! Часто такую влюбленность называют «физиологической». Когда «физиологическая влюбленность» стихает, люди, сошедшиеся в браке, либо нарушают верность, сохраняя внешние брачные отношения, либо разводятся» [1].

Понятие и признаки

Легальное понятие брака отсутствует. Но в то же время есть целых два доктринальных определения:

  • социологическое. С этой точки зрения брак является исторически обусловленной, санкционируемой и регулируемой формой взаимоотношений между представителями общества разных полов. Такое понятие брака применимо к фактическому сожительству, так как из него следует образование прав и обязанностей между мужчиной и женщиной;
  • юридическое. С точки зрения юриспруденции, подобное взаимоотношение мужчины и женщины являются важным юридическим фактом, вызывающим образование семейно-правовых связей. Бракосочетание проводится в установленном законом порядке с целью создания ячейки общества, именуемой семьей.

Эти типы браков имеют принципиальные отличия. Главным из них является, то что брак в юридическом смысле становится причиной возникновения правовых связей, которые регулируются на законодательном уровне.

Значение брачного союза заключается в том, что он представляет собой:

  • союз партнеров, влекущий за собой правовые последствия;
  • форму взаимоотношений между мужчиной и женщиной;
  • символ, как для партнеров, так и для государства;
  • разновидность договора между членами общества.

Брачный союз характеризуется следующими признаками:

  • союз лиц противоположного пола;
  • наличие семейной жизни;
  • соблюдение семьей условий, предусмотренных 12 статьей Семейного кодекса Российской Федерации;
  • официальная регистрация взаимоотношений органами ЗАГС.

Брачный союз в Российской Федерации может быть зарегистрирован органами ЗАГС, при соблюдении ряда условий. К главным из них нужно отнести:

  • наличие добровольного согласия брачующихся. Оно должно быть выражено в устной и письменной форме;
  • достижение лицами, желающими пожениться определенного возраста. Согласно 13 статье Семейного кодекса РФ, брачный возраст в России наступает в 18 лет. При наличии уважительной причины, жениться можно в 16 лет и даже раньше, но последнее доступно жителям не всех регионов.

В народе бытует мнение, что нижний возраст для женитьбы в разных регионах варьируется в пределах от 14 до 16 лет. Это не так. В Семейном Кодексе Российской Федерации нет такого понятия, как нижний возрастной предел для узаконивания отношений.

Для чего установлен брак?

Брак не есть всего лишь «способ устроения» земного бытия, не есть «утилитарное» средство для продолжения рода – хотя он включает в себя и эти стороны. Прежде всего, брак – это тайна явления еще в этом мире Царства Божия. «Когда святой Апостол Павел называет брак «тайной» (или «таинством», что по-гречески звучит так же), он имеет в виду, что в браке человек не только удовлетворяет потребности своего земного, мирского существования, но и делает шаг на пути к цели, для которой он был сотворен, то есть вступает в Царство вечной жизни. Называя брак «таинством», Апостол утверждает, что брак сохраняется и в Царстве вечности. Муж становится единым существом, единой «плотью» со своей женой, подобно тому, как Сын Божий перестал быть только Богом, стал также и человеком, чтобы Его народ мог стать Его Телом. Вот почему евангельское повествование так часто сравнивает Царство Божие с брачным пиром. [3]

Брак установлен уже в раю, установлен непосредственно Самим Богом. Основной источник церковного учения о браке – Библия – не говорит, что институт брака возник когда-то впоследствии как установление государственное или церковное. Ни Церковь, ни государство не являются источником брака. Напротив, брак есть источник и Церкви и государства. Брак предшествует всем общественным и религиозным организациям. [4]

Первый брак был заключен «Божиею милостью». В первом браке муж и жена являются носителями высшей земной власти, являются суверенами, которым подчинен весь остальной мир (Быт.1:28). Семья есть первая форма Церкви, есть «малая церковь», как ее называет Златоуст, и в то же время и источник государства, как организации власти, так как, по Библии, основа всякой власти человека над человеком находится в словах Божиих о власти мужа над женой: он будет господствовать над тобою (Быт.3:16). Таким образом, семья – не только малая церковь, но и малое государство. Поэтому отношение Церкви к браку имело характер признания. Эта идея хорошо выражена в евангельском повествовании о браке в Кане Галилейской (Ин.2:1-11). Таинство брака она видела не в обряде венчания, а в самом соединении мужа и жены в одно вышеличное существо путем согласия и любви. Поэтому святые отцы часто называют таинством взаимную любовь супругов (например, Златоуст), неразрушимость брака (например, Амвросий Медиоланский, блаженный Августин), но никогда не называют таинством само венчание. Придавая главное значение субъективному фактору брака – согласию, они ставят другой, объективный фактор – форму брака – в зависимость от первого, от воли сторон и самим сторонам дают свободу в выборе формы брака, советуя церковную форму, если для нее нет препятствий. Другими словами, в течение первых девяти веков своей истории Церковь признавала факультативность брачной формы [5].

Как Церковь относится к супружеским отношениям? Человек не есть чисто духовное существо, человек – не ангел. Мы состоим не только из души, но и из тела, материи; и этот материальный элемент нашего бытия не что-то случайное, что можно отбросить. Бог создал человека с душой и телом, то есть одновременно духовным и материальным, именно это соединение духа, души и тела называется в Библии и в Евангелии человеком. «Интимная близость мужа и жены является частью сотворенной Богом человеческой природы, замыслом Божиим о человеческой жизни.

Именно поэтому такое общение не может осуществляться случайно, с кем угодно, ради собственного удовольствия или страсти, но всегда должно быть связано с полной отдачей себя и полной верностью другому, только тогда оно становится источником духовного удовлетворения и радости для любящих» [6] «Ни мужчина, ни женщина не могут быть использованы просто как партнеры для наслаждения, даже если сами они на это согласны… Когда Иисус Христос говорит: «всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф.5:28), Он запрещает нам даже в помыслах воспринимать другого человека как объект наслаждения. Ничто не является нечистым само по себе, но все без исключения может стать таковым через недолжное употребление. То же самое может произойти и, увы, сплошь и рядом происходит с высшим Божественным даром человеку – с любовью. И на место святой супружеской любви, естественно включающей в себя и плотские отношения, может встать грязная страсть, жажда обладания. Но ни в коем случае нельзя ставить между ними знак равенства» [7].

Очень важно помнить, что брак – это большой и сложный духовный путь, в котором есть место своему целомудрию, своему воздержанию. Там, где интимная жизнь занимает слишком большое место, там семье угрожает опасность ухода в страстность, и задача семьи, как целостной жизни остается нерешенной… Как только в семье пустеют духовные связи, она неизбежно становится простым половым сожительством, опускаясь иногда до настоящего блуда, принявшего легальную форму.

Выше было сказано, что деторождение не является единственной целью Брака. Но Брак непременно включает в себя (хотя бы потенциально) и эту сторону. И как расцветает, как преображается она в свете подлинно-христианского учения о супружестве! Рождение детей и забота о них в семье являются естественным плодом любви мужа и жены, наибольшим залогом их союза. Муж и жена должны мыслить свои интимные отношения не только как собственное удовлетворение или осуществление полноты жизни личности, но и как участие в приведении в бытие нового существа, новой личности, предназначенной жить вечно.

Интимные отношения не ограничиваются рождением детей, в не меньшей мере они существуют для единства в любви, для взаимного обогащения и радости супругов. Но при всем том высоком значении, которое признает христианство за плотским единением, Церковь всегда безоговорочно отвергала все попытки его «обожествления». Наше время характеризуется попытками освободить плотское внебрачное единение от ассоциаций с грехом, чувством вины и стыда. Все поборники этого «раскрепощения» не понимают, не видят того момента, который, пожалуй, является центральным в христианском видении мира. «Согласно христианскому мировоззрению, природа человека, несмотря на то, что онтологически она является благой, есть природа падшая, и падшая не частично, не так, что некоторые свойства человека остались незатронутыми и чистыми, но во всей своей целокупности… Любовь и похоть – безнадежно смешались, и невозможно отделить и изолировать одно от другого… Именно по этой причине Церковь осуждает, как поистине демонические. те идеи и направления, которые – в различных комбинациях друг с другом – призывают к половому освобождению» [8].

Религиозное понимание

Фото 2

Понятие и признаки брака выяснены, но для большинства жителей нашей страны не менее важными являются религиозные аспекты подобных взаимоотношений членов общества. На сегодняшний день в России самыми распространенными являются две религии: православное христианство и ислам. С точки зрения этих вероисповеданий следует рассмотреть определение брака и его понимание.

Рекомендуем к прочтению:В какие сроки расписывают после подачи заявления в ЗАГС?

Церковное бракосочетание, также называемое венчанием – это христианский православный супружеский союз женщины и мужчины, заключенный в религиозной общине через священнодействие. Согласно христианскому вероучению, супруга должна подчиняться мужу, а он в свою очередь возлюбить ее как Христос Церковь. Муж и жена становятся единой плотью и несут обоюдную ответственность за любые действия. Прелюбодеяние (супружеская измена) в христианстве является тяжелым грехом.

У мусульман бракосочетание называется «Никах». Чтобы процесс считался действительным требуется выполнить несколько условий:

  • супруг должен быть совершеннолетним и не попадать под категорию «Махрам» (мужчина, являющийся близким родственником);
  • невеста может мусульманкой, христианкой или иудейкой;
  • действия должны быть добровольным;
  • в процессе бракосочетания должны присутствовать свидетели;
  • мужчина должен заплатить выкуп за невесту.

Количество жен в исламе ограничено четырьмя. Временный брак и его формы не разрешены у суннитов, но законны у шиитов.

Как к браку относится Церковь?

Церковь видит в браке тайну любви – любви не только человеческой, но и божественной.

«Брак есть таинство любви» – говорит святитель Иоанн Златоуст и поясняет, что брак является таинством уже потому, что он превышает границы нашего разума, ибо в нем два становятся одним. Называет брачную любовь таинством (sacramentum) и блаженный Августин. С этим неразрывно связан и благодатный характер брачной любви, ибо Господь присутствует там, где люди объединены взаимной любовью (Мф.18:20).

О браке как союзе любви говорят и литургические книги Православной Церкви. «О еже ниспослатися им любви совершенней, мирней», читаем мы в последовании обручения. В последовании венчания Церковь молится о даровании брачующимся «друг ко другу любви».

Сама по себе брачная любовь в отношении супругов друг к другу таинственна и имеет оттенок обожания. «Брачная любовь есть сильнейший тип любви. Сильны и другие влечения, но это влечение имеет такую силу, которая никогда не ослабевает. И в будущем веке верные супруги безбоязненно встретятся и будут пребывать вечно со Христом и друг с другом в великой радости»,– пишет Златоуст. Кроме этой стороны брачной любви есть в ней и другая не менее важная.

«Христианская брачная любовь есть не только радость, но и подвиг, и не имеет ничего общего с той «свободной любовью», которая по распространенному легкомысленному взгляду, должна заменить будто бы устаревший институт брака. В любви мы не только получаем другого, но и всецело отдаем себя, и без полной смерти личного эгоизма не может быть и воскресения для новой вышеличной жизни… Христианство признает только любовь, готовую на неограниченные жертвы, только любовь, готовую положить душу за брата, за друга (Ин.15:1:1Ин.3:16 и др.), ибо только через такую любовь отдельный человек возвышается до таинственной жизни Святой Троицы и Церкви. Такова же должна быть и брачная любовь. Христианство не знает иной брачной любви, кроме любви, подобной любви Христа к Своей Церкви, Который предал Себя за нее (Еф.5:25.)» [2].

Святитель Иоанн Златоуст в своих вдохновенных проповедях учит, что муж не должен останавливаться ни перед каким мучением и даже смертью, если это нужно для блага жены. «Я считаю тебя драгоценнее души своей», – говорит муж жене у Златоуста.

«Совершенная» брачная любовь, испрашиваемая в чине обручения, есть любовь готовая на самопожертвование и глубокий смысл заключается в том, что в православных храмах в чин венчания входит церковная песнь «Святии мученицы».

Вопросы и ответы

Источники

Использованные источники информации.

  • https://azbyka.ru/brak
  • https://juristpravo.ru/brak/brak-eto.html
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий