Что означают знаки особых предписаний

Знаки особых предписаний могут запрещать, разрешать, предписывать. Действие знаков зона, движение по полосам и других с пояснениями. Знаки особых предписаний предупреждают водителя об особом режиме движения, их знание позволяет обеспечить безопасность на дороге. Какое наказание за несоблюдение знаков?

Реверсивное движение (5.8)

Оповещает водителя о начале участка дороги, на котором по определенным полосам направление движения может изменяться. Задача реверсивных полос проста – разгрузить движение там, где загруженность зависит от времени суток, или иных условий.

Реверсивные полосы обозначаются двойной прерывистой линией разметки. Регулируется движение по ним специальными реверсивными светофорами, имеющими 3 варианта работы:

• зеленая стрелка (разрешает движение);
  • красный крестик (запрещает);
  • желтая стрелка направо (необходимо покинуть реверсивную полосу, поскольку она скоро закончится, или сменит направление на противоположное).

Если по какой-либо причине светофор не работает, правила предписывают немедленно покинуть полосу.

Зона с ограничением стоянки (5.27)

Группа составных знаков особых предписаний, на которых написано слово зона. Главное и важное их отличие от иных –действие не снимается ничем, кроме знака конец зоны, и распространяется на обе стороны дороги. Не важно сколько перекрестков пересекает автомобиль и как меняет направление движения, пока нет знака конец зоны, предписание остается в силе.

обозначает территорию, на которой запрещена стоянка. В приведенном варианте она запрещена по обе стороны дороги с 7 утра до 7 вечера.

Жилая зона (5.21)

Такой знак ставят в неочевидных местах, когда водителю может быть непонятно, что он въехал на дворовую территорию. В местах обозначенной знаком «жилая зона», действуют следующие правила дорожного движения. В жилой зоне пешеходы имеют преимущество и могут перемещаться как по тротуарам, так и по всей ширине проезжей части. Максимально допустимая скорость 20 км/ч.

Запрещается:

• сквозное движение и учебная езда;
  • стоянка с включенным двигателем;
  • стоянка грузовиков массой свыше 3.5 тонн, вне специально отведенных для этого зон. Это требование распространяется на все дворовые территории без исключения.

Выезжая из жилой зоны, водитель обязан уступить дорогу всем участникам дорожного движения.

Выезд на дорогу с односторонним движением (5.7.1, 5.7.2)

Ставится перед всеми въездами на дорогу с односторонним движением, направление стрелки указывает в какую сторону осуществляется движение по этой дороге. Знак не запрещает пересекать такой перекресток, или совершать на нем разворот.

Запрещено поворачивать в противоположном стрелке направлении (под налево, под направо).

Дорога для автомобилей (5.3)

Все запреты, касающиеся знака 5.1, действуют и для знака дорога для автомобилей. Единственное отличие от автомагистрали – скоростной режим. Знак не снимает ограничение скорости, и если вы движетесь по дороге для автомобилей в черте города, максимально разрешенная скорость для вас будет 60 км/ч, если нет особых предписаний на этот счет. К примеру, МКАД — это дорога для автомобилей, и скорость движения по ней регламентируется установкой дополнительных знаков 100 км/ч.

Направления движения по полосам (5.15.1)

На заметку: серия знаков особых предписаний меняет привычные правила движения, когда направо можно повернуть только с крайнего правого положения, налево с левого. Следует помнить – если предписывающие знаки разрешают поворот налево с нескольких полос, разворот все равно можно совершать только с крайней левой.

показывает количество полос и направление движения по каждой из них. Может быть установлен справа от дороги при условии, что количество полос не превышает 2-х (в населенном пункте) и 3-х (вне населенного пункта), в противном случае знак висит над дорогой. Действие не распространяется на маршрутные транспортные средства.

и имеют повышенный приоритет перед знаками серии – .

Для чего используются особые знаки предписаний

Может показаться, что для обеспечения порядка на дороге и безопасности нахождения на проезжей части, имеющихся знаков достаточно. Ведь они более чем подробно объясняют правила поведения для водителя.

Однако в некоторых случаях для оповещения о том, что можно, а что нельзя, придётся ставить много табличек с описанием. В качестве примера можно привести автомагистраль.

На данном участке дороги категорически запрещено:

• останавливаться;
  • выполнять развороты;
  • пешеходам нельзя появляться на магистрали;
  • запрещено движение велосипедистам;
  • гужевому транспорту также нельзя находиться на автомагистрали.

При этом на данном участке дороги разрешено двигаться со скоростью 110 км/час. Если на все эти запреты и разрешения ставить отдельно указатель, то вся дорога была бы ими заставлена.

Потому дорожные службы пришли к мнению, что нужно поставить только один знак, указывающий на то, что водитель находится в пределах автомагистрали. В правилах дорожного движения сделать подробное описание разрешённых и запрещённых действий на указанном участке дороги.

То же касается проезжей части города, села, деревни. Ставится соответствующий указатель с расшифровкой в ПДД. Ведь здесь также ограничивается движение, разрешаются некоторые виды манёвров.

Указанная форма оповещения водителей об особом участке дорожного полотна носит название знаки дорожные особого предписания.

Для каждого указателя в правилах дорожного движения есть описание, что входит в зону его действий. Перечисляются разрешённые манёвры и запреты.

Направление движения по полосам

Направление движения по полосам Знак "направление движения по полосам" указывает число полос и направления движения по ним.

Разрешенный из крайней левой полосы поворот налево разрешает и разворот из этой полосы.
Действие знака не распространяется на маршрутные транспортные средства.

Знак "начало полосы" указывает на увеличение числа полос. В данном случае по левой полосе запрещено движение грузовым автомобилям массой более 3.5 тонн.

Знак "конец полосы" указывает на уменьшение числа полос.

При уменьшении числа полос автомобилям из двух полос придется перестраиваться в одну. В этом случае действует правило "хозяин-гость" согласно ПДД. "Хозяин" - тот, кто движется в своей полосе, "гость" - тот, кто в эту полосу перестраивается.
В реальности при плотном потоке автомобили выстраиваются "елочкой" и едут по оставшейся единственной полосе по одному - из двух рядов по очереди.

Такой знак "направление движения по полосе" указывает на то, что на данной дороге нет поворота налево. Левый поворот следует совершать из специально построенного ответвления, руководствуясь сигналами светофора.

Например, перекресток Каширское шоссе - Борисовские пруды. Схема движения для поворота налево, на улицу Боисовские Пруды, изображена зелеными стрелками.

Реверсивное движение.

При реверсивном движении направление движения на одной или нескольких полосах может меняться на противоположное.

5.8 - Начало участка дороги, на одной (или нескольких) полос которого может меняться направление движения.
- Выезд на дорогу с реверсивным движением.

Реверсивное движение устроено подобно эскалатору в метро. Когда имеет три лестницы, то две крайних из них работают в постоянном режиме - один на спуск, другой на подъем. Средняя лестница утром работает на спуск, а вечером - на подъем. То есть меняет своё направление движения на противоположное. Дорожно реверсивное движение устроено точно по такому же принципу.

Если бы в метро на эскалаторах установили бы дорожные знаки, это выглядело бы именно так.
Важно! При выезде на дорогу с реверсивным движением, следует сворачивать только в правый крайний (не реверсивный) ряд!
Сворачивать на реверсивный ряд категорически запрещено!

Фото 1

Дорога с односторонним движением (5.5)

Этим знаком обозначается дорога, движение по всей ширине которой осуществляется только в одном направлении. Стрелка короткая и толстая, не путать с круглым (движение прямо). Разрешено ехать прямо, повороты налево и направо, стоянка как с правой, так и с левой стороны проезжей части (при условии, что ширина дороги не менее 2-х полос). Грузовики с массой более 3.5 тонн могут останавливаться на левой стороне только для погрузки и выгрузки.

На односторонней дороге запрещен разворот.

Пешеходный переход (5.19.1, 5.19.2)

Обозначается место на проезжей части, где пешеходы имеют право переходить дорогу, а водители обязаны их пропустить. Если на переходе отсутствует разметка или , то границей его считается расстояние от (стоит справа) до (стоит слева).

Водитель всегда должен быть предельно внимателен, проезжая пешеходный переход, поскольку столкновение автомобиля с человеком, даже на относительно небольшой скорости, чаще всего имеет очень серьезные последствия для последнего.

Режимы движения

"Автомагистраль" и "Дорога для автомобилей". Знаки регламентируют режим движения для автомагстралей и дороги для автомобилей. Подробно - здесь: ПДД:Автомагистраль

Режим движения:
Дорога с односторонним движением

Обозначается знаком 5.5 "дорога с односторонним движением" и знаком 5.6 "конец дороги с односторонним движением". По такой дороге все транспортные средства движутся в одном направлении, по всей ширине проезжей части.

При пересечении с дорогой с односторонним движением всегда должен быть установлен знак, показывающий направление движения по дороге с односторонним движением. Если такого знак - дорога считается с двухсторонним движением.

При выезде на дорогу с односторонним движением Правилам запрещается только движение по этой дороге во встречном направлении.

Обращаем внимание, что разворот на дороге с односторонним движением разрешен при любом направлении движения.

Режим движения:
Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств

- знак для маршрутных транспортных средств, которые движутся в одном и том же направлении, что и общий поток автомобилей.

- знак для маршрутных транспортных средств, которые движутся во встречном направлении, что и общий поток автомобилей.
По полосе маршрутных транспортных средств в обоих случаях разрешено двигаться такси.

При выезде на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств, движущимся во встречном общему потоку направлении, Правилам точно так же, как в случае с односторонним движением, запрещается только движение по этой дороге в направлении движения маршрутных транспортных средств (и встречном направлении для всех других транспортных средств).

Разворот на такой дороге разрешен при любом направлении движения МТС.

Начало населенного пункта (5.23.1, 5.23.2)

Сообщают водителю что он въезжает в населенный пункт, где вступают в силу все требования ППД по движению в населенном пункте. В первую очередь это:

• ограничение скорости до 60 км/ч;
  • запрет на подачу звукового сигнала (кроме случаев, когда это необходимо для предотвращения ДТП);
  • необходимость пропускать маршрутные ТС отъезжающие от остановок;
  • возможность ехать по любой полосе движения (за городом, при свободной правой, необходимо двигаться по ней), и другие требования.

Автомагистраль (5.1)

Это единственный знак зеленого цвета, и если где-то еще встретится зеленый цвет, он так или иначе будет иметь отношение к автомагистрали. Информирует водителя о начале движения по дороге со статусом автомагистрали. Самая скоростная дорога в Российской Федерации, разрешенная максимальная скорость на ней – 110 км/ч. В редких случаях 130 км/ч (при установке соответствующего знака).

На автомагистрали запрещается:

• Движение пешеходов, велосипедистов и мопедов, а также иных транспортных средств, чьи технические характеристики, или разрешенная скорость не превышают 40 км/ч.
  • Движение грузовых автомобилей (массой свыше 3.5 тонн) дальше второй полосы.
  • Остановка вне зон, обозначенных знаками парковка (6.4) или место отдыха ().
  • Разворачиваться или въезжать в технологические разрывы разделительных полос. От этого пункта правил могут отступать только автомобили со спец. сигналами, а также с оранжевыми проблесковыми маячками (дорожные, коммунальные и другие службы).
  • Передвижение задним ходом.
  • Учебная езда.

Место остановки автобуса и/или троллейбуса (5.16)

Устанавливаются на остановках общественного транспорта (автобусов, троллейбусов, маршрутных такси), в местах посадки и высадки пассажиров. Остановка и стоянка ближе 15 метров от места установки знака запрещена. Исключение составляют вынужденная остановка или посадка и высадка пассажиров. Следует помнить, что водитель обязан уступить дорогу маршрутному ТС, отъезжающему от остановки в зоне действия знака.

Направление движения по полосе (5.15.2)

Предписывают направление движения по определенной полосе. В отличие от предыдущей серии, которая может устанавливаться справа перед перекрестком, эти знаки вешаются непосредственно над той полосой, на которую распространяется их действие. Устанавливаются на таком расстоянии, чтобы водитель мог своевременно произвести перестроение.

Фото 2

Начало полосы (5.15.3, 5.15.4)

Оповещает водителя о начале дополнительной полосы (разгона, торможения или любой другой). В знак может быть встроен любой другой: ограничивающий минимальную или максимальную скорость по конкретной полосе, запрещающий движение тех или иных видов транспорта. Так, если в левую вписан знак 4.6, а ТС не может продолжить движение с предписанной минимальной скоростью, водитель должен перестроиться направо.

сообщает о появлении средней полосы движения на трехполосной дороге в попутном направлении.

Особые дорожные знаки

Стоит отметить, что в ПДД в разделе дорожных знаков представлено большое количество указателей. Они запрещают, информируют, предписывают. Есть знаки, дающие приоритет проезда или предупреждающие автомобилиста о находящейся впереди преграде для нормального движения.

В ПДД 2019 года размещены следующие виды знаков:

1. Предупреждающие. Это сигнал к тому, что впереди опасный участок дороги, где понадобится внимание.
  2. Приоритетные. Знак устанавливает правила пересечения проезжей части. Ставится на перекрёстках, пересечениях дорог, на узких участках дорожной полосы.
  3. Запрещающие. Это указатели, ограничивающие движение или снимающие это ограничение.
  4. Предписывающие. Определяющие точность движения на данном отрезке проезжей части.
  5. Особо предписывающие. Указывающие на начало особого режима движения либо отменяющие данный режим.
  6. Информационные. В данном случае указатели сообщают информацию о расположении населённого пункта или объекта инфраструктуры.
  7. Сервисные. На этих табличках всегда можно узнать о нахождении в данном месте пунктов сервисного обслуживания людей и транспортных средств.
  8. Дополнительные. Указанные знаки могут ограничивать действие других указателей или содержать дополнительную информацию, необходимую для других участников движения.

Использование каждого указателя регулируется правилами дорожного движения, действующими на территории Российской Федерации. Правильным их распределением занимаются в органах ГИБДД.

Полоса для маршрутных транспортных средств (5.14)

Специальная полоса, выделенная для движения маршрутных транспортных средств, легковых такси, велосипедистов. Знак устанавливается непосредственно над ней, либо справа от дороги, и распространяет свое действие на крайнюю правую полосу.

Движение по этой полосе и остановка запрещены любым ТС кроме перечисленных. Однако, при повороте направо, мы должны повернуть именно в нее, но после этого сразу покинуть. Можно въезжать для посадки и высадки пассажира на остановках ТС, но не создавая им помех.