Что такое монетизация льгот

 

Что такое монетизация льгот и когда она была введена? Кто может обратиться за денежной компенсацией? Особенности проведения монетизации и порядок оформления денежной выплаты. Монетизация льгот: социальные услуги, которые можно поменять на деньги в 2019 году, процедура, размер компенсации, документы. Плюсы и минусы монетизации.

Основные положения монетизации льгот

Федеральная монетизация касается только «федеральных льготников» (инвалиды, военнослужащие, участники ВОВ и некоторые другие — 14 млн чел.). Монетизированы три вида льгот — транспорт (проезд на городском транспорте и пригородных электричках), лекарства и санаторно-курортное лечение. Отмену льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг правительство отложило на период после выборов 2008 г.

На замену льгот денежными компенсациями (для «федеральных льготников») в бюджете 2005 года было предусмотрено 171,8 млрд рублей. Реально была потрачена существенно бо́льшая сумма.

В пакете законов о монетизации было предусмотрено ежемесячно выплачивать для замены льгот инвалидам первой группы с детства — 1,4 тыс. рублей, второй группы — 1000 руб. и третьей группы — 800 рублей, «чернобыльцам» — 1700 руб., донорам — 500 руб., героям Великой Отечественной войны — 3,5 тыс. рублей, участникам войны — 1,5 тыс. рублей, блокадникам — 1,1 тыс. рублей, инвалидам войны — 2 тыс. рублей.

Эти выплаты заменяли право на бесплатный проезд в городском и пригородном транспорте, бесплатные лекарства и санаторное лечение. В первоначальных предложениях Минфина число льгот, подлежащих денежной замене, было более десяти.

Для «региональных льготников» (ветераны труда, пенсионеры и др. — 20-30 млн чел.) субъекты федерации могли либо провести аналогичную монетизацию, либо сохранить натуральные льготы. Но при этом регионы должны были оплачивать транспортным предприятиям и другим поставщикам те услуги, которые предоставляются льготникам. Федеральный центр декларировал выплату регионам до 40 % соответствующих компенсаций в случае проведения монетизации.

Принцип разделения льготников на федеральные и региональные был прост: тот, кто выдает гражданам право на льготы, тот и оплачивает их из своего бюджета.

Оформление денежной компенсации

Федеральным льготникам для отказа от натуральной помощи в пользу денежных выплат необходимо посетить отделение ПФР по месту жительства. Помимо заявления, туда необходимо подать:

  • паспорт;
  • документ, подтверждающий право на НСУ (справку об инвалидности, ветеранское удостоверение и т. п.);
  • справку от ПФР о наличии права на льготы (если она получалась ранее).

В заявлении нужно подробно расписать, от каких услуг социального пакета вы отказываетесь.

Совет

При желании можно оставить за собой часть льгот, а от тех, в которых нет необходимости, отказаться. Например, если необходимых вам медикаментов нет в федеральном перечне, вы можете подать отказ от льгот на лекарства, но сохранить право на санаторно-курортное лечение и компенсацию проезда до места отдыха.

Заявление о назначении выплат со следующего года должно быть подано до 1 октября текущего года. То есть начать получать компенсацию в 2019 году уже не получится, оформить ее можно только уже на 2019 год. Такой строгий подход к соблюдению сроков объясняется тем, что в 4 квартале закладывают бюджет на выплаты будущего года, и его размер зависит от количества отказавшихся от льгот граждан. При опоздании с подачей заявления следующая возможность монетизировать льготы представится почти через год.

Направить документы в ПФР можно и через многофункциональный центр. Лица, которые не в состоянии лично посетить госучреждения, могут подать заявление через законного представителя, на которого выписана нотариально заверенная доверенность.

Нет — льготам, да — монетизации ..

Это сегодня деньгами, выдаваемыми взамен проездного билета, никого не удивишь. Но еще 11 лет назад аналогичное предложение, сделанное на официальном уровне, вызвало настоящий шок.

Поднимались бунты, митингующие осаждали ведомственные приемные, перекрывали магистрали и устраивали многочисленные забастовки… Кто бы мог тогда подумать, что монетизация льгот будет всерьез и надолго.

О прошлых победах и поражениях — глазами современника.

Уже история

Лето. 2004 год. Первые слухи о грядущей реформе лавиной обрушились на ни в чем не повинных граждан.

В вместе с ними — и первые результаты: серия крупномасштабных протестов среди «федеральных льготников» — пострадавших и ликвидаторов Чернобыльской катастрофы, ветеранов, пенсионеров и инвалидов.

Их можно понять: власти всерьез решили отменить льготы на транспорт и лекарства, а взамен назначить денежную компенсацию. Даже название этому беспределу придумали романтичное и загадочное: монетизация…

Что было дальше — известно. Закон подписали 22 августа. Вместе с ним граждан, имеющих права на льготы, поделили по географическому принципу. Из федерального бюджета разрешили платить только за «самых-самых»: героев, ветеранов войны, инвалидов и чернобыльцев.

Всех остальных с денежного довольствия сняли и перепоручили местным властям — мол, хотите — отменяйте льготы и назначайте эквивалент , не хотите — оставляйте все как прежде.

Тем, кто монетизацию провел вслед за центром собирались вернуть до 40% стоимости реформы в виде субвенций.

Несмотря на различные инициативы, в первоначальной версии закона №122-ФЗ в народе более известному как «закон о монетизации», замену льгот деньгами произвели только по трем направлениям:

  • льготы на проезд в городском общественном транспорте;
  • льготы по санаторно-курортному обслуживанию;
  • льготы на покупку медикаментов по рецептам врачей.

Деньги под проект приготовили немаленькие — почти 172 млрд. рублей. Но их не хватило…

Реформа, которую латали на ходу

Надо сказать, что реформа по отмене социальных льгот имела под собой немало социально-экономических предпосылок. Как гриб после дождя, монетизация льгот 2004 года выросла на весьма благодатной почве: многолетних массовых злоупотреблениях служебным положением и повсеместном хищении средств из госбюджета.

К началу двухтысячных стало ясно, что существовавшая со времен СССР система натуральных льгот себя изжила. Жители села, которые не пользовались общественным транспортом и не ездили на курорты, фактически оставались без всякой господдержки.

В свою очередь городские льготники были вынуждены годами стоять в очередях на получение обещанной им по закону льготы.

Да и бюджету приходилось несладко: в какой-то момент между обещаниями и фактическими финансовыми возможностями разверзлась огромная пропасть.

Плохо было всем. Однако столь необходимая стране реформа не дала нужного результата.

Все пошло наперекосяк с самого начала. В первых числах января 2005 года перестали действовать проездные билеты на транспорт, а денежный эквивалент льготникам стали выплачивать только к началу февраля.

Пенсионеры и ветераны труда, чья судьба в отличие «федеральных льготников» теперь оказалась в руках муниципалитетов, результате монетизации льгот остались вообще без всякой поддержки.

Бюджеты регионов, даже таких крупных как Москва и Санкт-Петербург, были попросту не готовы взять на себя дополнительные обязательства.

Но самое большое разочарование было в том, что компенсация, выплачиваемая теперь вместо реальных услуг, была не соразмерна постоянно растущим тарифам на проезд и лекарственные препараты.

Военные, проходящие службу в отдаленных регионах, теперь не могли позволить себе ни съездить в отпуск, ни слетать к родным.

Стоит ли удивляться тому, что по всей стране волной прокатились митинги и забастовки?

Дабы снизить народное недовольство и предотвратить провал реформы, было решено на месяц раньше провести индексацию зарплат военнослужащих и пенсий.

Дополнительными денежными вливаниями пришлось помогать регионам. Как сказал Яшин Е., научрук ВШЭ: «костер монетизации пришлось заливать деньгами».

Впрочем, несмотря на большие затраты, реформа устояла, и к концу 2005 года общественность худо-бедно успокоилась.

11 лет спустя

Сегодня о том, как проводилась монетизация льгот в России уже забыли. Лет через десять школьники будут изучать ее на уроках истории. Денежные компенсации прочно вошли в нашу жизнь, а закон №122-ФЗ от г. ежегодно претерпевает хотя бы одну редакцию. Всего таковых за 11 лет набралось 67. Последняя — в мае 2015-го.

Оглядываясь назад, многие, некогда ярые противники монетизации, соглашаются: «монетизация была необходима». Впрочем, после этого добавляют, мол, можно было бы выбрать время и поудачнее, да и подготовиться не мешало бы получше.

В 2015 году федеральные льготники по-прежнему могут выбрать получать ЕДВ полностью, а могут частично заменить его набором социальных услуг. В наборе как всегда — транспорт, лекарства и путевки в санаторий. Вот только теперь можно самому выбрать, какие льготы монетизировать. Как же этого не хватало в 2005 году…

Ветеранам труда большая часть регионов тоже решила выплачивать месячную компенсацию. Правда размер ее небольшой даже сегодня — всего-то 500-700 руб. + индексация. Пенсионерам часть льгот оставили в натуральной форме, а обязательную часть (коммунальные платежи, лекарства и проезд) назначили в виде скидок и компенсаций.

Конечно, не все гладко. Особенно в свете развернувшейся войны на Украине и очередного финансово-экономического кризиса. Однако на вопрос «не стоит ли провести демонетизацию?» большая часть политиков отвечает отрицательно. Очень уж жалко деньги, брошенные на укрепление реформы. Хотя, кто его знает…

Источник:

Важная информация

Фото 2

В 2019 году до 31 декабря любой из граждан, имеющий право на получение льгот федерального или местного значения имеет возможность отказаться от этого, заменив потенциальные льготные услуги денежными выплатами в фиксированном размере.

Данное решение принимается добровольно, с учетом интересов каждого конкретного человека. Несмотря на то, что политика монетизации льгот действует уже более 10 лет, большинство представителей льготных категорий населения не торопятся отказываться от привычной системы социальной поддержки.

Что это такое

Для более глубокого понимания вопроса рассмотрим некоторые понятия:

Практика предоставления льгот лицам, имеющим особые заслуги перед государством, или наименее защищенным слоям населения возникла в Советском Союзе.

С тех пор количество льготников возросло в несколько раз. ФЗ №122 «О монетизации льгот» был принят в 2004 году, когда правом на льготы пользовались 70% населения (более 100 млн человек), и насчитывалось около 120 различных видов льгот.

За период, прошедший от даты издания закона, значительная часть льгот была переведена в денежную форму, особенно предоставляемых на федеральном уровне.

Но в большинстве регионов России население по-прежнему предпочитает пользоваться льготой, считая, что монетизация не компенсирует получаемые выгоды.

Перечень видов госпомощи

Система льгот широко распространена в России и направлена на оказание государственной помощи наименее защищенной части населения, к которой относятся пенсионеры, инвалиды, многодетные семьи, сироты и так далее.

Вторая категория льготников – это лица, имеющие особые заслуги перед страной, например, участники боевых действий, ветераны ВОВ, доноры и так далее.

Часть компенсаций выплачивается в денежной форме как специальных пенсия и пособия, в том числе материнский капитал. Такие суммы имеют фиксированные размеры.

Отдельную категорию представляют налоговые льготы и вычеты, а также льготное кредитование в банках.

Менее поддается контролю та часть льгот, которая получается гражданами в натуральном виде, т.е. в виде товаров и услуг. В этот перечень входят:

  • полностью или частично бесплатный проезд;
  • получение бесплатных лекарств;
  • лечение и отдых в санаториях;
  • сниженные тарифы на услуги ЖКХ.

Особенность последней группы состоит в том, что пользователи находятся в неравных условиях и пользуются льготами с различной интенсивностью.

Например, кто-то ежегодно отдыхает за счет государства и ежедневно пользуется бесплатным городским транспортом. Другие лица не имеют такой возможности по разным причинам.

Закон № 122 направлен на уравнение прав всех граждан путем гарантированной оплаты (монетизации) льготных прав.

Данным законом предусмотрен механизм начисления ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) вместо натуральных льгот.

Последние изменения в законодательном регулировании

В 2019 году кардинальных изменений в законодательстве Российской Федерации по вопросу льгот и их монетизации не произошло.

С 1 февраля была традиционно проведена индексация ЕДВ с учетом инфляционных тенденций, а также стоимости НСУ (набора социальных услуг):

В 2019 году проводится работа по созданию Единой государственной информационной системы социального обеспечения, которая должна войти в действие с 2019 года.

В данной системе будет проводиться персональный учет всех лиц, имеющих право на получение льгот, а также суммы и виды государственной помощи, которыми воспользовался каждый гражданин.

Создатели ресурса рассчитывают, что это позволит проконтролировать все случаи, когда льготник одновременно получает льготы на нескольких уровнях, и устранить данные факты.

Одновременно каждый гражданин получит возможность узнать о своих правах и причитающихся ему выплатах социальной помощи.

Претенденты на льготы и денежные выплаты

Монетизация, как замена льгот денежной компенсацией, распределяется на наименее социально защищенные категории граждан и людей, имеющих особые заслуги для страны. Все они делятся на федеральные – финансируемые из центра, и региональные – деньги на которые поступают из региональных бюджетов. К категории федеральных льготников, одинаково финансируемых на территории всей страны, относят:

  • пенсионеров по возрасту;
  • ветеранов ВОВ и других боевых действий;
  • несовершеннолетних узников фашистских концлагерей и тюрем;
  • кавалеров определенных комплектов наград и Героев СССР;
  • членов семьи погибшего участника боевых действий;
  • ликвидаторов атомных аварий, получивших облечение;
  • Героев Социалистического Труда.
Читайте также: Выплаты за медаль Суворова

Наряду с этим, органы центральной власти на законодательном уровне принуждают регионы участвовать в программе монетизации социальных льгот. Чтобы стимулировать этот процесс, им гарантируется федеральная субвенция в размере 40% от выплат, причитающихся льготникам. Такая политика не позволит местным властям перевалить расходы, связанные с предоставлением услуг определенным категориям граждан на коммерческие структуры. Организовывая бесплатный проезд, власти обязательно должны оплатить его транспортной организации, с которой заключен договор. Причем расчет должен осуществляться не послаблениями в налоговой сфере или другими вариантами, а именно деньгами.

Местные власти могут расширять федеральный список категорий льготников, но обязаны самостоятельно их финансировать. В такой список включаются многодетные семьи, дети-инвалиды, матери-одиночки и другие категории. Порядок и размер выплат компенсаций в этом случае решаются в каждом регионе самостоятельно. Нередко это приводит к тому, что на местах количество льгот наоборот, сокращается и работают только федеральные программы.

От каких льгот можно отказаться в пользу денег

В НСУ входят:

  • лекарства и медицинское оборудование, выдаваемые по рецептам, специальные продукты питания для инвалидов с детства;
  • направление на лечение в санаторий или на курорт (проживание, питание, процедуры);
  • бесплатный проезд туда и обратно на железнодорожном транспорте дальнего или пригородного сообщения, автобусом или самолетом.

НСУ входит в ЕДВ, которая полагается всем федеральным льготникам. По умолчанию эти услуги предоставляются в натуральном виде. Для получения их денежного эквивалента необходимо обращаться с заявлением в ПФР. Отказаться можно ото всех услуг, одной или двух на выбор.

Исключение — чернобыльцы и пострадавшие от радиации в других техногенных катастрофах. Они пишут специальное заявление, если хотят пользоваться НСУ, а не получать компенсацию.

Московские льготники имеют право получить деньги вместо:

  • скидки 50 или 100 % на покупку лекарств;
  • бесплатного проезда на общественном транспорте в пределах столицы (автобусы, метро, троллейбусы и трамваи);
  • скидки 50 или 100 % на билет пригородных поездов.

Если гражданин может получать одинаковую привилегию от государства и субъекта РФ, он выбирает что-то одно.

Узнайте, как прошла индексация пособий в 2019 году.

Какие льготы положены работающим пенсионерам? Читайте в статье.

Что такое монетизация льгот? Законодательная база

Согласно нормативным документам, монетизация льгот — это полноценная замена натуральных преференций на денежную компенсацию. Нормативную базу под это решение подвел Федеральный Закон № 122 от , вступивший в силу с 1 января 2005 года. В нем указываются основные понятия и механизмы данного процесса:

  • этот законный акт вносит изменения в текст более чем в 150 других законов и сам по себе не является системным нормативным актом;
  • закон состоит из 156 статей, некоторые из них уже утратили свою силу;
  • ввел ответственность за введение дополнительных льгот – их оплачивает учредитель;
  • при распределении ответственности за финансирование преференций или скидок был закреплен принцип работы с конкретной категорией граждан, а не отдельным видом льгот;
  • новый акт оставил в силе предыдущие законы. (те, кто стали в очередь на жилье до года, получают ее из центрального бюджета, позже – региональными властями, в согласованном порядке).

Согласно новому закону заниматься выплатами монетизированных льгот должен Пенсионный Фонд РФ, а их сумма должна прибавляться к пенсии. Если у человека есть право на получение нескольких льгот, денежные выплаты предоставляются только по одной из них. Сумма компенсации индексируется вместе с пенсией, в соответствии с действующим коэффициентом.

Поскольку сам Закон № 122 называется очень длинно и запутанно, для упрощения было введено название «Закон о монетизации». Сам термин «монетизация» в тексте этого документа не встречается ни разу, поскольку является неофициальным новообразованием без соответствующей лингвистической базы.

Монетизация льгот

Фото 3

Федеральная монетизация касается только ʼʼфедеральных льготниковʼʼ (инвалиды, военнослужащие, участники ВОВ и некоторые другие — 14 млн чел.).

Монетизированы три вида льгот — транспорт (проезд на городском транспорте и пригородных электричках), лекарства и санаторно-курортное лечение.

На замену льгот денежными компенсациями (для ʼʼфедеральных льготниковʼʼ) в бюджете 2005 года было предусмотрено 171,8 млрд руб. Реально была потрачена существенно бо́льшая сумма.

В пакете законов о монетизации было предусмотрено ежемесячно выплачивать для замены льгот инвалидам первой группы с детства — 1,4 тыс. руб., второй группы — 1000 руб. и третьей группы — 800 руб., ʼʼчернобыльцамʼʼ — 1700 руб., донорам — 500 руб., героям Великой Отечественной войны — 3,5 тыс. руб.

, участникам войны — 1,5 тыс. руб., блокадникам — 1,1 тыс. руб., инвалидам войны — 2 тыс. руб. Эти выплаты заменяли право на бесплатный проезд в городском и пригородном транспорте, бесплатные лекарства и санаторное лечение.

В первоначальных предложениях Минфина число льгот, подлежащих денежной замене, было более десяти.

Для ʼʼрегиональных льготниковʼʼ (ветераны труда, пенсионеры и др.

— 20-30 млн чел.) субъекты Федерации могли либо провести аналогичную монетизацию, либо сохранить натуральные льготы.

Но при этом регионы должны были оплачивать транспортным предприятиям и другим поставщикам те услуги, которые предоставляются льготникам.

Федеральный центр декларировал выплату регионам до 40 % соответствующих компенсаций в случае проведения монетизации.

Принцип разделœения льготников на федеральные и региональные был прост: тот, кто выдает гражданам право на льготы, тот и оплачивает их из своего бюджета. Была недооценена техническая сложность решения столь масштабной задачи, как монетизация. Не был учтен разрыв между получением компенсаций (конец января 2005 ᴦ.

) и тем, что льготы перестали действовать с начала января.

Хотя соответствующие средства были перечислены из федерального бюджета заранее, длительные новогодние праздники и система выплаты пенсий (через которую выплачиваются компенсации и которая перечисляет деньги в конце месяца) не позволили донести эти средства до населœения вовремя.

Денежные выплаты далеко не всœегда компенсировали отмену соответствующих льгот. Хотя в целом монетизация была выгодна населœению, но выгоды и потери распределились неравномерно. К примеру, деревенским жителям (которые льготами почти не пользовались) монетизация выгодна, а льготникам-потребителям дорогостоящих лекарств — нет.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, определœенная прослойка населœения реально пострадала от монетизации. Законы о монетизации не предусматривали компенсаций пенсионерам, так как льготы пенсионерам принимались исключительно региональными властями и ни в одном федеральном законодательном акте не прописаны.

Решение проблемы с пенсионерами было полностью отнесено к ответственности региональных властей, федеральный центр фактически устранился от ее решения. Поскольку формально пенсионеры не являются получателями льгот, то компенсации для них не предусматривают ни федеральный, ни региональный бюджеты.

Именно ʼʼброшенныеʼʼ пенсионеры и стали основной движущей силой протестов.

Как и следовало ожидать, монетизация льгот вызвала широкое недовольство у малоимущих слоёв населœения. При этом, многие предприятия, в т.ч. автотранспортные, вздохнули с облегчением.

Οʜᴎ, наконец, увидели живые деньги, которые позволили им выжить в условиях жёсткой конкуренции и отсутствия наличных средств. Многие автотранспортные предприятия за счёт монетизации нацелились на обновление парка.

автомобильной техники, которая, не секрет, находится в плачевном состоянии и требует скорейшего обновления. Эта ситуация ярко наблюдается в небольших городах депрессивных регионов.

Монетизация в здравоохранении привела к росту загруженности медицинских сестёр, которых стали вести дополнительную отчётность по льготным лекарствам, что, в свою очередь, негативно влияет на производительность труда, что выражается в ухудшении качества обслуживания пациентов. В то же время ситуация обещает исправиться в лучшую сторону, в связи с переходом на автоматизированные системы учёта больных.

До 1 января 2005 ᴦ. значительная часть самых больных, бедных и социально незащищенных групп населœения страны получала льготы в натуральной форме. Эта группа населœения интуитивно чувствовала преимущества натуральных льгот: они не обесцениваются. Натуральная льгота не подвержена инфляции.

  • — Монетизация льгот. С 1 января вступил в силу Федеральный Закон № 122-ФЗ о монетизации льгот. Он касался только федеральных льготников – всего 14 млн. человек. Монетезированы были три вида льгот: транспорт, лекарства и санаторно-курортное лечение. ДАННЫЕ ЛЬГОТЫ МОЖНО БЫЛО ЗАМЕНИТЬ ДЕНЕЖНЫМИ… [читать подробнее].
  • Источник:

    Закон о монетизации

    Монетизация льгот – это процедура, предусматривающая отказ от льготы в натуральном выражении в пользу эквивалентной ей денежной суммы. Введена она была в процессе проведения социально-экономической реформы 2004 года. На тот момент стало ясно, что унаследованная от СССР система льгот является непомерным бременем для федерального бюджета. Ситуация осложнялась также и наличием большого количества связанных с льготной системой проблем:

    1. коррупцией, по причине которой привилегиями пользовались не реальные льготники, а купившие себе статус лица;
    2. хищением бюджетных средств – например, активно развивался теневой бизнес по реализации государственных лекарств, которые так и не доходили до нуждающихся в них граждан;
    3. убытками муниципального транспорта (большое количество льготников, в том числе получивших свое право незаконно, привело к тому, что практически половина билетов не оплачивалась);
    4. несправедливостью по отношению к деревенским жителям, которые лишены возможности реализовать свое право на льготы в связи с отсутствием необходимой инфраструктуры.

    Для исправления сложившейся ситуации 22 августа 2004 года был принят закон №122-ФЗ, получивший народное название «закон о монетизации». Официальное название документа состоит из 55 слов и в обиходе практически не используется.

    Закон внес следующие существенные изменения в существующий на тот момент порядок.

    1. Льготники были поделены на федеральных и региональных. Соответственно, и помощь им оказывалась из того бюджета, за которым они были закреплены. Так, привилегии для ветеранов труда и пенсионеров теперь стали устанавливаться региональными властями, что по факту привело к потере ими большей части социальных выгод.
    2. Ряд федеральных льгот был заменен денежной компенсацией.
    3. Регионам предоставили выбор способа предоставления льгот – натуральный или денежный. Но при принятии второго варианта субъектам обеспечивались дотации в размере 40% от общего бюджета на выплату компенсаций.

    Общество отрицательно отреагировало на введение подобных мер, что выразилось в серии протестов по всей стране. Обостряло ситуацию то, что в первые годы монетизации льготнику не предоставлялся выбор между натуральной и денежной формами получения государственной помощи. Льготы в обязательном порядке подлежали замене денежной компенсацией. С тех пор прошло более 13 лет, и отношение к монетизации изменилось в лучшую сторону, так как многие льготники оценили преимущества такого способа получения господдержки.

    Размер выплат

    Денежная компенсация НСУ подлежит индексации с 1 февраля каждого года. Ее последняя величина установлена постановлением Правительства №74 от года и составляет 1075,19 рублей. В состав выплаты входит:

    • 828,14 рублей за медикаменты;
    • 128,11 рублей за путевки в санаторий;
    • 118,94 рублей за компенсацию проезда до мест отдыха.

    Федеральным льготникам выплата ежемесячно перечисляется вместе с ЕДВ. Если какие-то льготы были сохранены, выплата уменьшается на соответствующую им сумму.

    Размеры региональных компенсаций устанавливаются властями субъектов РФ. Например, пенсионерам Московской области раз в год выплачивают 1000 рублей в качестве компенсации проезда в столицу. Во многих регионах предоставляется фиксированная выплата за проезд в городском транспорте, размер которой варьируется в пределах 400-700 рублей. О местных льготах и компенсациях можно узнать в территориальных органах соц. защиты.

    Что такое льготы и когда они появились?

    Фото 4

    Социальная поддержка, или льготы, была впервые введена еще во времена Советского Союза и впоследствии стала постоянным атрибутом российской экономики. Государство предоставило льготникам различные меры соцподдержки, а именно бесплатное медобслуживание, проезд без оплаты, освобождение от налогов и другие виды помощи.

    В 2005 году существовало порядка 120 видов льгот и около 200 категорий льготников. При этом соцподдержку получало около 70% населения, что составляло 103 млн граждан. Сегодня ситуация изменилась, льготников стало меньше, и перечень преференций сократился, в связи с тяжелым экономическим положением.

    Порядок получения денежной компенсации

    Данное право закреплено за каждым льготником, однако порядок оформления привилегии носит строго заявительный характер. Иными словами, гражданин, чтобы получить денежную выплату, должен обратиться в орган соцзащиты населения с заявкой установленного образца, где будет указано его пожелание. После рассмотрения обращения и принятия положительного решения гражданин начинает получать совместно с пенсионной выплатой компенсацию за льготы.

    Такой порядок устанавливается на целый год, и по истечении данного срока гражданин сможет вновь пользоваться льготами, но при условии, если обратится с заявлением в соцведомство.

    Ход и результаты проведения монетизации льгот

    Была недооценена техническая сложность решения столь масштабной задачи, как монетизация. Многие чиновники и целые регионы оказались не готовы к монетизации, не продумали свои действия заранее. Монетизация создает угрозу для ряда чиновничьих «кормушек», поэтому часть госаппарата не заинтересована в ее эффективном проведении.

    Не был учтен разрыв между получением компенсаций (конец января 2005 г.) и тем, что льготы перестали действовать с начала января. Хотя соответствующие средства были перечислены из федерального бюджета заранее, длительные новогодние праздники и система выплаты пенсий (через которую выплачиваются компенсации и которая перечисляет деньги в конце месяца) не позволили донести эти средства до населения вовремя.

    Денежные выплаты далеко не всегда компенсировали отмену соответствующих льгот. Хотя в целом монетизация была выгодна населению, но выгоды и потери распределились неравномерно. Например, деревенским жителям (которые льготами почти не пользовались) монетизация выгодна, а льготникам-потребителям дорогостоящих лекарств — нет. Таким образом, определенная прослойка населения реально пострадала от монетизации.

    Законы о монетизации не предусматривали компенсаций пенсионерам, так как льготы пенсионерам принимались исключительно региональными властями и ни в одном федеральном законодательном акте не прописаны. Решение проблемы с пенсионерами было полностью отнесено к ответственности региональных властей, федеральный центр фактически устранился от ее решения.

    Поскольку формально пенсионеры не являются получателями льгот, то компенсации для них не предусматривают ни федеральный, ни региональный бюджеты. Именно «брошенные» пенсионеры и стали основной движущей силой протестов.

    Как и следовало ожидать, монетизация льгот вызвала широкое недовольство у малоимущих слоёв населения. Однако, многие предприятия, в том числе автотранспортные, вздохнули с облегчением. Они наконец увидели живые деньги, которые позволили им выжить в условиях жёсткой конкуренции и отсутствия наличных средств. Многие автотранспортные предприятия за счёт монетизации нацелились на обновление парка автомобильной техники, которая, не секрет, находится в плачевном состоянии и требует скорейшего обновления. Эта ситуация ярко наблюдается в небольших городах депрессивных регионов.[источник не указан 1297 дней]

    Говоря о монетизации в здравоохранении, выводы ещё делать рано. Поскольку индивидуальный учет больных, в большинстве своём, происходит при помощи бумажных картотек, у медицинских сестёр значительно прибавилось работы в виде дополнительной отчётности по льготным лекарствам, что, в свою очередь, негативно влияет на производительность труда, что выражается в ухудшении качества обслуживания пациентов. В то же время ситуация обещает исправиться в лучшую сторону, в связи с переходом на автоматизированные системы учёта больных.[источник не указан 1297 дней]

    Кто вправе монетизировать льготы

    Заменить помощь на денежные средства могут далеко не все категории граждан. Право на монетизацию, в соответствии с ФЗ №178, предоставляется:

    • многодетным семьям;
    • матерям-одиночкам;
    • жителям блокадного Ленинграда;
    • людям с ограниченными возможностями (с любой группой инвалидности);
    • ветеранам ВОВ и участникам боевых действий;
    • работающим на военных объектах в период войны;
    • врачам и учителям из сельской местности;
    • детям-инвалидам;
    • людям пенсионного возраста.

    Каждая категория получает свои финансовые выплаты. На местном уровне монетизируют не все льготы, чаще всего это касается возмещения проезда в общественном транспорте.

    В настоящее время проводится работа по созданию Единой государственной информационной системы социального обеспечения, в которой будет вестись персонализированный учет всех льготников с указанием суммы и вида помощи, которой воспользовался человек.

    Вопросы и ответы

    Источники

    Использованные источники информации.

    • https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/47411
    • https://subsived.ru/lgoty/monetizatsiya-lgot
    • https://lgotaposobie.ru/monetizatsiya-lgot.html
    • https://posobieguru.ru/lgoty/monetizacija/
    • https://prolgoty.com/lgoty/monetizatsiya
    • https://1lgoty.ru/monetizacija-lgot/
    • https://grazhdaninu.com/lgotyi/razlichnyie-lgotyi/monetizatsiya.html
    • https://govcare.ru/lgoty/monetizatsiya
    0 из 5. Оценок: 0.

    Комментарии (0)

    Поделитесь своим мнением о статье.

    Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


    Написать комментарий