Что такое программа реабилитации

 

Сколько времени может занять процесс реабилитации? Какие средства и программы реабилитации существуют сегодня?. Индивидуальная программа реабилитации инвалида (сокращенно — ИПР) — комплекс мероприятий, направленных на восстановление здоровья человека с инвалидностью (в том числе ребенка-инвалида).

Реабилитация больных различных категорий


Для каждой категории больных есть свои особенности реабилитационного процесса. Они могут зависеть не только от того, какое заболевание или нарушение вызвало необходимость реабилитации, но и от других факторов – например, возраста человека, которому требуется реабилитация.

Реабилитация детей

Поскольку у детского организма есть свои особенности, отличающие его от организма взрослого человека, реабилитация детей будет тоже иметь некоторые отличия. Ребенок находится в процессе развития физических и психических функций, а значит цель детской реабилитации заключается не только в восстановлении здоровья ребенка, но и в возвращении ему возможностей оптимального темпа развития.

Важно понимать, что в педиатрии помимо понятия медицинской реабилитации детей существует еще одно схожее понятие «абилитация», под которым подразумевается не восстановление, как в случае с реабилитацией, а формирование «с нуля» определенных навыков. Это понятие применимо для тех детей, которые в силу возрастных особенностей пока что не адаптированы к социальной среде, то есть для малышей, которым еще не исполнилось три года.

Реабилитация детей может проводиться в различных учреждениях, при этом не только тех, которые относятся к сфере здравоохранения (детская поликлиника, стационар, отделение реабилитации, детские санатории), но и в образовательных. Семья тоже имеет очень важное значение в процессе реабилитации ребенка вне зависимости от вида и тяжести его заболевания, так как именно в семье создается благоприятный эмоциональный климат, способствующий скорейшему восстановлению.

В большинстве случаев процесс реабилитации больных детей можно разделить на три основных этапа:

  • Клинический, он же стационарный.

Здесь происходит завершение лечения, а также подготовка к последующей реабилитации; в этих целях могут применяться медикаментозные препараты, лечебная физкультура, различные методы физиотерапии. Нередко стационарный этап реабилитации включает специальную диету для ребенка. То, насколько был успешен данный этап, оценивается по результатам анализов.

  • Санаторный этап.

В специализированных лечебных санаториях для детей создаются специальные условия, в которых ребенок восстанавливается быстрее, а специально подобранные в соответствии с заболеванием медикаменты, процедуры и диета обеспечивают нормализацию функций пораженных органов и систем.

  • Адаптивный этап.

Цель данного этапа – вернуть ребенка к тем условиям жизни, которые являются привычными для этого возрастного периода. Этот этап может проходить и в семье, и в специализированных центрах. При этом важно понимать, что для детей с хроническими заболеваниями цель адаптивного этапа заключается не только в достижении оптимального состояния здоровья, но и в поддержании этого уровня путем применения специализированных методов. Дети с хроническими заболеваниями обычно состоят на диспансерном учете в поликлинике по месту жительства.

Чем раньше начат процесс реабилитации детей, тем лучших результатов можно будет достигнуть.

Реабилитация инвалидов


Особенности реабилитации лиц с той или иной степенью инвалидности определяются самим понятием инвалидности как состояния, при котором происходит полная или частичная утрата возможности человека к полноценной жизни, обучению, труду и уходу за собой. Поскольку у каждого человека, получившего инвалидность, есть свои особые потребности, реабилитация инвалидов направлена на то, чтобы восстановить их физическое состояние и трудовые навыки до нужного уровня, а также адаптировать инвалидов к текущим условиям, насколько это возможно.

Согласно результатам медико-социальной экспертизы, после первичного присвоения или переосвидетельствования инвалид получает индивидуальную программу реабилитации, разрабатываемую для конкретного случая. Данная программа представляет собой комплекс мероприятий по восстановлению с указанием их видов и форм, рекомендуемых объемов и сроков исполнения. В зависимости от конкретного случая такая программа может быть разработана на срок 1 год, два года, бессрочно или, что актуально для детей с инвалидностью, до достижения ими 18 лет.

Для инвалидов также используется понятие абилитации, которое подразумевает не восстановление, а формирование неких способностей к самообслуживанию, бытовых навыков и способностей устанавливать контакты в социуме, которых не было раньше. Однако методы и средства реабилитации похожи на те, которые используются в ходе формирования новых навыков.

Ни одна программа реабилитации не является обязательной для человека, и инвалид может отказаться как от выполнения ее в целом, так и от частичного ее исполнения. При этом отказ от программы освобождает соответствующие организации от ответственности за ее исполнение.

Часто в программу реабилитации инвалидов входит использование специальных средств и приспособлений, которые включают:

  • приспособления, созданные для того, чтобы инвалиды могли обслуживать себя без посторонней помощи,
  • средства для ухода,
  • вспомогательные средства для лиц, испытывающих проблемы с ориентировкой в пространстве
  • специальный инвентарь, в том числе для занятий лечебной физкультурой
  • протезные изделия, ортопедические приспособления.

Все эти средства выделяются инвалидам в соответствии с рекомендациями, указанными в ИПР, на основании медицинских диагнозов и противопоказаний. Согласно закону, определенные технические средства, необходимые для улучшения качества жизни и реабилитации, могут быть предоставлены инвалидам бесплатно, для их получения необходимо направить по месту жительства заявление соответствующей формы в Фонд соцстрахования.

Реабилитация наркозависимых

Зависимости от наркотических веществ признана одним из наиболее тяжелых видов зависимости, поэтому людям, ранее принимавшим наркотики, чаще всего требуется целый комплекс реабилитационных мероприятий для возвращения к нормальной жизни. Так как наркотические вещества формируют зависимость и на физическом, и на психологическом уровне, об успешной реабилитации можно говорить тогда, когда человек не только не проявляет признаков наркозависимости, но и полностью возвращает все свои возможности.

Наркозависимый человек представляет проблему не только для самого себя, но для близких, родных и друзей, поскольку он утрачивает возможность адекватного восприятия окружающей действительности и теряет правильные стремления и цели. При этом самостоятельно преодолеть зависимость и полностью реабилитироваться способны единицы; остальным требуется комплексная помощь специалистов, а также поддержка близких.

Специализированная помощь по реабилитации наркозависимых оказывается в центрах лечения наркомании и других подобных организациях, где применяются методы, помогающие очистить организм от наркотиков и снять зависимость на физическом и психологическом уровнях. Это становится возможным при использовании определенных медикаментов, физиотерапии, а также психологических методик – тренингов, групповых занятий. Большая заслуга таких центров состоит в создании специальной среды, благоприятной для того, чтобы вылечиться от наркотической зависимости и начать путь реабилитации.

Реабилитация наркозависимых включает два основных этапа:

  1. Детоксикация, то есть очищение организма больного от наркотических веществ. Данный этап может проходить только в амбулаторных условиях.
  2. Реабилитационные мероприятия. Включают работу психологов, консультантов, социальных работников; если во время первого этапа использование медикаментов чаще всего обязательно, то на этапе реабилитации лекарства применяются чаще всего только лишь в целях коррекции вторичных расстройств (например, депрессивных состояний).

После того, как человек, избавившийся от наркотической зависимости, покидает учреждение, его реабилитация продолжается. Полученные в реабилитационном центре знания человек учится применять в обычной жизни. Здесь человеку требуется поддержка близких, в том числе исключение условий, провоцирующих возврат к употреблению наркотиков, а также содействие в трудоустройстве.

Особенности процесса реабилитации

Фото 2

Средства реабилитации


К средствам реабилитации относят все, что помогает достичь основной цели реабилитации – восстановления здоровья человека, его стабильного психологического состояния, а также его возможности осуществлять трудовую деятельность и мероприятия по уходу за собой. Все многообразие средств медицинской реабилитации можно разделить на несколько групп:

  • Средства активной реабилитации.

Это все типы физических упражнений и трудотерапии, то есть те средства, которые подразумевают активное физическое движение. Большинству людей, которым требуется реабилитация после операции, заболевания или травмы, приходится восстанавливать не только собственное здоровье, но и двигательные навыки, и здесь не обойтись без специально разработанного комплекса упражнений, лечебной физкультуры, занятий на тренажерах. Даже обычные пешие прогулки можно отнести к средствам активной реабилитации.

  • Средства пассивной реабилитации.

Сюда относятся в основном медикаментозные средства реабилитации и физиотерапия – все то, что не требует от пациента физической активности. Прием лекарств, посещение восстановительных процедур в физиокабинете, средства фитотерапии и гомеопатии – все это средства пассивной реабилитации.

  • Средства психологической реабилитации.

Большинство врачей согласны с тем, что психологический настрой является важным компонентом успеха всего реабилитационного процесса. Поэтому создание такого настроя при помощи аутотренинга, релаксации и других видов психологической терапии, является очень важным и неотъемлемым компонентом всего процесса реабилитации в целом.

В случае каждого отдельно взятого пациента сочетание всех трех типов средств подбирается индивидуально, и зависит от того, с каким нарушением приходится работать, насколько выражены его симптомы или последствия.

Реабилитационная среда

Реабилитационная среда – это особые условия, создаваемые для человека, который находится в процессе реабилитации. Для каждой категории пациентов реабилитационная среда создается в индивидуальном порядке и имеет свои особенности. К примеру, даже при одинаковом заболевании реабилитационная среда для взрослого человека и для ребенка будет отличаться.

Реабилитационная среда представляет собой совокупность следующих факторов:

  • Организационные.

Часто под организационными факторами подразумеваются специализированные реабилитационные центры, стационарные учреждения или аналогичные организации, которые направлены на создание нужных определенной категории пациентов условий.

  • Функциональные.

Они используются для восстановления утраченных функций пациента. В зависимости от того, с какой проблемой столкнулся человек, ему может потребоваться медицинское, психологическое, социальное восстановление, помощь в обучении или получении профессии, а также многое другое. Как правило, в реабилитационной среде присутствует несколько функциональных факторов.

Обязательно, чтобы в реабилитационной среде присутствовали все необходимые для полноценного восстановления компоненты. Системный подход является важным условием успешного влияния специально создаваемых условий на процесс реабилитации.

Программа реабилитации


Для любого пациента, который нуждается в реабилитационных мероприятиях, составляется индивидуальная программа реабилитации. Этот комплекс мер включает все необходимые действия и способы, которые помогут обеспечить полноценное существование человека, восстановить его здоровье до требуемого уровня. Индивидуальная программа реабилитации обязательно содержит не только перечень необходимых мероприятий, но и их рекомендуемые объемы и сроки, в которые нужно эти мероприятия исполнять.

Так, например, после перелома реабилитация может включать в себя комплекс упражнений лечебной физкультуры и физиопроцедур.

Однако при более серьезных травмах, которые надолго ограничивают подвижность человека или иным образом резко изменяют привычный ритм жизни, программа реабилитации может включать психологическую составляющую. Так пациентам, перенесшим инсульт и утратившим некоторые способности (говорить или понимать речь, часть двигательных функций или иные) бывает крайне сложно вернуться к активной жизни. Они могут чувствовать себя обузой для своих родственников, потерять смысл в продолжении каких-либо действий. Из-за того, что иногда результат реабилитационный мероприятий может быть заметен только спустя недели (а иногда и месяцы), пациент перестает видеть смысл в их продолжении, что только усугубляет ситуацию.

В этом случае крайне важна не только поддержка родственников, но и профессиональная помощь психолога, который имеет опыт работы с подобными пациентами.

Любая индивидуальная программа реабилитации носит не обязательный, а рекомендованный характер, и никто не может запретить человеку полностью отказаться от назначенных реабилитационных мероприятий, либо выполнять их только частично. Однако отказ следовать программе реабилитации негативно влияет на состояние здоровья и существенно задерживает возвращение человека к нормальной полноценной жизни.

Период реабилитации

Период реабилитации – это то время, которое требуется для проведения реабилитационных мероприятий и восстановления жизненных функций человека в полном объеме. Этот показатель является очень индивидуальным и зависит не только от того, в связи с каким заболеванием (травмой, ситуацией) требуется реабилитация, но и от особенностей конкретного пациента и его организма. К примеру, некоторые люди восстанавливают двигательные способности после травмы спинного мозга в течение достаточно короткого периода времени, тогда как другим необходим существенно больший срок.

Периоды реабилитации могут разделяться по тому, в какой именно среде проходят реабилитационные мероприятия. Если в течение некоторого времени после операции человеку требуется восстановление в условиях стационара, это – стационарный период реабилитации. Если же реабилитационная программа предписывает пребывание на курорте или в санатории, этот период будет носить название санаторно-курортного.

Лечение и реабилитация

Лечение (медикаментозное, физиотерапевтическое, и т.д.) является неотъемлемым компонентом медицинской реабилитации, так как благодаря лечению восстанавливается нормальное состояние организма и возможность нормальной жизнедеятельности. Реабилитацию с этой позиции можно определить, как восстановительное лечение; данные мероприятия также направлены на то, чтобы предотвратить осложнение заболеваний.

Наиболее популярным методом восстановительного лечения сегодня является физиотерапия, которая демонстрирует не только высокую эффективность для многих заболеваний, но и безопасность для пациентов, так как обладает минимумом побочных эффектов. Преимущество физиотерапии как компонента восстановительного лечения также заключается в том, что некоторые ее методы способны повысить чувствительность организма к некоторым препаратам, а значит прием медикаментов можно будет сократить. Наконец, физиотерапевтические методы оказывают не только восстановительное, но и профилактическое воздействие, а также укрепляют организм в целом.

Восстановительное лечение актуально не только для реабилитации пациентов после болезней и травм, для инвалидов, но и для здоровых людей. И вышеупомянутая физиотерапия, и другие компоненты восстановительного лечения (например, лечебная физкультура и общеукрепляющие препараты) имеют профилактический эффект против многих заболеваний, позволяя не только сохранить здоровье организма на более длительный период, но и сделать его крепче, избавившись от мелких недомоганий и повысив общий тонус организма.

Срок действия и внесение правок

Фото 3

Программа ИПР создается на различные временные промежутки — 12 месяцев, 24 месяца или без ограничений по времени. В случае реабилитации ребенка с инвалидностью период действия ограничивается одним или двумя годами, а также до момента совершеннолетия.

Если после оформления окончательной версии документа требуется его дополнение или внесение правок, составляется направление (форма №088/у-06). Далее человек отправляется на МСЭ с целью получения новой ИПР.

Дифференциация в зависимости от группы

Индивидуальная программа, составляемая в стандартной форме, включает обязательные разделы. В первый из них заносится информация об образовании, квалификации человека, остальные охватывают:

  • медицинскую реабилитацию;
  • социальную адаптацию;
  • профессиональную приспособляемость;
  • психо-педагогические мероприятия.

В ИПР содержатся рекомендации о возможной физической нагрузке для инвалида. Благодаря программе такие граждане находят работу, обучаются, чтобы приобрести новые навыки, получить диплом, необходимый для трудоустройства.

Памятка для абилитации детей

Чтобы быть уверенным в правильности присвоенной статуса внимательно изучите принципы классификации групп инвалидности.

Социальная адаптация

Помимо медицинской помощи, без которой инвалидам просто невозможно обойтись, ИПР предусматриваются и другие мероприятия:

  • психологическую и юридическую поддержку;
  • подбор необходимых технических средств;
  • адаптацию к новым условиям жизни;
  • предоставление информации по вопросам восстановления;
  • спортивную реабилитацию.

Гражданам, имеющим 1 гр. инвалидности, разрешается поступать вне конкурса в учебные заведения государственной формы собственности при условии сдачи экзамена. Лицам, обучающимся на стационаре, выплачивается стипендия в повышенном размере.

Присвоение статуса возможно только по итогам прохождения медико-социальной экспертизы

Люди с ограниченными возможностями имеют право работать на предприятии или в компании на 5 часов меньше в неделю, чем другие сотрудники, уходить в отпуск на 2 месяца за свой счет. Инвалидам 1гр. разрешается ездить в общественном транспорте бесплатно. Такие граждане освобождаются от налогов на недвижимость. Если работать человек не может, но у него есть любой трудовой стаж, он вправе получать страховую пенсию по инвалидности. А никогда не работавшему будет начисляться социальная пенсия по инвалидности.

Социальная реабилитация для 2 группы также включает возможность:

  1. Поступать вне конкурса в ВУЗы.
  2. Работать меньше времени.
  3. Получать высокую стипендию.
  4. Не платить налоги на жилье.

Инвалиды III группы поступают в вузы и учатся в них на общих основаниях.

Для лиц, имеющих проблемы со слухом, предоставляются услуги сурдопереводчика, предусмотрена специальная помощь слепым или плохо видящим гражданам.
3 группа инвалидности не предусматривает льготного зачисления в ВУЗы

Медицинская помощь

В ИПР для людей, что имеют проблемы со здоровьем, согласно законодательству предусматривается бесплатное обслуживание в лечебных учреждениях, технические средства для восстановления. Инвалид вправе рассчитывать на мероприятия в области:

  • медикаментозной терапии;
  • протезирования;
  • санаторного оздоровления;
  • хирургических операций.

Многие граждане из-за состояния своего здоровья не могут вставать, двигаться, оправлять естественные надобности. В отделе, который отвечает за социальную защиту, им предоставляются технические средства в виде:

  • костылей и тростей;
  • специальных колясок;
  • протезов и особой обуви;
  • кресел с санитарным обслуживанием.

Медицинская реабилитация распространяется на приобретение инвалидами со скидкой или бесплатно некоторых групп лекарств. Это антибиотики, антидепрессанты, обезболивающие препараты, средства от аллергии, противовоспалительные медикаменты.

Для инвалидов первой группы предусмотрены предметы личной гигиены – памперсы, постельные принадлежности. Оптические и слуховые приборы по ИПР могут получить лица с нарушениями зрения и слуха.
Программа помощи детям с черепно-лицевыми травмами на примере РДКБ

Психолого-педагогическая поддержка

Помимо взрослых людей, ставших инвалидами, немало детей и подростков страдает от того, что не имеют достаточных физических возможностей. Программа реабилитации предусматривает для таких граждан комплекс мероприятий, которые направлены на то, чтобы каждый ребенок мог посещать дошкольное учреждение, получил среднее образование.

ИПР предусматривает прохождение инвалидами социотерапии, что стимулирует подростка или ребенка к улучшению поведения, к реализации своих способностей.

Психическая коррекция направлена на то, чтобы человек смог поверить в себя, восстановить утерянные связи, адаптироваться в обществе, избавиться он чувства неудовлетворенности в личной жизни.

Педагогическая реабилитация инвалидов включает:

  1. Консультирование по вопросам здоровья.
  2. Предоставление информации об общественных объединениях людей с ограниченными возможностями.
  3. Проведение культурных и спортивных мероприятий.

Основной задачей реализации программы служит интеграция лиц с инвалидностью в социальную среду, а не изоляция их в семьях и специальных учреждениях. Реабилитация предусматривает вовлечение таких граждан в различные кружки, способствующие не только проведению досуга, но и развитию навыков.

Материнский капитал возможно использовать на нужды ребёнка-инвалида

Профессиональная абилитация

Инвалидам гораздо сложнее приспосабливаться к социальным изменениям, возможности самозащиты у них понижены. ИПР предусматривает мероприятия и в этой сфере реабилитации, что включает:

  • обучение и получение квалификации;
  • помощь в трудоустройстве;
  • психологическую коррекцию;
  • производственную адаптацию;
  • профессиональную ориентацию.

Психологическая коррекция проводится для того, чтобы восстановить навыки, утраченные из-за травмы или болезни. Мероприятия способствуют самореализации инвалида как личности.

Людям с ограниченными возможностями оказывают содействие в нахождении места работы в соответствии с их способностями и требованиями на рынке труда. При необходимости и по желанию инвалида помогают в получении профессии, повышении квалификации.

Основные положения государственной поддержки

Комплексная реабилитация

Фото 4

При ее проведении принимают участие несколько специалистов, помогающих инвалиду восстановить навыки, полученные до травмы.

Комплексность-один из принципов проведения реабилитационных мероприятий. Она подразумевает использование различных реабилитационных мероприятий с участием как медицинского персонала, так и психологов, педагогов, специалистов по ЛФК, юристов и др. В зависимости от объема и сложности задач, решаемых реабилитацией, от условий, возможностей и индивидуальных показаний для ее проведения могут быть использованы разные системы реабилитации, различающиеся между собой количеством этапов и длительностью лечения.

Выбор делается в пользу тех реабилитационных мероприятий, которые наиболее эффективны и обеспечивают скорейшее выздоровление пострадавшего.

Как получить

Часто люди не знают, для чего разрабатывалась программа реабилитации, не понимают значения специальной карты, без которой нельзя поступить вне конкурса в вуз, сложно трудоустроиться, а если и работать, то наравне со здоровыми людьми.

ИПР для конкретного лица разрабатывают на протяжении месяца, включает конкретные услуги, многие из которых предоставляются бесплатно.

Лечащий врач обязан отправить больного на прохождение медицинской комиссии, а инвалид должен написать заявление в государственное бюро МСЭ, где указывает свои данные, перечень мероприятий, в которых нуждается, ставит подпись. Визируется документ должностным лицом. Один экземпляр бланка нужно оставить себе. К заявлению стоит приложить рекомендации и заключения. Карту придется менять ежегодно, даже если группа установлена до конца жизни. Обратить внимание нужно на основные нюансы:

  1. Если человек не согласен с тем, что ему предложено по ИПР, необходимо обратиться в вышестоящую организацию или в суд.
  2. Перечень реабилитационных услуг не должен быть меньше минимального набора мероприятий.
  3. Инвалид вправе отказаться от любого пункта из списка, но требовать компенсацию за это бесполезно.

Внимание! Имея на руках карту, гражданин сможет получить образование, повысить квалификацию. Без нее нельзя стать на биржу, возникают проблемы с трудоустройством.

Образец справки для детей-инвалидов

Новый порядок установления инвалидности

Со вступлением в силу нового закона изменился порядок установления инвалидности.

Раньше преимущественно в процессе проведения экспертизы и установления группы инвалидности применяли всего 2 критерия:

  1. Каково расстройство функций организма.
  2. Насколько ограничился вследствие болезни или травмы привычный уровень жизнедеятельности:
  • частично или полностью утрачена одна определенная функция;
  • возможно ли человеку обойтись самообслуживанием или же ему требуется регулярный медицинский и бытовой уход и т.д.

Теперь же медико-социальная экспертиза будет руководствоваться только одним критерием.

Основанием для установления инвалидности лицу является нарушение здоровья со II и более степенью выраженности стойких нарушений функций организма. После установления человеку инвалидности, будут применяться критерии установления группы инвалидности.

Медико-социальная экспертиза также отвечает принципу комплексности. Она осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основании следующих данных:

  • Клинико-функциональных;
  • Социальной бытовых;
  • Профессионально-трудовых;
  • Психологических.
Если лицо официально признается инвалидом, то ему обязательно назначается индивидуальная реабилитационная или абилитационная программа, причем ее будут не только назначать, но и контролировать выполнение.

Раньше за основу бралась способность человека к общению и обучению, а также к контролю своего поведения. Теперь же будет даваться объективная оценка утраты функциональности организма по результатам медицинского обследования.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Особенности реабилитации и абилитации детей-инвалидов

Фото 5

Для детей инвалидов есть свои особенности в проведении реабилитационных мероприятий. Чем раньше начнется восстановительные процедуры, тем быстрее пройдет восстановление утраченных навыков или приобретение новых.

Для этого используются следующие виды реабилитации и абилитации:

1. Медицинская. Включает массаж, лечебную физкультуру и другие виды оздоровительных мер.

2. Бытовая. Помощь в освоении новых навыков и умений в быту.

3. Психологическая. Для детей проводятся различные развивающие занятия.

4. Социокультурная: экскурсии, театры, концерты и другие виды досуга.

Особенность проведения таких мероприятий — их комплексность. Необходимо вернуть здоровье ребенка и максимально развить его физические и психические способности.

Индивидуальная программа абилитации инвалида

Рассмотрим, что такое программа реабилитации и абилитации инвалидов. Это комплекс оптимальных для инвалида мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа содержит:

  • реабилитационные мероприятия;
  • технические средства реабилитации;
  • услуги, предоставляемые инвалиду.

Указанные мероприятия и средства могут предоставляться инвалиду бесплатно, в соответствии с перечнем, установленным федеральным законодательством и за плату, которую может вносить сам инвалид или другие лица и организации.

Новая система позволяет не только поставить точный медицинский диагноз, но и сформулировать индивидуальную программу всесторонней поддержки каждого пациента.

Введение нового понятия, абилитации, позволяет разрабатывать программы по формированию у человека ранее отсутствовавших умений, поскольку теперь для этого создана отсутствовавшая ранее законодательная база.

В состав индивидуальной программы абилитации, опираясь на потребности того человека, для которого она разрабатывается, могут быть включены следующие этапы.

Этап 1: Восстановительные медицинские мероприятия

Медицинская реабилитация включает комплекс процедур, с помощью которых ограниченность в передвижении у инвалидов снижается.

Сюда относят:

  1. Общую реабилитацию (использование медпрепаратов, назначенных врачом, наблюдение в амбулатории).
  2. Специализированную реабилитацию (оказание помощи в спецлечебницах, протезирование и проведение операций).

Медицинская абилитация включает:

  • реконструктивная хирургия;
  • протезирование и ортезирование;
  • санаторно-курортное лечение.

Задача медицинской реабилитации — при помощи технических средств, протезов, восстановительного лечения и терапии дать возможность человеку как можно полнее восстановить утраченные функции, либо научиться обходиться без них.

Для тех, чьи функции передвижения серьезно ограничены и требуется обязательное приобретение специальных колясок, протезов, изыскиваются возможности для их покупки.

Этап 2: Профессиональная ориентация

Заключается в обучении и помощи в трудоустройстве, адаптации на рабочем месте.

Если у человека ранее была профессия, но после перенесенной травмы или операции он более не может использовать свои прежние навыки, потребуется обучение новой специальности или переквалификация.

При трудоустройстве руководство предприятия совместно с органом соцзащиты и бюро МСЭ переоборудует рабочее место, чтобы обеспечить возможность новому сотруднику выполнять работу с учетом его ограниченных физических возможностей.

Также работающим инвалидам положены льготы.

Этап 3: Физкультурно-оздоровительные мероприятия

Проводятся на базе ДЮСШ, физкультурно-спортивных клубов для инвалидов, включают привлечение их к участию в массовых физкультурно-спортивных праздниках, в соревнованиях и т.д.

Регулярные спортивные занятия оказывают благотворное действие на общее физическое состояние человека, а также помогают быстрее восстановиться после перенесенных заболеваний и тяжелых операций.

Этап 4: Социальная адаптация

С помощью социальной реабилитации выстраивают отношение в семье и обществе с учетом потребностей самого инвалида.

Включает две составляющих:

1. Социально-средовая ориентация. Помогает инвалиду быстрее адаптироваться в новых условиях жизни с учетом его навыков и умений.

Предоставляется помощь психологов и педагогов в следующих случаях:

  • в определении доступных инвалиду возможностей для самореализации;
  • помощь в зачислении в учебные заведения и трудоустройстве;
  • помощь в налаживании контактов с родственниками и окружающими;
  • психологическая помощь семье.

2. Социально-бытовая абилитация. Помогает выбрать для инвалида наиболее удобный темп общественной и семейной жизни. Для этого необходимо:

  • обучить инвалида самостоятельно себя обслуживать;
  • показать семье оптимальный вариант совместного проживания и ведения хозяйства с учетом навыков инвалида;
  • подготовить жилье для проживания в нем лица с ограниченными возможностями.

Большое внимание уделяется введению подопечного в среду, где объединены единомышленники по интересам: кружки, секции, творческие коллективы и т.д.

Вопросы и ответы

Источники

Использованные источники информации.

  • https://medaboutme.ru/zdorove/spravochnik/slovar-medicinskih-terminov/reabilitatsiya/
  • https://lgotarf.ru/lgoty/article/individualnaya-programma-reabilitacii-invalida
  • https://vsestr.com/invalidnost/prisvoenie-statusa/chto-vhodit-programmu-reabilitatsii-invalida.html
  • http://lgoty-vsem.ru/lgoty/reabilitatsiya-i-abilitatsiya-invalidov.html
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий