Как по закону проводится передача земельного участка в муниципальную собственность. Какие при этом нужно заполнять бумаги. Основания безвозмездной передачи федеральных участков земли в муниципальную собственность или в собственность субъектов РФ - вся необходимая информация по этому вопросу.
Содержание
- Субъекты и объекты муниципальной собственности на землю
- Федеральные земли, которые не могут быть переданными в собственность муниципалитетов и субъектов РФ безвозмездно
- Земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, подлежащие передаче в муниципальную собственность или в собственность субъектов РФ безвозмездно
- Оформление договора
- Порядок передачи федерального или муниципального земельного участка в безвозмездное пользование
- Отличия от аренды
- Правовая регламентация передачи участков, находящихся в общефедеральной собственности, в собственность муниципалитетов и субъектов РФ
- Какие земли находятся на балансе государства
- Порядок передачи земельных участков из федеральной в муниципальную собственность
- Какие земли находятся в собственности у муниципалитета
- Особенности использования
- Как происходит образование земельного участка из земель муниципальной собственности
- Что это такое
- Земли федеральной собственности
- Вопросы и ответы
Субъекты и объекты муниципальной собственности на землю
Объектами муниципальных владений являются земли, переданные государством местным властям или полученные ими в следствии разграничения участков. Такие наделы могут находиться как в пределах муниципалитета, так и за его границами.
Субъектами таких владений станут органы власти города, посёлка, района и других населённых образований. Они имеют право распоряжаться землёй в рамках действующего законодательства.
Федеральные земли, которые не могут быть переданными в собственность муниципалитетов и субъектов РФ безвозмездно
В силу ст. 17 ЗК РФ в общефедеральной собственности находятся земли:
- признанные таковыми федеральным законодательством;
- право собственности на которые возникло при разграничении публичных земель;
- приобретенные РФ на основании гражданско-правовых сделок таких как завещание, мена, купля, дарение и подобное.
В отношении второго пункта этого перечня (разграничения публичных земель) на текущий момент актуальны положения Федерального закона РФ № 137 «О введении в действие ЗК РФ». Ст. 3.1 указанного Кодекса относит к числу общефедеральных земель земли:
- занятые строениями, находящимися в федеральной собственности;
- предоставленные (согласно административным актам) органам государственной власти РФ или их территориальным структурам, казенным предприятиям, унитарным госпредприятиям, некоммерческим организациям, созданным федеральными госорганами;
- находящиеся на одном из вещных прав (постоянное пользование, аренда, безвозмездное пользование) у государственных академий наук и учреждений, входящих в их структуру;
- предоставленные в аренду ГК «Росавтодор».
До появления перечисленных правил в отечественной правовой системе существовала практика разграничения публичных земель согласно перечням. После проведения землеустроительных работ участки передавались тем или иным публичным образованиям.
В дальнейшем от этой практики отказались: она была признана нецелесообразной, поскольку разграничить таким образом удавалось незначительные площади целинных земель.
В муниципальную и субъектную собственность не могут быть переданы земли:
- предоставленные федеральным органам власти и их территориальным структурам, федеральным учреждениям и предприятиям, в том числе казенным, некоммерческим организациям, созданным федеральными властями;
- зарезервированные для госнужд;
- находящиеся в составе особо охраняемых природных территорий общефедерального значения, лесного фонда, особых экономических зон;
- уже занятые объектами общефедерального значения или предназначенные для их строительства согласно документам территориального планирования;
- предназначенные для строительства объектов, предусмотренных инвестиционными программами субъектов естественных монополий;
- другие участки, перечисленные в п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ.
Земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, подлежащие передаче в муниципальную собственность или в собственность субъектов РФ безвозмездно
Дополнению Земельного кодекса России главой V.5 предшествовало принятие г. Федерального закона РФ № 122, которым были изменены положения Законов № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
Названным нормативным актом оговорено, что в общефедеральной собственности может находиться имущество, необходимое для:
- защиты здоровья, нравственности, интересов населения РФ;
- обеспечения стратегических интересов в сфере обороны и безопасности;
- осуществления полномочий, возложенных на федеральные органы госвласти;
- деятельности унитарных госпредприятий и учреждений, подведомственным федеральным органам исполнительной власти;
- жизнеобеспечения работников таких предприятий и учреждений, включая общежития.
Находящееся в общефедеральной собственности имущество, которое по закону может находиться в собственности муниципалитетов и субъектов РФ, подлежит передаче им в случаях:
- когда нахождение такого имущества в общефедеральной собственности не допускается;
- вследствие разграничения полномочий госструктур федерального и регионального уровня между собой и с муниципалитетами;
- когда имущество используется органами власти субъектов РФ, муниципалитетами, их унитарными предприятиями и учреждениями для реализации собственных (неделегированных) полномочий.
Указанные положения в полной мере применимы к землям. Кроме того, стоит учитывать принцип единства юридической судьбы земельного участка и размещенной на ней недвижимости.
В силу ст. 39.3 ЗК РФ земли, находящиеся в общефедеральной собственности, подлежат передаче публичным образованиям в заявительном порядке.
Передаются земли:
- расположенные в пределах поселений и городских округов в собственность соответствующих поселений и округов при условии утверждения генпланов, планов землепользования и застройки территорий;
- лежащие на межселенных территориях – муниципальным районам при условии утверждения схем территориального планирования;
- находящиеся в пределах Москвы, Петербурга, Севастополя – в собственность этих городов, признаваемых самостоятельными субъектами РФ;
- предназначенные для размещения объектов региональной инфраструктуры – соответствующим субъектам РФ (при условии, что их строительство соответствует проектам планировки и межевания, документации территориального планирования).
Приведенный перечень касается случаев безвозмездной передачи. При этом все публичные образования наделены гражданской дееспособностью и могут заключать сделки о возмездном отчуждении земель друг с другом.
Оформление договора
Участниками соглашения выступают по закону ссудодатель и ссудополучатель. Один берет на себя обязанность передать землю, а другой – принять во владение и пользоваться в порядке, установленном данным соглашением.
В договоре, оформленном в 2019 году, придется указать:
- цель использования земли, какую деятельность предполагается на ней вести;
- кто является настоящим собственником;
- когда именно владелец предполагает обрабатывать землю;
- как ссудополучатель предполагает охранять участок и сохранять почву, если она плодородная, соблюдать пожарную и санитарную безопасность, придерживаться других норм.
Главная роль в документе отводится предмету сделки, которым является земельный участок или его часть, он должен обязательно находиться на кадастровом учете.
В договоре потребуется точно указать сведения об участке и индивидуальные характеристики для его идентификации, их можно взять из кадастрового паспорта:
- границы;
- площадь;
- расположение (адрес);
- кадастровый номер;
- категория земель;
- вид разрешенного использования;
- наличие на земле строений и других объектов;
- другие.
Договор требуется оформить в печатном виде в 3-х экземплярах, по одному для сторон и один для передачи в Росреестр. Заверяется документ подписями участников (лицами, которые выступают их представителями, руководителями), если у них есть печать, она обязательно проставляется.
В стандартном порядке в договор следует внести такие пункты:
- предмет договора;
- права и обязанности участников;
- условия передачи недвижимости и эксплуатации;
- разрешение спорных вопросов;
- реквизиты.
Если договор будет подписывать представитель, на него потребуется оформить доверенность.
Образец кадастрового паспорта на земельный участок:
Документы для регистрации
Для регистрации договора в Росреестре вместе с ним потребуется подать и другие бумаги:
- гражданский паспорт от физ. лица или учредительные документы от юрлица;
- заявление, на основании новых данных соответствующие изменения на землю будут внесены в ЕРГП;
- кадастровый паспорт на участок, его предоставляет новому владельцу собственник;
- квитанцию об уплате госпошлины за перерегистрацию прав на владение.
После рассмотрения бумаг решение о выдаче свидетельства выносится в 10-дневный срок.
Скачать бланк кадастрового паспорта земельного участка
От юридического лица физическому
Согласно положениям Гражданского кодекса земля в пользование может быть получена определенными категориями лиц, это:
- граждане или юрлица, которые планируют на участке проводить застройку;
- религиозные организации, если им требуется возвести религиозное сооружение или памятник;
- строительные компании, которые выполняют заказы для передачи в дальнейшем строительных объектов в муниципальную собственность;
- юрлица, занимающиеся строительством ЖСК, коттеджных поселков, т. е. образований, которые не могут иметь статус административных;
- физические и юрлица, которые планируют эксплуатировать лесной фонд России в целях, указанных в договоре;
- госорганы и учреждения.
Ссудодателем не обязательно должно выступать государство, это может быть и юридическое лицо, которое имеет право дать в безвозмездное пользование участок физическому лицу. Но данное лицо не должно заниматься коммерческой деятельностью, иначе ему разрешается отдавать свое имущество только в аренду.
Порядок передачи федерального или муниципального земельного участка в безвозмездное пользование
Порядок передачи земли во владение является стандартной процедурой и включает такие действия:
- Заинтересованному лицу лично или через представителя следует обратиться в администрацию и сделать заявку о предоставлении участка в безвозмездное пользование.
- В заявлении потребуется указать основания, которые есть у заинтересованного лица, с какой целью он собирается использовать землю.
- Муниципальный орган должен принять решение о передаче земли заявителю. Если он откажет, отрицательное решение с указанием причин потребуется вручить в письменном виде. Обычно решение принимается в течение 3 месяцев. В течение этого времени муниципалитет может предложить заинтересованному лицу какой-либо участок, если последний откажется взять его, то он получит отказ от властей автоматически.
- На основании принятого решения муниципалитет должен заключить с заинтересованным лицом соглашение.
- При условии, что срок пользования землей составляет больше года, владелец участка должен зарегистрировать договор в Росреестре.
Вместе с заявлением в муниципалитет подаются и другие документы: паспорт, если заявитель – гражданин или ИП, а также учредительные документы, если заявку подает предприятие.
Земельные участки для граждан под ведение садово-огороднического хозяйства выделяются по несколько иной схеме. Заявителем обычно выступает СНТ или другой кооператив, членами которого должны быть граждане, но разрешается и индивидуальная подача заявок.
На основании ФЗ №66 (), ст. 13−14 муниципалитет обязан выделять гражданам землю в порядке очереди и с учетом площади, которой располагает. Выделяться наделы могут в пределах минимальных и максимальных размеров, установленных региональными властями. Все члены кооператива могут получить участки, равные по площади.Обычно договор заключается на 5 лет, со стороны будущего владельца должна выступать только некоммерческая организация, созданная гражданами. В дальнейшем товариществу потребуется самому проводить межевание земли, и выделять участки своим членам.
Отличия от аренды
В договорах, на основании которых передается право пользования землей, существуют отличия.
К ним относится договор аренды и безвозмездного пользования:
- Арендатор после заключения соглашения получает право не только пользоваться землей, но и сдавать ее в субаренду или переуступить свои права третьему лицу. Аренда предполагает получение за нее определенной платы, оговоренной условиями договора. Арендатор также может принимать меры для защиты своих владельческих прав.
- Лицо, которое получает право пользоваться землей на основании договора безвозмездного пользования, может его эксплуатировать только самостоятельно, в личных или коммерческих целях, передавать участок третьему лицу нельзя. В случае с безвозмездным пользованием оплачивать за эксплуатацию земли недопустимо.
Правовая регламентация передачи участков, находящихся в общефедеральной собственности, в собственность муниципалитетов и субъектов РФ
Сперва о терминологии: законодатель использует для рассматриваемого случая слово «передача». О «предоставлении» в Земельном кодексе России речь идет только в случае отчуждения земель в пользу граждан, иностранцев, организаций.
Законодатель регламентирует безвозмездную передачу участков, находящихся в федеральной собственности в муниципальную и субъектную в пределах главы V.5 ЗК РФ, которая содержит статьи, посвященные:
- основаниям безвозмездной передачи участков в распоряжение территориальных общин и региональных властей (ст. );
- процедуре такой передачи (ст. );
- порядку прекращения прав частных лиц на участки, бесплатно передаваемые из общефедеральной собственности в муниципальную и региональную (ст. ).
Земельный кодекс России в своей первоначальной редакции главы V.5 не содержал. Ее положения вступили в силу г., в связи с принятием Федерального закона РФ № 171 от г.
В качестве предпосылок внесения рассматриваемых изменений в ЗК РФ, видимо, принято во внимание следующее:
1. Государство – основной собственник земельных ресурсов в России. Этому способствовало множество факторов:
- советская традиция, в рамках которой единственно возможной формой собственности на землю была государственная, причем без разделения на федеральную и субъектную;
- относительно недавнее (90-е года) появление муниципальной и субъектной собственности;
- наличие больших площадей целинных земель, права на которые между публичными субъектами не разграничены и которые не учтены в госкадастре недвижимости (ГКН) и госреестре недвижимости (ЕГРП);
- остаточный принцип, закрепленный в ст. 16 ЗК РФ: земли, не принадлежащие частным лицам и муниципалитетам, считаются государственными.
2. Множество земель, находящихся в общефедеральной собственности, не используются в целях, непосредственно связанных с реализацией полномочий РФ в различных сферах деятельности. Поэтому логичной и обоснованной будет их передача тем публичным образованиям, которым она действительно необходима.
Какие земли находятся на балансе государства
Статья 17 действующего Земельного Кодекса Российской Федерации содержит в себе исчерпывающее определение понятия федеральной собственности. К таким объектам земли относятся участки, находящиеся в полном распоряжении государства с учетом соблюдения законодательных нормативов.
Статья 17. Собственность Российской Федерации (федеральная собственность) на землю
Закон устанавливает, что в собственности у государственных органов власти могут находиться следующие категории земель:
- которые были ранее признаны в качестве федерального владения со ссылкой на законодательные нормативы;
- перешедшие в собственность в результате разграничения территорий после пересмотра границ отдельных федеративных субъектов;
- полученные на основаниях гражданско-правового порядка под строительство федеральных объектов.
Соответствующие права официально регистрируются в государственном реестре объектов недвижимого имущества. В некоторых случаях могут возникать ситуации, когда становится остро необходима передача участков земли в безвозмездное пользование муниципалитетам. Важно помнить о том, что Земельный Кодекс имеет в своем составе отдельную главу, посвященную рассматриваемому вопросу.
Статья 655. Передача здания или сооружения
Порядок передачи земельных участков из федеральной в муниципальную собственность
Статья 154 Федерального Закона №122 гласит, что окончательная передача земель в собственность муниципальных органов власти производится, если конкретная территория уже используется органами местного самоуправления на безвозмездной основе, а также унитарными учреждениями для реализации определенных целей в рамках организации самоуправления в регионах РФ.
Федеральный закон от N 122-ФЗ
Из федеральной собственности могут быть переданы те
категории участков
, которые располагаются в пределах курортных зон. В этом случае право федеральной собственности должно быть в обязательном порядке зарегистрировано в едином государственном реестре до момента вступления в силу ФЗ №244.
Для этого необходимо соблюдение следующих условий:
- если на земле расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся в распоряжении муниципальных органов власти;
- если земля была ранее предоставлена под временное распоряжение унитарных предприятий или некоммерческих учреждений;
- если процедура в полной мере регламентируется законодательными нормами конкретного федеративного субъекта.
Соответствующий порядок, по которому происходит передача земельного участка в муниципальную собственность, может быть применен только в той ситуации, если в отношении участков земли отсутствуют основания для блокировки процесса.
Важно помнить о том, что в некоторых случаях возникают ситуации, когда земельные участки требуется предать в распоряжение местных органов власти, но до этого территорию следует образовать из отдельного земельного массива. Для выполнения данной операции к основному заявлению прикладывается утвержденная схема или проект межевания, в котором будут четко определены параметры нового участка.
В качестве дополнительной меры в заявлении требуется прописать действующий кадастровый код изначального земельного объекта, если образование участка происходит из территории, зарегистрированной в государственном реестре.
Какие документ подаются
Передача земельных участков, находящихся в непосредственной федеральной собственности, в соответствии с законодательными нормами производится на основании специального заявления, направляемого в компетентные государственные органы руководителем муниципалитета. Прием такого документа находится в компетенции территориального исполнительного органа власти, осуществляющего полномочия действующего собственника имущественного объекта.
Скачать бланк передаточного акта земельного участка
В заявлении в обязательном порядке прописывается актуальный кадастровый номер земли в случае, если соответствующие сведения об участке были ранее внесены в единый
государственный реестр
. В случае, если территориальный участок предстоит образовать, то к основной документации прикладывается проект межевания или схема расположения земли.
Стоит отметить, что представители компетентных органов не могут требовать прочих документов, за исключением тех бумаг, перечень которых предусматривается федеральным законодательством и Земельным Кодексом РФ. Например, это может быть свидетельство о внесении сведений о земле в Росреестр.
Орган власти, осуществляющий полномочия собственника, должен не позднее 30 дней с момента получения пакета документов принять и направить в пользу заявителя решение о факте безвозмездной передачи участка земли из федеральной собственности в муниципальную. Также в некоторых случаях может быть сформировано постановление об отказе в безвозмездной передаче.
В соответствующем решении должны быть в полной мере прописаны все объективные основания для отказа в передаче. Кроме того, к нему должны быть приложены копии тех документов, которые подтверждают законность предъявленных оснований. Все спорные ситуации решаются исключительно в порядке судебного разбирательства в компетентных инстанциях.
Основания для отказа
Решение об отказе в передаче государственного имущества в пользу муниципалитетов принимается с учетом следующих оснований:
- участок земли, характеристики которого прописаны в поданном заявлении, не подлежит передаче на основании пунктов статьи Земельного Кодекса;
- в заявительной документации не был прописан действующий кадастровый номер или к этому участку не был приложен специальный проект о межевании территорий, в рамках которых располагается конкретный участок земли;
- к заявлению не была приложена схема земли, если планируется образование соответствующего участка;
- имеются основания для закрытия процедуры, предусмотренные статьей Земельного Кодекса РФ.
Статья . Случаи и основания безвозмездной передачи земельных участков
Стоит отметить, что, если в едином государственном реестре прав собственности на объекты недвижимого имущества отсутствует информация о границах земли, которую нужно передать, то это не может считаться прямым основанием для отказа. Эта норма в полной мере регламентируется Федеральным законом №361 от 3 июля 2019 года.
Статья . Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории
Если предполагаемый к передаче участок земли предстоит образовать, но специальный проект о территориальном межевании отсутствует, то решение об утверждении схемы размещения конкретного участка принимается в то же время, когда составляется специальное постановление о передаче земли в пользу муниципалитета.
Каждый субъект Российской Федерации может претендовать на получение федерального имущества в постоянную собственность. Соглашение о передаче имущества в безвозмездную собственность или договор, по которому осуществляется аренда, могут быть расторгнуты по взаимному согласию сторон или в порядке судебного разбирательства.
Какие земли находятся в собственности у муниципалитета
Участки, находящиеся в собственности местных властей, регулируются следующими законодательными актами:
- Гражданский Кодекс;
- Закон о крестьянском хозяйстве;
- Земельный Кодекс, Закон о личном подсобном хозяйстве.
Кроме того, информацию о торгах можно посмотреть на Официальном сайте Российской Федерации, а также на сайтах местных администрации в части распоряжения органов самоуправления.
Основаниями для возникновения такого вида владений будут:
- признание такими на основании федеральных законов;
- земли, приобретённые согласно гражданскому законодательству;
- если участки разграничили из государственной собственности;
- когда на землю нет правоустанавливающих документов и она не относиться к государству;
- если нет владельца или он отказался от своих прав, то есть надел бесхозный;
- те, что были бесплатно отданы из федерального земельного фонда.
Другими словами муниципальной собственностью будут участки, расположенные в пределах города, поселения, которые не принадлежат государству, частным лицам, юридическим фирмам, не являются федеральным объектом.
Особенности использования
Гражданский кодекс дает безвозмездному срочному пользованию такое понятие – это ссуда, которую чаще всего дает государство, как собственник участка, физическому или юридическому лицу.
Взяв участок, пользователь обязуется его вернуть в том же виде, с учетом физического износа в течение времени. Если за время владения землей произошли какие-то нарушения, и она потеряла первоначальный вид, то пользователь обязан их устранить за свой счет.К основным особенностям по использованию участка при заключении соглашения необходимо отнести такие условия:
- безвозмездность, т. е. отсутствие выплаты в каком-либо виде со стороны пользователя;
- срочность или ограниченность по времени для эксплуатации, разрешается продление соглашения, но также на определенный срок;
- пролонгация, если стороны не примут решение о расторжении договора.
Как происходит образование земельного участка из земель муниципальной собственности
Образование участка из владений муниципалитета происходит несколькими способами:
- раздел;
- выделение;
- объединение;
- перераспределение.
В каждом из способов есть свои нюансы. Так, запрещено объединять участки муниципальной собственности и предоставленные в бессрочное пользование или безвозмездное срочное использование. Но это правило не действует, если земля предоставляется на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного пользования одному человеку.
Запрещается перераспределять участки между физлицами или юрлицами и муниципалитетом, но только если это не происходит на застроенной территории для её развития, или не для размещения капитальных строений.
Когда земля образовывается путём раздела и объединения, то обязательно необходимо разрешение местной администрации.
Для этого землевладелец, землепользователь или арендатор обращается с заявлением в местные органы самоуправления. К своей письменной просьбе прилагают такие официальные бумаги:
- кадастровый паспорт;
- правоустанавливающие документы.
После получения утвердительного ответа, решение местных властей надо зарегистрировать.
За всю процедуру необходимо будет заплатить только госпошлину при регистрации участков. Но если в результате площадь территории станет больше, то эта процедура будет уже платной и её стоимость определяется распоряжениями местной администрации.
Можно ли
продать долю ребенка в квартире
вы узнаете в нашем материале.
Про документы нужные для оформления купли-продажи вы узнаете в нашей тематической статье.
Узнать кадастровую стоимость можно достаточно просто, нужно просто прочитать наш материал.
Что это такое
Фактически по закону для совершения сделки, которая закрепляется договором, должны сложиться определенные обстоятельства. В договоре предметом соглашения будет выступать определенная ограниченная территория земли (участок), который требуется собственнику бесплатно передать физическому или юридическому лицу, и даже государству, с целью хранения и использования в течение некоторого времени.
Данное соглашение не может носить имущественный характер, т. к. не преследует цели получения материальной выгоды. Для признания сделки законной ее следует проводить только в письменном виде, при необходимости с последующей госрегистрацией.
Если сделка сопровождается дополнительными условиями, то к договору можно оформить приложение. Без надлежаще оформленных документов стороны соглашения не могут выполнять свои обязанности друг перед другом, а также не наделяются правами.
Законодатель выделяет несколько видов передачи земли в безвозмездное пользование:
- ее может получить от государства муниципальное или государственное учреждение, орган госвласти или местного самоуправления, центр исторического наследия, религиозная организация;
- собственником может выступать предприятие различной отрасли, передача возможна любому лицу;
- на правах частной собственности участком может владеть гражданин, передать участок в срочное пользование можно физическому или юридическому лицу.
Образец договора безвозмездного пользования земельным участком:
Назначение земельных участков обозначается при их оформлении и регистрации.Читайте здесь, как взять кредит под залог земельного участка.
Земли федеральной собственности
В статье 17 Земельного кодекса РФ дается определение такому понятию, как федеральная собственность на земельные участки. К таким объектам относятся площади, которые находятся в полном распоряжении Российской Федерации и только государство имеет право ими пользоваться, но с соблюдением законодательных норм и положений.
Согласно закону, в федеральной собственности находятся земельные участки:
Внимание, акция! Получите консультацию юриста по земельным вопросам!
- Для Москвы и МО: +7 499 938 42 16
- Для Санкт-Петербурга и ЛО: +7 812 425 13 99
- Вся Россия: +7 800 350 14 83
- признанные федеральным владением в законодательном порядке;
- ставшие собственностью государства в процессе разграничения территории или при пересмотре границ отдельных субъектов федерации;
- полученные РФ на гражданско-правовых основаниях и в установленном порядке.
Данные права на землю официально фиксируются в реестре прав на недвижимое имущество. Периодически возникают ситуации, когда требуется передача земельного участка в безвозмездное пользование от федерального органа к муниципальному. Земельный кодекс РФ предусматривает отдельную главу, регулирующую данный вопрос.
Заявление на безвозмездную передачу земли в муниципальную собственность
Процедура перевода федеральной территории в муниципальную начинается с подачи стандартного заявления.
Законом предусмотрена унифицированная письменная форма документа. Заявка составляется главой муниципального образования или высшим должностным лицом. Получателем является федеральное исполнительное ведомство, которое выступает в роли распорядителя и полноправного владельца земельного массива.
В заявке должны быть обязательно обозначены такие сведения, как кадастровый номер надела, если территория числится в государственном кадастре недвижимости, реквизиты собственника (органа, который будет предоставлять землю в собственность муниципалитета), суть вопроса.
Документы, подаваемые вместе с заявлением на безвозмездную передачу земли
Помимо заявки, заполненной гражданином собственноручно, может потребоваться дополнительный перечень документов:
- кадастровый план, если площадь стоит на учете в Росреестре;
- схема расположения территории, если межевание отсутствует;
Согласно п. 4 ст. ЗК РФ, от заявителя не могут потребовать дополнительные бумаги.
Порядок безвозмездной передачи земельного участка
Основным собственником земельного участка является федеральное исполнительное ведомство, по этой причине заявление на перевод территории из одной категории собственности в другую направляется именно ему.
Порядок безвозмездной передачи земельного участка в муниципальную собственность указан в ст. и представлен следующими этапами:
- Главой муниципалитета оформляется заявление и необходимые документы к нему.
- Заявление с приложениями направляется в адрес федерального собственника земли.
- Не позже тридцати дней с момента подачи заявки, федеральный орган должен принять и оформить соответствующий акт о переводе площади в распоряжение муниципалитета или об отказе.
- Если принято решение об отказе, то в нем должны быть указаны причины отказа. Также федеральный собственник уведомляет Федеральный фонд содействия жилищному строительству о поступившем заявлении и принятом решении.
Отказ в безвозмездной передаче земельного участка в собственность
Земельное законодательство выделяет ряд конкретных оснований, которые могут стать причиной отказа в переводе площади в муниципальную собственность. К таковым относятся:
- Принадлежность земли к одной из групп территорий, которые не подлежат передаче.
- Отсутствие в заявлении кадастрового номера, межевого проекта или схемы расположения земельного участка ( в случае образования нового участка).
- Схема расположения участка не утверждена.
- Принадлежность земли одному из предусмотренных пп. 4 п. 7 ст. ЗК РФ субъектов при отсутствии оснований для прекращения этим субъектом пользования землей.
Несмотря на обозначенные причины, в некоторых ситуациях, они не могут стать основой для отказа. В том случае, если массив земли не зарегистрирован в Росреестре и отсутствуют сведения о его границах, решение о переходе территории не обязательно будет отрицательным.
Решение оформляется в виде официального акта, где излагаются основания отказа в передаче земельной зоны. В качестве пояснительных бумаг, к решению прилагаются копии справок, выписок, заключений, обосновывающих принятие отрицательного решения.
Частный случай
Бывают частные случаи, в рамках которых территории, подлежащие передаче в распоряжение муниципалитета, предстоит образовать из другого земельного массива.
Чтобы это сделать, к заявлению потребуется приложить утвержденную схему или межевой проект, в котором будут обозначены границы нового участка. Дополнительно в заявлении обязательно требуется указать кадастровый номер начального участка, если образование нового участка происходило из надела, зарегистрированного в Росреестре.
Пример по порядку безвозмездной передачи земли в муниципальную собственность
Администрация г. Пскова обратилась в территориальное управление Росимущества с заявлением № 234-З о переводе в состав муниципальной собственности земельного участка под застройку. Т.к. участок должен был быть образован, записи в кадастре о нем не было. В соответствии с законом, к заявлению был приложен утвержденный проект межевания территории. По истечении 35 дней в адрес заявителя так и не было направлено решение о передаче земельного участка в собственность либо об отказе в передаче. Администрация муниципалитета обратилась в Арбитражный суд. В рамках рассмотрения дела представитель Росимущества настаивал на том, что ответчиком было вынесено решение, представив соответствующие документы. Однако суд установил, что указанные документы не имеют никакого отношения к заявлению № 234-З и направлены в ответ на более ранние обращения Мэрии. Таким образом, суд обязал ответчика устранить выявленные нарушения и принять соответствующее заявление.
Заключение
В итоге можно сделать несколько выводов:
- Федеральная собственность – это земля, которая принадлежит непосредственно государству, находится в его полном ведении и распоряжении.
- В некоторых случаях возникает необходимость в передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную.
- Порядок перехода территории определен законодательно и содержит в себе несколько важных этапов.
- На начальном этапе оформляется стандартное заявление, в котором указывается кадастровый номер территории и прилагается межевая схема, если таковые имеются. Заявка рассматривается на протяжении тридцати дней с момента предоставления.
- В отдельных случаях в переходе земли может быть отказано. Это возможно в том случае, если требуемый участок принадлежит к территориям, не подлежащим передаче, или документы оформлены не должным образом.
- В решении об отказе должны быть указаны основания и причины. Если данные правила не соблюдены, то гражданин может оспорить предоставленный акт.
- В случае преобразования территории, решение о переходе и утверждение межевой схемы принимается одновременно.
Наиболее популярные вопросы и ответы на них по порядку безвозмездной передачи земли в муниципальную собственность
Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Денис. Я работаю помощником главы муниципального образования.
Недавно мы подали комплект документов в территориальное управление Росимущества на передачу в муниципальную собственность земельного участка. Спустя некоторое время из федерального ведомства пришел ответ. » В передаче земельного участка отказано». В качестве основания для отказа было названо отсутствие приложенной схемы расположения участка. Законно ли такое решение федерального органа? Дело в том, что участок, который должен быть передан городу не планируется образовывать, соответственно, на него не требуется схема расположения.
Ответ: Здравствуйте, Денис. В сложившейся ситуации рекомендуем вам перепроверить комплект документов. Вероятно, произошла какая-то ошибка. Возможно, некорректно были оформлены документы. Действительно, если планируемый к передаче участок уже образован и имеет кадастровый номер, на него не требуется утвержденная схема расположения в соответствии с п. 7 ст. ЗК РФ. Если с документами все в порядке, то Вам лучше обратиться в территориальное управление указанного ведомства и обсудить данный вопрос.
Список законов
- Статья 17 ЗК РФ
- Статья ЗК РФ
- Статья ЗК РФ
Остались вопросы? Задайте их практикующим юристам прямо сейчас
Позвоните по телефонам горячих линий и получите юридическую консультацию:
- Для Москвы и МО: +7 499 938 42 16
- Для Санкт-Петербурга и ЛО: +7 812 425 13 99
- Вся Россия: +7 800 350 14 83
Муниципальная собственность — это одна из форм владений, при которой правомочия пользования, владения и распоряжения принадлежат органам местной власти. А как образовываются такие земли и могут ли они переходить в другую форму собственности — рассмотрим в этой статье.
Вопросы и ответы
Источники
Использованные источники информации.
- https://kostner.ru/kak-proishodit-peredacha-zemelnogo-uchastka-v-munitsipalnuyu-sobstvennost
- https://advokat-malov.ru/zemleustrojstvo/osnovaniya-bezvozmezdnoj-peredachi-federalnyh-uchastkov-zemli-v-municipalnuyu-sobstvennost-ili-v-sobstvennost-subektov-rf.html
- https://1kvartirka.ru/peredacha-zemelnogo-uchastka-v-bezvozmezdnoe-polzovanie/