Как передать земельный участок в муниципальную собственность

 

Как по закону проводится передача земельного участка в муниципальную собственность. Какие при этом нужно заполнять бумаги. Основания безвозмездной передачи федеральных участков земли в муниципальную собственность или в собственность субъектов РФ - вся необходимая информация по этому вопросу.

Содержание

Субъекты и объекты муниципальной собственности на землю

Объектами муниципальных владений являются земли, переданные государством местным властям или полученные ими в следствии разграничения участков. Такие наделы могут находиться как в пределах муниципалитета, так и за его границами.

Субъектами таких владений станут органы власти города, посёлка, района и других населённых образований. Они имеют право распоряжаться землёй в рамках действующего законодательства.

Федеральные земли, которые не могут быть переданными в собственность муниципалитетов и субъектов РФ безвозмездно

В силу ст. 17 ЗК РФ в общефедеральной собственности находятся земли:

  • признанные таковыми федеральным законодательством;
  • право собственности на которые возникло при разграничении публичных земель;
  • приобретенные РФ на основании гражданско-правовых сделок таких как завещание, мена, купля, дарение и подобное.

В отношении второго пункта этого перечня (разграничения публичных земель) на текущий момент актуальны положения Федерального закона РФ № 137 «О введении в действие ЗК РФ». Ст. 3.1 указанного Кодекса относит к числу общефедеральных земель земли:

  • занятые строениями, находящимися в федеральной собственности;
  • предоставленные (согласно административным актам) органам государственной власти РФ или их территориальным структурам, казенным предприятиям, унитарным госпредприятиям, некоммерческим организациям, созданным федеральными госорганами;
  • находящиеся на одном из вещных прав (постоянное пользование, аренда, безвозмездное пользование) у государственных академий наук и учреждений, входящих в их структуру;
  • предоставленные в аренду ГК «Росавтодор».

До появления перечисленных правил в отечественной правовой системе существовала практика разграничения публичных земель согласно перечням. После проведения землеустроительных работ участки передавались тем или иным публичным образованиям.

В дальнейшем от этой практики отказались: она была признана нецелесообразной, поскольку разграничить таким образом удавалось незначительные площади целинных земель.

В муниципальную и субъектную собственность не могут быть переданы земли:

  • предоставленные федеральным органам власти и их территориальным структурам, федеральным учреждениям и предприятиям, в том числе казенным, некоммерческим организациям, созданным федеральными властями;
  • зарезервированные для госнужд;
  • находящиеся в составе особо охраняемых природных территорий общефедерального значения, лесного фонда, особых экономических зон;
  • уже занятые объектами общефедерального значения или предназначенные для их строительства согласно документам территориального планирования;
  • предназначенные для строительства объектов, предусмотренных инвестиционными программами субъектов естественных монополий;
  • другие участки, перечисленные в п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ.

Земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, подлежащие передаче в муниципальную собственность или в собственность субъектов РФ безвозмездно

Дополнению Земельного кодекса России главой V.5 предшествовало принятие г. Федерального закона РФ № 122, которым были изменены положения Законов № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Названным нормативным актом оговорено, что в общефедеральной собственности может находиться имущество, необходимое для:

  • защиты здоровья, нравственности, интересов населения РФ;
  • обеспечения стратегических интересов в сфере обороны и безопасности;
  • осуществления полномочий, возложенных на федеральные органы госвласти;
  • деятельности унитарных госпредприятий и учреждений, подведомственным федеральным органам исполнительной власти;
  • жизнеобеспечения работников таких предприятий и учреждений, включая общежития.

Находящееся в общефедеральной собственности имущество, которое по закону может находиться в собственности муниципалитетов и субъектов РФ, подлежит передаче им в случаях:

  • когда нахождение такого имущества в общефедеральной собственности не допускается;
  • вследствие разграничения полномочий госструктур федерального и регионального уровня между собой и с муниципалитетами;
  • когда имущество используется органами власти субъектов РФ, муниципалитетами, их унитарными предприятиями и учреждениями для реализации собственных (неделегированных) полномочий.

Указанные положения в полной мере применимы к землям. Кроме того, стоит учитывать принцип единства юридической судьбы земельного участка и размещенной на ней недвижимости.

Таким образом, передача зданий, сооружений, линейных объектов из общефедеральной собственности в муниципальную или региональную влечет одновременное отчуждение участков, необходимых для их обслуживания.

В силу ст. 39.3 ЗК РФ земли, находящиеся в общефедеральной собственности, подлежат передаче публичным образованиям в заявительном порядке.

Передаются земли:

  • расположенные в пределах поселений и городских округов в собственность соответствующих поселений и округов при условии утверждения генпланов, планов землепользования и застройки территорий;
  • лежащие на межселенных территориях – муниципальным районам при условии утверждения схем территориального планирования;
  • находящиеся в пределах Москвы, Петербурга, Севастополя – в собственность этих городов, признаваемых самостоятельными субъектами РФ;
  • предназначенные для размещения объектов региональной инфраструктуры – соответствующим субъектам РФ (при условии, что их строительство соответствует проектам планировки и межевания, документации территориального планирования).

Приведенный перечень касается случаев безвозмездной передачи. При этом все публичные образования наделены гражданской дееспособностью и могут заключать сделки о возмездном отчуждении земель друг с другом.

Оформление договора

Участниками соглашения выступают по закону ссудодатель и ссудополучатель. Один берет на себя обязанность передать землю, а другой – принять во владение и пользоваться в порядке, установленном данным соглашением.

В договоре, оформленном в 2019 году, придется указать:

  • цель использования земли, какую деятельность предполагается на ней вести;
  • кто является настоящим собственником;
  • когда именно владелец предполагает обрабатывать землю;
  • как ссудополучатель предполагает охранять участок и сохранять почву, если она плодородная, соблюдать пожарную и санитарную безопасность, придерживаться других норм.
Если договор оформляется между гражданами, они могут использовать шаблон из интернета. В местной администрации или на предприятии подобные документы оформляются, как правило, юристами. Соглашение составляется в стандартном порядке, стороны самостоятельно могут решить, какие разделы им включать в документ.

Главная роль в документе отводится предмету сделки, которым является земельный участок или его часть, он должен обязательно находиться на кадастровом учете.

В договоре потребуется точно указать сведения об участке и индивидуальные характеристики для его идентификации, их можно взять из кадастрового паспорта:

  • границы;
  • площадь;
  • расположение (адрес);
  • кадастровый номер;
  • категория земель;
  • вид разрешенного использования;
  • наличие на земле строений и других объектов;
  • другие.

Договор требуется оформить в печатном виде в 3-х экземплярах, по одному для сторон и один для передачи в Росреестр. Заверяется документ подписями участников (лицами, которые выступают их представителями, руководителями), если у них есть печать, она обязательно проставляется.

В стандартном порядке в договор следует внести такие пункты:

  • предмет договора;
  • права и обязанности участников;
  • условия передачи недвижимости и эксплуатации;
  • разрешение спорных вопросов;
  • реквизиты.

Если договор будет подписывать представитель, на него потребуется оформить доверенность.

Образец кадастрового паспорта на земельный участок:

Документы для регистрации

Для регистрации договора в Росреестре вместе с ним потребуется подать и другие бумаги:

  • гражданский паспорт от физ. лица или учредительные документы от юрлица;
  • заявление, на основании новых данных соответствующие изменения на землю будут внесены в ЕРГП;
  • кадастровый паспорт на участок, его предоставляет новому владельцу собственник;
  • квитанцию об уплате госпошлины за перерегистрацию прав на владение.

После рассмотрения бумаг решение о выдаче свидетельства выносится в 10-дневный срок.

Скачать бланк кадастрового паспорта земельного участка

От юридического лица физическому

Согласно положениям Гражданского кодекса земля в пользование может быть получена определенными категориями лиц, это:

  • граждане или юрлица, которые планируют на участке проводить застройку;
  • религиозные организации, если им требуется возвести религиозное сооружение или памятник;
  • строительные компании, которые выполняют заказы для передачи в дальнейшем строительных объектов в муниципальную собственность;
  • юрлица, занимающиеся строительством ЖСК, коттеджных поселков, т. е. образований, которые не могут иметь статус административных;
  • физические и юрлица, которые планируют эксплуатировать лесной фонд России в целях, указанных в договоре;
  • госорганы и учреждения.

Ссудодателем не обязательно должно выступать государство, это может быть и юридическое лицо, которое имеет право дать в безвозмездное пользование участок физическому лицу. Но данное лицо не должно заниматься коммерческой деятельностью, иначе ему разрешается отдавать свое имущество только в аренду.

Порядок передачи федерального или муниципального земельного участка в безвозмездное пользование

Фото 2

Порядок передачи земли во владение является стандартной процедурой и включает такие действия:

  1. Заинтересованному лицу лично или через представителя следует обратиться в администрацию и сделать заявку о предоставлении участка в безвозмездное пользование.
  2. В заявлении потребуется указать основания, которые есть у заинтересованного лица, с какой целью он собирается использовать землю.
  3. Муниципальный орган должен принять решение о передаче земли заявителю. Если он откажет, отрицательное решение с указанием причин потребуется вручить в письменном виде. Обычно решение принимается в течение 3 месяцев. В течение этого времени муниципалитет может предложить заинтересованному лицу какой-либо участок, если последний откажется взять его, то он получит отказ от властей автоматически.
  4. На основании принятого решения муниципалитет должен заключить с заинтересованным лицом соглашение.
  5. При условии, что срок пользования землей составляет больше года, владелец участка должен зарегистрировать договор в Росреестре.

Вместе с заявлением в муниципалитет подаются и другие документы: паспорт, если заявитель – гражданин или ИП, а также учредительные документы, если заявку подает предприятие.

Земельные участки для граждан под ведение садово-огороднического хозяйства выделяются по несколько иной схеме. Заявителем обычно выступает СНТ или другой кооператив, членами которого должны быть граждане, но разрешается и индивидуальная подача заявок.

На основании ФЗ №66 (), ст. 13−14 муниципалитет обязан выделять гражданам землю в порядке очереди и с учетом площади, которой располагает. Выделяться наделы могут в пределах минимальных и максимальных размеров, установленных региональными властями. Все члены кооператива могут получить участки, равные по площади.

Обычно договор заключается на 5 лет, со стороны будущего владельца должна выступать только некоммерческая организация, созданная гражданами. В дальнейшем товариществу потребуется самому проводить межевание земли, и выделять участки своим членам.

Каждый гражданин, член СНТ, может обратиться в муниципалитет с просьбой о приватизации или выкупа участка, который он получил во владение.