Подтверждение транспортных расходов - документы, служащие этой цели, чрезвычайно важны для обоснования такого рода затрат. Как документально обосновать указанные расходы и какие при этом нужно учесть нюансы, рассмотрим в нашем материале. Что такое транспортные расходы? Какие документы необходимо. Лучшее издательство для настоящего бухгалтера. В сентябре 2019 г. нас читают в бухгалтериях 30000 российских компаний. Присоединяйтесь!
Содержание
Какие документы необходимо иметь при доставке товара?
Осуществляя реализацию товара, продавец обязан выставить в адрес покупателя:
- счет-фактуру (исключение — применение спецрежима);
- товарную накладную по форме ТОРГ-12;
- прочие товарно-транспортные документы — товарно-транспортную накладную (ТТН) и транспортную накладную (ТН).
ТОРГ-12 является первичным документом, составленным продавцом в 2 экземплярах (один — для себя, другой — для покупателя). Он содержит информацию о реализуемых матценностях и является подтверждением перехода права собственности на них от продавца к покупателю.
ТН (приложение 4 к постановлению Правительства РФ от № 272) фиксирует стоимость услуг перевозки, т. е. сумму транспортных расходов. В ней указывается информация:
- о сторонах сделки;
- перевозимых ТМЦ;
- дополнительных документах;
- транспортном средстве, осуществляющем доставку;
- пункте и дате погрузки/разгрузки товара;
- дате доставки груза;
- прочие данные.
При этом ТН не является документом, на основании которого можно оприходовать товар, а служит первичным документом для обоснования транспортных расходов.
Скачать форму транспортной накладной
Что касается ТТН (форма 1-Т), она является первичным документом, не только подтверждающим транспортные расходы организации, но и отражающим информацию, необходимую для списания и оприходования ТМЦ. ТТН содержит две части — товарную и транспортную, а также включает следующие реквизиты:
- номер ТТН;
- дату ее составления;
- информацию о товаре;
- реквизиты участников сделки;
- прочие данные, предусмотренные постановлением Госкомстата РФ от № 78.
Скачать форму 1-Т
Минфин и ФНС теперь согласны на любую транспортную накладную
Действительно, после того как в июле прошлого года вступила в силу правительственная форма ТН, Минфин выпустил ряд писем, в которых указал, что для подтверждения затрат на перевозку груза автомобильным транспортом нужны «как транспортная накладная, так и накладная по форме № 1-Т»Письма Минфина от № 03-03-06/1/500, № 03-03-06/1/498. Поскольку формулировка довольно неудачная и прочитать ее можно двояко, многие бухгалтеры и подумали, что нужно иметь обе накладные — и ТТН, и ТН. Хотя были и те, кто считал, что речь идет о наличии любой из накладных — либо ТН, либо ТТН.
По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента — грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных услуг, связанных с перевозкой грузап. 1 ст. 801 ГК РФ.
А к концу прошлого года Минфин решил, что в целях налогообложения прибыли расходы, связанные с перевозкой грузов, подтверждаются именно ТТН. Ведь она служит для учета транспортной работы и расчетов заказчиков с перевозчиками. Да, правительственная ТН тоже обязательна к заполнению, поскольку устанавливает порядок организации перевозки грузов, но она нужна совсем для других целейПисьма Минфина от № 03-03-06/1/99, от № 03-03-06/1/780, от № 03-03-06/1/746.
О том, кому, когда и зачем нужна ТТН, читайте: 2011, № 6, с. 61А вот молчавшая все это время ФНС порадовала налогоплательщиков в марте этого года, дав четкие и понятные разъяснения. В целях исчисления налога на прибыль для подтверждения затрат по перевозке автотранспортом подойдет любая из накладных — либо ТН, либо ТТН. Главное, чтобы она была правильно оформлена. Как упомянула сама налоговая служба, НК не устанавливает обязанности иметь два документаПисьмо ФНС от № ЕД-4-3/4681@.
Раз уж ФНС проявила лояльность к налогоплательщикам, может, теперь и Минфин изменит свое мнение? И оказывается, да.
ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ
БАХВАЛОВА Александра Сергеевна Консультант Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России“Сейчас позиция Минфина изменилась, она отражена в Письме ФНС, которое согласовано с Минфином. На данный момент оба ведомства придерживаются мнения, что и ТТН, и новая транспортная накладная содержат практически идентичные реквизиты.
Но все эти разъяснения — по договору перевозки. Про подтверждение расходов на доставку по договорам транспортной экспедиции ни ФНС, ни Минфин не высказывались.
А вот московские налоговики ранее разъясняли, что для подтверждения расходов на перевозку в рамках договора транспортной экспедиции нужен комплект ТН плюс ТОРГ-12. Ведь по сути ТОРГ-12 представляет собой товарный раздел ТТН, а ТН — транспортный раздел ТТН. При этом они указали, что ТН является основным перевозочным документом, который оформляет экспедитор и не важно, сам он перевозит груз или привлекает для этого перевозчикаПисьма УФНС по г. Москве от № 16-15/105695@, от № 16-15/100092@, от № 16-15/093505@.
Мы решили обратиться к специалисту Минфина с вопросом, разделяет ли он эту позицию. И получили такой ответ.
ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ
“Когда заключается договор с транспортно-экспедиционной компанией, по которому экспедитор выполняет услуги по перевозке груза, у заказчика такой перевозки (покупателя товара) не возникает обязанности подтверждать расходы с помощью любой из транспортных накладных. В такой ситуации покупателю достаточно иметь на руках: экспедиторскую расписку, где отражены данные о грузоотправителе, грузополучателе и о товареп. 5 Правил, утв. Постановлением Правительства от № 554; приложение № 2 к Приказу Минтранса от № 23; акт оказанных услуг; счет-фактуру. При наличии этих документов расходы на перевозку груза принимаются для целей налогового учета”.
БАХВАЛОВА Александра Сергеевна
Минфин России
Как видим, мнения контролирующих органов несколько разошлись. Но на проверки-то ходят налоговики, которые запросто могут исключить из «прибыльных» расходов затраты, не подтвержденные, по их мнению, из-за того, что у вас нет ТН или ТТН. Поэтому посмотрим, всегда ли клиент (покупатель товара) может и должен получить от экспедитора эти документы.
Что такое транспортные расходы?
Транспортные расходы представляют собой издержки организации, связанные с оказанием услуг по доставке различных грузов: товаров, материалов, основных средств. В зависимости от способа транспортировки, вида товара, а также мест отправления и назначения список документов, обосновывающих расходы, может меняться.
Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик может учесть расходы при исчислении налога на прибыль, если они имеют:
- документальное оформление;
- экономическое обоснование.
Таким образом, для отображения транспортных издержек в расходах при определении налоговой базы по налогу на прибыль важно иметь их реальное подтверждение на бумаге.
Об особенностях налогового учета транспортных расходов читайте в материале «Транспортные расходы при исчислении налога на прибыль».
Самым распространенным видом транспортных услуг является доставка товара от поставщика к покупателю. Сторона, на которую ложатся сами расходы, определяется условиями договоров купли-продажи. Расходы могут быть понесены:
- продавцом товара;
- покупателем.
При этом транспортировка может производиться следующими лицами:
- самим продавцом;
- покупателем с использованием собственного автотранспорта;
- сторонней компанией, с которой заключает договор или продавец, или покупатель.
Рассмотрим особенности документального оформления расходов на доставку, осуществляемую продавцом и покупателем при самостоятельной перевозке грузов или с привлечением посредника.
О классификации транспортных расходов в целях налогового учета см. материал «Транспортные расходы — это прямые или косвенные расходы?».
Как обосновать транспортировку, произведенную покупателем?
Следует отметить, что при самостоятельной транспортировке товара покупателем со склада продавца ТН и ТТН не составляются. А обоснованием понесенных покупателем расходов будут служить оформленные им путевые листы (письмо Минфина России от № 03-03-10/123).
Если покупатель заключает договор с посредником, то его действия должны быть следующими:
- Можно оформить ТТН в 4 экземплярах, где покупатель заполняет только транспортный раздел. После этого указанные документы передаются перевозчику для заполнения поставщиком товарного раздела. Заполнив ТТН, поставщик передает 3 экземпляра перевозчику. Приняв груз, покупатель оставляет себе один экземпляр, а остальные 2 вручает перевозчику, на основании которых тот составляет акт.
- Если покупатель составляет ТН, то он должен указать себя в качестве грузополучателя и грузоотправителя. Оформляется такая ТН в 2 экземплярах — один остается у покупателя, другой передается транспортной организации.
Документальное подтверждение расходов по международным перевозкам имеет свои особенности. О них — в наших материалах:
- «Ст. 165 НК РФ: вопросы и ответы»;
- «Включение в таможенную стоимость транспортных расходов».
Какими документами можно обосновать перевозку грузов поставщиком?
Под перевозкой грузов поставщиком может пониматься 2 варианта доставки:
- Поставщик самостоятельно осуществляет доставку товара покупателю.
- Поставщик заключает договор с перевозчиком, который транспортирует товар до места назначения.
Если поставщик, составляя договор с покупателем, предусматривает поставку товара собственными силами, то доставка может быть произведена с учетом следующих особенностей:
- Поставщик может не выделять в договоре отдельно стоимость доставки, закладывая ее в цену товара (первый случай).
- Поставщик вправе прописать в договоре стоимость доставки (второй случай).
В зависимости от вышеуказанных условий меняется документальное оформление услуг доставки:
- В первом случае поставщик составляет только путевой лист, который будет подтверждать факт доставки и расходы на нее.
- Во втором случае ему необходимо выставить в адрес покупателя товарно-транспортную накладную (ТТН) или транспортную накладную (ТН).
Если же поставщик привлек посредника для перевозки товаров, документооборот будет таким:
- Поставщик может выписать ТТН в 4 экземплярах. При этом один экземпляр остается у поставщика, три остальных передаются посреднику, осуществляющему транспортировку. Посредник, осуществив доставку, передает 3 экземпляра ТТН покупателю, который проставляет на них свою подпись. Один экземпляр остается у покупателя. На основании 2 оставшихся посредник составляет акт об оказанных услугах. При этом один из экземпляров ТТН, подписанный покупателем, вместе с актом возвращается продавцу.
- Если поставщик вместо ТТН решил оформить ТН, потребуется сделать три экземпляра этого документа: один предназначается перевозчику, второй — продавцу, третий — покупателю. Подтверждением факта оказания транспортной услуги для поставщика может служить ТН, подписанная покупателем и перевозчиком.
О заполнении товарной накладной с помощью онлайн-сервисов читайте в статье «Онлайн-заполнение товарной накладной: какие есть сервисы?».
Вопросы и ответы
Источники
Использованные источники информации.
- https://nalog-nalog.ru/buhgalterskij_uchet/dokumenty_buhgalterskogo_ucheta/podtverzhdenie_transportnyh_rashodov_kakimi_dokumentami/
- https://glavkniga.ru/elver/2012/10/776-nuzhni_pokupatelu_nalogovogo_ucheta_i_pri_dogovore_transportnoj_ekspeditsii.html