Что такое грузоподъемность автомобиля, почему ее важно учитывать. Какая максимальная может быть у легковой машины, грузовой и автопоезда. Какой штраф выпишут за несоответствие перевозимого грузоподъемности автомобиля. Пошаговый алгоритм определения грузоподъемности автомобиля по ПТС и полезные советы относительно того как определить полную и снаряженную массу автомобиля
Содержание
- Как с помощью ПТС можно определить показатель?
- Как определить грузоподъемность автомобиля по ПТС
- как определить грузоподъемность ТС для отнесения к определенной амортизационной групп
- Как определить?
- Важные термины
- Как исправить ошибку в расчетах на таможне
- Как исправить ошибку, допущенную на таможне
- Показатели, характеризующие грузоподъемность машины
- Можно ли изменить?
- Полезные советы
- Грузоподъемность автомобиля – освежаем память
- Что это такое и на что влияет?
- Практические советы
- Пошаговый алгоритм определения грузоподъемности по ПТС
- Вопросы и ответы
Как с помощью ПТС можно определить показатель?
Паспорт является основным документом транспортного средства, в котором отражены его эксплуатационные характеристики. Одним из таких важных параметров является грузоподъемность. В документе отображены оптимальная масса нагрузки и ее предельное значение, превышение которого может стать причиной кузовных и агрегатных деформаций. Все сведения в ПТС вносятся только после тщательного тестирования авто разработчиком, поэтому к предоставляемым цифрам стоит отнестись внимательно и учитывать их при использовании машины. В паспорте не указано значение грузоподъемности. Параметр может быть определен расчетным способом на основании сведений документа. Для этого необходимо:
- Определить исходные данные для расчета в графе № 14 и 15: разрешенную максимальную массу и массу без нагрузки.
- Рассчитать грузоподъемность как разницу исходных величин.
- Определить класс авто, поскольку все законодательные регламенты в отношении грузоподъемности ТС напрямую связаны с этим критерием, и сопоставить его с расчетным значением.
Параметры, отображенные в ПТС, оказывают влияние на маневренность автомобиля и на безопасность дорожного движения. Автопроизводители не рекомендуют нагружать машину сверх установленного лимита максимально разрешенной нагрузки. Такое решение автовладельца может привести к серьезным финансовым потерям по причине поломки подвески или серьезных аварий в результате разрыва шин или потери курсовой устойчивости. Однако при ровном дорожном покрытии вес перевозимого груза может быть увеличен, что предусмотрено параметром номинальной грузоподъемности. Ее показатель также отображен в паспорте на автомобиль.
Как определить грузоподъемность автомобиля по ПТС
Грузоподъемностью автомобиля называют массу груза, которую может перевести данное транспортное средство. Грузоподъемность делится на расчетную и номинальную. Под расчетной категорией понимают допустимую нагрузку на каждый метр дороги. Номинальная грузоподъемность у каждого типа автомобилей разная, например, для трасс с твердым покрытием этот параметр следующий:
- Легковые автомобили — 0,5-14 т;
- Автосамосвалы – свыше 28 т;
- Специальные автомашины (строительные, добыча полезных ископаемых) – 40-100 т и выше.
как определить грузоподъемность ТС для отнесения к определенной амортизационной групп
самосвалы, независимо от их грузоподъемности;
прочие грузовые автомобили, такие как снегоболотоходы и грузовые электромобили.
некоторые специальные машины типа фургонов и цистерн, если они :
предназначены для коммунального хозяйства, лесозаготовок,
являются щепозвозами или автокатафалком
предназначены для перевозки сжижинного газа, нефтепродуктов или радиоактивных отходов
Седельные тягачи (предназначенные для буксировки полуприцепов), прицепы, полуприцепы и грузовые машины с грузоподъемностью свыше 5 тонн включаются в 5 амортизационную группу (СПИ свыше 7 до 10 лет). К этой же амортизационной группе будут относиться и специальные автомобили типа фургона, цистерны за исключением тех, что попали в 4 амортизационную группу.Номер амортизационной группы как легкового автомобиля, так автобуса зависит от его класса. Но если класс легкового автомобиля зависит от объема его двигателя (кроме высшего класса), то класс автобуса определяется его длиной, которую можно посмотреть в руководстве пользователя автомобиля или приложении к договору на его приобретение, в котором указываются технические характеристики. Кроме того, для автобусы отечественного производства распределяются по классам в зависимости от их габаритов в соответствии с Отраслевой нормалью ОН 025 270-66, согласно которой заполняется графа ПТС «Модель, марка ТС». Первая цифра модели автобуса и будет обозначать его класс.
— автомобили грузовые общего назначения грузоподъемностью до 0,5 т (код 15 3410191) включены в третью амортизационную группу со сроком полезного использования свыше трех лет до пяти лет включительно, то есть от 37 до 60 месяцев включительно;
— автомобили грузовые общего назначения грузоподъемностью свыше 0,5 т, но не более 5 т (код по Классификации 15 3410020) отнесены к четвертой амортизационной группе со сроком полезного использования свыше пяти лет до семи лет включительно, то есть от 61 до 84 месяцев включительно;
— автомобили грузовые общего назначения грузоподъемностью свыше 5 т (коды по Классификации 15 3410195 — 15 3410197) включены в пятую амортизационную группу со сроком полезного использования свыше семи лет до десяти лет включительно, то есть от 85 до 120 месяцев включительно.
К пятой же амортизационной группе отнесены тягачи седельные (коды по Классификации 15 3410210 — 15 3410216).
Как определить?
Сразу же отметим, что это вполне реально. При этом показателя грузоподъемности в ПТС нет, но есть другие параметры, которые помогут вычислить, какая нагрузка допустима для того или иного автомобиля.
Как узнать класс ТС?
Для этого нужно внимательно посмотреть на первую страницу в ПТС, где указаны все важные сведения об автомобиле. В пунктах 2 и 3 содержится информация о классе. Он обозначается латинской буквой и словом. Например: «B, легковые».
Информация о классе не раскрывает точных цифр грузоподъемности. Но уже можно сделать определенные выводы. Например, если указано, что автомобиль легковой, то, очевидно, что он не сможет увезти на себе 3 тонны груза, потому что разрешенная максимальная масса у «легковушек» всего-то 3,5 тонны.
Кроме того, есть и ограничения по пассажирам – не более 8 человек на легковой автомобиль. Впрочем, с классами все хорошо, когда речь идет об отечественном транспорте. Используются данные, предоставляемые заводом-изготовителем. Если же авто поставляется из какой-то другой страны, то класс определяют на таможне.
Определяем разрешенную массу ТС
В паспорте автомобиля есть пункты 14 и 15, в которых указывается масса авто. В первом – без нагрузки. Во втором – разрешенная максимальная. Что это за показатели?
Масса без нагрузки – это вес автомобиля, готового к пути: с учетом массы всех технических жидкостей и водителя. Кстати, стандартный вес одного человека – водителя или пассажира, определяется в 75 килограммов. Это европейская норма. Ранее, в России использовали старую советскую норму – 80 килограммов.
Разрешенная максимальная масса – название, которое говорит само за себя. Этот параметр показывает, сколько может предельно весить конкретный автомобиль, с грузом и пассажирами.Вычисляем разницу между показателями
Зная вышеуказанные параметры, можно вычислить грузоподъемность транспортного средства. Для этого из разрешенной максимальной массы вычитаем массу без нагрузки.
Еще про Советский союз: в стране продавалась сметана на вес. Можно было прийти со своей баночкой. Её взвешивали. Потом взвешивали банку, наполненную сметаной. Из общего веса вычиталась масса баночки. И определялась масса продукта. Так и с автомобилем. Из разрешенной максимальной массы нужно вычесть массу без нагрузки. Результат и будет являться показателем грузоподъемности.
Важные термины
Для понимания термина «грузоподъемность» важны еще несколько понятий, имеющих к ней отношение:
- Сухая масса. Это вес машины без дополнительных элементов (бензина и прочих нужных для функционирования техники жидкостей, запасных частей, инструментов), водителя, пассажиров, груза.
- Снаряженная масса (в ПТС обозначается как «масса без нагрузки»). Это вес транспорта со всеми составляющими, обеспечивающими его работоспособность.
Сюда входят топливо, тосол, прочие жидкие компоненты, запасные детали, необходимые для поддержания функциональности инструменты. В некоторых европейских странах снаряженная масса включает в себя и вес водителя, ведь без него авто не может быть приведено в движение.
- Полная масса (в ПТС пишется «разрешенная максимальная масса»). Это вес машины, когда она заправлена, в ней находится водитель, пассажиры, груз, багаж. Для расчета показателя производителем используется максимально допустимое давление на ось.
А здесь подробнее о штрафе за перевозку баллонов.
Как исправить ошибку в расчетах на таможне
Если в документах на машину стоят несоответствующее действительности значения снаряженной и полной массы, то есть и грузоподъемность, это можно исправить через ГИБДД. Необходимо обратиться туда с заявлением о направлении транспорта на экспертизу, которая выяснит его вес без нагрузки. К документу прилагают ПТС и свидетельство о регистрации.
После принятия заявления автомобиль пригоняют на площадку, где специалист измерит нагрузку на каждую ось при движении на скорости 5 км/ч. Затем с помощью формул рассчитают массу ТС без нагрузки и оформят заключение, которое автовладелец получит на руки. С ним опять нужно обращаться в ГИБДД, написав заявление о внесении изменений в ПТС. Документ выдадут новый, и в нем укажут реальную снаряженную массу машины, ее класс.
Как исправить ошибку, допущенную на таможне
Разрешенная масса в свидетельстве о регистрации авто.Такой вопрос может возникнуть у автолюбителя, купившего б/у автомобиль, ввезенный из-за рубежа. Если автотранспорт по всем показателям относится к легковушке, а на таможне в техпаспорте написали грузовик, то ошибку можно исправить.
Обратитесь в ГИБДД с письменным заявлением о направлении вашего транспортного средства на техническую экспертизу, позволяющую определить снаряженный вес. К заявлению приложите паспорт и свидетельство о регистрации авто.
После получения положительного ответа, понадобится отогнать машинку на экспертизу. Эксперты в лаборатории на специальном стенде проведут замер нагрузки на каждую ось машины, двигающейся со скоростью до 5 км/час. Затем по специальной методике рассчитают реальную снаряженную массу авто и выдадут автовладельцу на руки результаты экспертизы.
Когда значение массы без нагрузки машины, вписанное в техпаспорт, отличается от значения, указанного в заключение экспертизы, то необходимо еще раз обратиться в ГИБДД. На сей раз подается заявление о внесении изменений в ПТС.
Такая замена позволит автолюбителю существенно экономить на транспортном налоге. Для грузового транспорта он выше, нежели для легковушек.
Кроме того, зная реальную грузоподъемность своего авто вы сможете реально оценить сколько багажа за один раз вы сможете перевести, не опасаясь за целостность подвесок или иных деталей.
Эксперты советуют нагружать обе оси автомобиля равномерно. Поэтому не старайтесь все сумки и коробки запихнуть только в багажник. Поместите часть вещей в салоне машины, несмотря на некоторые неудобства. Управлять нагруженным таким образом транспортом гораздо легче. Он сохраняет хорошую маневренность.
Показатели, характеризующие грузоподъемность машины
Технические характеристики транспортного средства.Существует несколько базовых параметров, которые должен знать каждый автолюбитель:
- Сухая масса. Под нею понимают исключительно вес автомобиля, как сложного механизма. Другими словами, машину свешивают, не заливая масло, воду и другие необходимые для функционирования жидкости. Также, авто не заправляется бензином или другим видом топлива. В багажник не кладутся инструменты, запаска и др.
- Снаряженная масса, вписывается в ПТС, весом без нагрузки. Это вес автотранспорта со всеми нужными для работы всех узлов и агрегатов веществами: различные жидкости, масло, бензин. Кроме того, учитывается средний вес необходимого комплекта ключей, набора запчастей и водителя. В Советском союзе, а затем в России вес водителя в снаряженную массу не включался. В 2005 году ввели ГОСТы Р 52389-2005, предусматривающие включение в вес машины без нагрузки среднестатистического веса водителя – 75 кг. Они позволили унифицировать отечественные и европейские параметры.
- Полная масса. В техпаспорте её указывают, разрешенный максимальный вес. По сути, это сумма снаряженного веса транспорта, веса пассажиров и груза. Сейчас средний вес пассажиров принимают по европейским стандартам на уровне 75 кг. Раньше по нормам, действующим в СССР, вес пассажира равнялся 80 кг.
- Грузоподъемность. Полезная нагрузка, которую автомобиль может перевозить без возникновения проблем с функционированием его систем.
Можно ли изменить?
Данный вопрос нужно рассматривать в двух аспектах:
- Увеличение грузоподъемности.
- Исправление ошибок.
Если речь идет о первом случае, то единственный вариант – внесение изменений в конструкцию автомобиля.
Данные изменения должны быть согласованными и безопасными. Естественно, придется обращаться в экспертное учреждение, для получения заключения о том, что автомобиль можно эксплуатировать с учетом внесения изменений в конструкцию. Нужно будет обратиться в ГИБДД, чтобы изменить данные в ПТС и в СоР ТС.
Отметим, что шансов ездить на модифицированном автомобиле не так много. ГИБДД не приветствует изменение параметров автомобиля. В принципе, это вполне логично.
Инженеры на заводе рассчитывают все так, чтобы эксплуатация ТС была безопасной и эффективной. Какие-то «гаражные переделки», в большинстве случаев, снижают степень безопасности ТС.Если же, скажем, на таможне, была допущена какая-то ошибка – например, неверно указана максимальная разрешенная масса, то нужно действовать по следующему алгоритму:
- Следует обратиться в органы ГИБДД с просьбой провести экспертизу.
- К назначенному времени нужно подогнать авто к месту проведения экспертизы.
Компетентный специалист, используя специальное оборудование, определит массу авто без нагрузки и разрешенную максимальную массу. Если ошибка имеет место, то в ПТС и СТС внесут изменения.
Полезные советы
- Далеко не все региональные автомобилисты знают, что в центральную часть Москвы (в пределы Третьего транспортного кольца) воспрещен свободный въезд автотранспорта с грузоподъемностью, превышающей одну тонну. Дело осложняется еще и тем, что тут подключена автоматическая видеофиксация нарушений, которая ошибается намного чаще таможенников в отношении пикапов и минивэнов.
- Имейте в виду, что власти иногда определяют количество полноценных сидячих мест по количеству ремней безопасности.
- Вы должны знать, что даже допустимый по расчетам груз может стать причиной поломок подвески или аварии. Всегда старайтесь как можно более равномерно распределять багаж по машине (пусть даже ценой некоторых неудобств), укладывая самые тяжелые вещи снизу, а легкие сверху.
Грузоподъемность автомобиля – освежаем память
Важность параметра грузоподъемности
Чтобы далее абсолютно всем все было понятно, я приведу базовые сведения, связанные с нашим вопросом. Вообще эти данные большей частью включены в обязательную программу теоретического обучения перед получением прав (водительского удостоверения – ВУ). Но этот раздел большинство водителей помнят смутно (в случае если он вообще изучался по факту, а не по галочке) и из-за этого они зачастую путаются в терминологии, связанной с грузоподъемностью.
Полноценным сидячим местом не считаются
С другой стороны, сама эта грузоподъемность как таковая, в случае с легковым транспортом, интересует автовладельцев далеко не в первую очередь. Больше всего вопросов при покупке авто вызывает его цена, «прожорливость», скоростные качества и т. п. показатели.
Но ведь именно весовые характеристики как раз и определяют большинство из популярных базовых качеств автомашины. Это давно используется автопроизводителями как один из основополагающих принципов в эволюции брендовых моделей и они, к настоящему времени, очень сильно «исхудали».
Кстати, так было не всегда: в начале второй половины ХХ в. тяжелый легковой автотранспорт был в фаворе. Как пример могу привести знаменитый Cadillac Eldorado, который достигал веса почти трех тонн :shock. в своей модификации V8.2 1970 г.
Необходимая терминология в грузоподъемности легковых машин
Сразу отмечу, что разделы необходимых знаний по грузоподъемности легкового и грузового транспорта существенно отличаются.
А так, как профиль данного автоблога касается больше владельцев легковушек, то на таких тонкостях как расчеты грузоподъемности для ОКОФ (Общероссийский классификатор основных фондов), или для колесных формул ССУ (Седельно-сцепных устройств) я не буду останавливаться, дабы не погружать вас в специфические дебри бухгалтерии и колесной механики.
Итак, для автотранспорта существует четыре базовых термина, характеризующих его грузоподъемность:
- Сухая масса – истинный вес автомобиля как конструктивного механизма, без учета его способности функционировать. То есть это вес самого устройства без дополнительных, обеспечивающих или страхующих его функциональность наполнителей (бензин, масло, различные жидкости, стандартные инструменты и запчасти).
- Снаряженная масса – функциональный вес автомобиля со всеми необходимыми для его работы наполнителями (бензин, масло, различные жидкости, стандартные инструменты и запчасти), включая водителя.
- Полная масса (полная разрешенная масса) – это сумма снаряженной массы авто, ее пассажиров и ее груза.
- Грузоподъемность – полезная нагрузка, которую без проблем может нести автомобиль (пассажиры, багаж).
Далее обязательно нужно знать, что тут чему соответствует по техпаспорту (ПТС).
В Российской Федерации в ПТС эти данные принято прописывать несколько иначе. Там указывается только снаряженная и полная масса:
- Снаряженная масса указывается как «Масса без нагрузки»;
- Полная масса как «Разрешенная максимальная масса».
Надеюсь, здесь все понятно? Думаю, да.
Некоторые нюансы, связанные с грузоподъемностью автомобилей
Те сведения, о которых я написал в предыдущем подразделе не будут полными, если не осветить вам некоторые связанные с ними особенности. Это или прямо пригодится, или будет просто интересно.
Вот то, что я хотел для вас уточнить:
Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас: +7 (499) 938 42 63 (Москва) +7 (812) 467 32 84 (Санкт-Петербург) 8 (800) 350 10 92 (Остальные регионы) Это быстро и бесплатно!- Законодательные правила в отношении грузоподъемности ТС прямо связаны с его классом. И в большей мере это касается именно прописанных в ПТС данных, нежели фактических показателей (а они могут различаться, иногда весьма существенно).
- Сама же классификация автомобилей довольно условна – особо четкой границы между соседними классами у современных авто уже не существует. Мало того, она имеет еще и брендовую динамику (классовую изменчивость от модели к модели), а также региональные различия, в зависимости от принятого в каждой стране законодательства.
- Есть региональные различия (по странам) и в самой трактовке приведенных мной терминов грузоподъемности. Например, ранее в России (как и в СССР) в снаряженную массу вес водителя не включался. Теперь, в соответствии с унификацией данных, этот показатель включен (на основе директивы ЕС 95/48 и в соответствии с ГОСТом Р 52389-2005).
Но путаница по последнему пункту, да и по другим показателям, до сих пор возникает. Причем не только у простых водителей, но и у работников таможни, МРЭО и ДПС, что вы должны особо себе отметить, т. к. некоторые служащие, из-за своей слабой профпригодности, могут «влепить» вам в ПТС по грузоподъемности не то что нужно, или выписать необоснованный штраф.
Еще я, пожалуй, уточню по поводу массы и веса, т. к. сам использовал оба термина в равнозначном значении и встречал на автофорумах ожесточенные споры по этому поводу. Спорят на этот счет в основном те, кто хочет просто «повыпендриваться» школьной пятеркой по физике, вводя тем самым в заблуждение читающую публику, ищущую достоверные сведения.
Поэтому имейте в виду, что в случаях исчислений и других операций с грузоподъемностью автомобилей (и особенно легковых) для простого водителя (вне лабораторных исследований) понятия массы (меры инертности тела) и веса (сила гравитационного давления) равнозначны, несмотря на то, что для физиков последнее примерно в 10 раз больше первого, если считать для нашей родной планеты.
Рекомендуем к прочтению: Продажа автомобиля юридическим лицом физическому лицу 2018Что это такое и на что влияет?
Грузоподъемность ТС определяется его возможностью беспроблемно выдержать нагрузку в виде пассажиров и грузов. Она подразделяется на расчетную и номинальную. Расчетный параметр учитывает допустимую нагрузку на каждый метр дорожного покрытия. Номинальная грузоподъемность определяет возможность отдельного автомобиля выдержать конкретную величину нагрузки. Ее величина зависит от качества дорожного покрытия, выраженного в его плотности, и от степени его ровности. Значения всех параметров определяются методом испытаний производителем транспортного средства, который анализирует полученные результаты и вносит их в виде регламента в ПТС.
Параметр грузоподъемности оказывает влияние на вес и характеристики груза, который может быть перевезен транспортным средством и на выбор дороги, по которой ему можно следовать. Расчет грузоподъемности осуществляется с учетом величины максимальной нагрузки, допускаемой на один метр пройденного пути и на одну ось. Величина параметра зависит от количества осей в конструкции авто. От них также зависит порядок распределения нагрузки, влияющей на допуск автомобиля на ту или иную дорогу. Чем больше осей, тем большую массу груза может переводить авто в рамках ПДД.
Практические советы
Водитель любого транспортного средства должен четко понимать: машина и багажник имеют разную грузоподъемность. Если нагружаемый в багажник груз не рассредоточен по всему салону, а собран в одном единственном месте, это грозит поломкой подвески. Об этом нужно помнить, когда в багажник впихивается огромное количество сумок и прочих тяжестей.
Многие марки современных автомобилей комплектуются специальной сертификационной табличкой, которая крепится на дверной раме рядом с местом водителя. На этой табличке указаны многие технические параметры данного авто, включая разрешенную и предельно допустимую массу перевозимого груза. Вся нагрузка указывается на каждый мост в отдельности.
Если масса перевозимых грузов распределена верно между двумя осями машины, управляемость таким транспортным средством гораздо выше. Соблюдение всех требований ПТС влияет на маневренность автомобиля, и как следствие, — на безопасность дорожного движения.
Пошаговый алгоритм определения грузоподъемности по ПТС
Определить грузоподъемность вашего ТС по ПТС достаточно просто. Для большего удобства я приведу весь алгоритм пошагово.
Шаг первый: определение класса автомобиля
Тут я укажу вам сведения по определению класса автомобиля и связанные с этим и с его грузоподъемностью важные нюансы.
Возьмите ПТС и посмотрите на класс авто. Он указан во втором (обозначается большими английскими буквами) и третьем (прописью: например, «легковой») пункте титульной страницы техпаспорта. Имейте в виду, что класс (тип, категория) указанный в ПТС может мало соответствовать или вообще не соответствовать действительности, в особенности для импортных машин.
Нас интересуют легковые автомобили. Их основной класс – «В». Но некоторые машины класса «С» также могут считаться легковыми. В случае отечественных марок тут есть большая ясность т. к. класс машины шифруется в цифровом коде модели автопроизводителем (вторая цифра после буквенного обозначения).
Думаю, не лишне будет привести эту классификацию целиком:
- 1 – Легковой транспорт;
- 2 – ТС типа автобус;
- 3 – Грузовое ТС имеющее борта (включая пикапы);
- 4 – Тягачи с седельным сцеплением;
- 5 – Самосвальные ТС;
- 6 – ТС с цистернами;
- 7 – Фуры;
- 8 (9 и более) – спецтранспорт.
Как видите ваше легковое авто может быть причислено и ко второй (минивэн-микроавтобус) и даже к третьей категории (пикапы).
Пример по моделям на марке УАЗ:
- 315195-162-01 (Хантер Welcome) (легковой – вторая цифра «1»);
- 2206-94 («Таблетка») (автобус – вторая цифра «2»);
- 3303 (бортовой УАЗ) (грузовой – вторая цифра «3»).
У ВАЗов все также. Например, ВАЗ 2109 (вторая цифра «1» – легковой).
Но импортным автомобилям класс, в соответствии с правилами РФ, присваивается таможней. По этим правилам к легковым машинам причисляются ТС с максимальной массой до 3500 кг и с количеством пассажиромест не более восьми.
Еще вы должны знать, что:
- По таможенным правилам РФ для импортных авто, если по документам их максимально разрешенная масса соответствует «легковым» 3,5 т, но условная масса всех полноценных сидячих мест (не путайте с пассажироместами), включая водительское, будет меньше допустимой массы полезного груза, то такое авто будет зачтено как грузовое.
- И наоборот: если допустимый вес багажа будет меньше совокупного условного веса всех полноценных сидячих мест, то даже если общая допустимая масса будет более 3500 кг, авто запишут как легковой. Но это при условии, когда в машине не более 9-и всех полноценных сидячих мест, включая водительское.
Причем:
- Условная масса одного сидячего места принята в 75 кг (адаптированная норма ЕС, а ранее было 80 кг – норма в СССР);
- Допустимая масса полезного груза в ПТС не пишется, но указывается производителями в сопроводительной документации по автомобилю;
- Полноценным сидячим местом не считаются различные варианты откидных и т. п. сидений.
Также имейте в виду, что классификаций автомобилей на различные группы, типы, классы и т. п. довольно много. Но именно в ПТС используется проверенная временем (долго использовалась еще в СССР) простая классификация, с некоторыми современными поправками.
Эта классификация имеет пять категорий, которым обычно соответствуют стандартные прописные обозначения:
А – Различный мототранспорт (может записываться в пункте № 3 как «МОТОЦИКЛ»);
В – Обычно легковые авто (может записываться в пункте № 3 как «ЛЕГКОВОЙ»);
С – Грузовые и иногда легковые авто (может записываться в пункте № 3 как «ГРУЗОВОЙ» или «ЛЕГКОВОЙ»);
D – Автобусы (может записываться в пункте № 3 как «АВТОБУС»);
ПРИЦЕП – Прицепы (может записываться в пункте № 3 как «ПРИЦЕП»).
Пример:
В пункте № 3 указано «ГРУЗОВОЙ», а в пункте № 4 прописано «В». В этом случае автомобиль будет считаться грузовым или постоянно, или до момента исправления неточности (если она имеется и подтвердится).
Вот такие вот не совсем простые особенности. Понятно, что большинство споров по соответствию грузоподъемности в ПТС и классу авто исходят из этих правил (их неправильного толкования отдельными служащими).
Поэтому, если вы, например, ввозите из-за рубежа авто самостоятельно, то заранее изучите все данные вашего автомобиля и проследите правильность исходных данных для расчета на таможне. Если же вы по каким-либо причинам не хотите, чтобы таможня «клеймила» авто, то воспользуйтесь вариантами ввоза машин без растаможки.
Шаг второй: определение снаряженной и максимальной массы авто
После того, как вы определились с классом автомобиля посмотрите данные в пунктах перед графой с указанием завода-изготовителя – обычно эти пункты идут за № 14 и 15.
В них указывается:
- Графа №14 – «разрешенная максимальная масса, кг»;
- Графа №15 – «масса без нагрузки, кг».
Это и будут ваши исходные данные для определения грузоподъемности.
Шаг третий: определение грузоподъемности автомобиля
Прежде всего вы должны знать, что для всего автотранспорта существует две разновидности их грузоподъемности. Да, еще пара терминов, куда же без этого.
Термины эти следующие:
- Расчетная грузоподъемность;
- Номинальная грузоподъемность.
Нам нужна именно расчетная грузоподъемность. По номинальной я скажу пару слов ниже. Если с данным в ПТС по машине нет никаких неточностей и несоответствий, то получить расчетную грузоподъемность весьма просто:
- От разрешенной максимальной массы вычитается масса без нагрузки, и полученное значение будет являться расчетной грузоподъемностью.
Автопроизводители не рекомендуют превышать это значение, стращая всяческими бедами: от поломок элементов подвески до серьезных аварий в результате разрыва шин или по вине потери курсовой устойчивости.
Что тут можно сказать?
Правы и производители, и автомобилисты. А дело тут как раз в той самой упомянутой уже номинальной грузоподъемности. Точно определить ее довольно сложно, но это и не требуется: достаточно знать, что для легковых авто она прямо зависит от качества дорожного покрытия – чем ровнее асфальт и сама дорога, тем больший груз можно перевезти без проблем, учитывайте это. Для некоторых моделей легковых автомобилей, например, подобный показатель превышения может достигать 14 тонн полезной нагрузки (!).
Сразу предупреждаю: «ВАЗиков» это не касается! А то вы на радостях нагрузите своего «железного коника» картошкой так, что он долго и дорого потом «болеть» будет.
А что делать, если вы, допустим, купили машину с рук, которая по всем расчетам является легковой, но на таможне в ПТС ее, по ошибке записали как грузовую, а вы не желаете платить лишние налоги?
Если вы уверенны в своей правоте, то тогда нужно обращаться в ГИБДД, чтобы они направили автомобиль на техническую экспертизу по определению снаряженной грузоподъемности. В лаборатории на специальном динамическом стенде высокоточными тензодатчиками измерят поосевые нагрузки в движении (со скоростью до 5 км/час) и вычислят истинную снаряженную массу.
Если она будет отличаться от прописанной в ПТС в нужную вам сторону, то с заключением о лабораторных исследований идите обратно в ГИБДД, где вам заменят ПТС на другой с уточненной грузоподъемностью и классом.
Это может пригодиться не только для более справедливого исчисления транспортного налога, но и для беспроблемного провоза большего груза не рискуя нарваться на штраф и в других случаях, когда для проезда куда-либо (или по чем-либо) установлен охраняемый лимит грузоподъемности.
Вопросы и ответы
Источники
Использованные источники информации.
- https://insur-portal.ru/proverka/opredelenie-gruzopodemnosti-po-pts
- http://zakonosfera.ru/cat-num-12/kak-opredelit-gruzopodemnost-avtomobilya-po-pts.php
- https://pravovoi.center/avtoyurist/uchet-v-gibdd/kak-postavit-mashinu-na-uchet/dokumenty-dlya-p/pts/kak-opredelit-gruzopodemnost.html
- https://avto-urist.online/gruzopodemnost-avtomobilya/
- https://pravzarulem.ru/drugie-voprosy/gruzopodemnost-avtomobilya-po-pts
- http://kulikavto.ru/sovety/opredelit-gruzopodemnost-avto-po-pts-instrukciya.html