Как проходит комиссия по делам несовершеннолетних - причины созыва комиссии, что там будет, примерное положение о комиссиях по делам несовершеннолетних. Как расшифровывается аббревиатура ПДН, положение об отделе полиции, проведение заседания комиссии, регулирующий ведомственный приказ, зарплата сотрудников
Содержание
- Что означает ПДН: расшифровка
- Задачи учреждения
- Что подразумевает расшифровка ПДН, как комиссии по делам несовершеннолетних
- Обоснование создания организации
- Законодательное регулирование деятельности
- Работа инспектора ПДН
- Коллегиальный состав
- Система российских КДН
- Рассмотрение постановлений правоохранительных органов
- Постановка на учет несовершеннолетних — требование закона: понятие, правила и основания
- Детская безнадзорность и ее профилактика
- Что такое КДН: расшифровка аббревиатуры
- Всегда ли инспектор прав?
- Основные права инспекторов по делам несовершеннолетних
- Защита прав детей и подростков
- Инспектор по делам несовершеннолетних: обязанности и права
- Заседание комиссии
- Основные направления работы комиссии
- Правовое положение и организация деятельности подразделений по делам несовершеннолетних
- Вопросы и ответы
Что означает ПДН: расшифровка
ПДН – это подразделение по делам несовершеннолетних – контролирующий орган, обязанный пресекать детскую преступность и проводить профилактическое разъяснение. В случае правонарушений несовершеннолетних сведения о случившемся передаются в различные инстанции: военкоматы, учебные заведения при поступлении или обучении в ВУЗе. Инспекция по делам несовершеннолетних, относящаяся к системе ОВД, в зависимости от уровня подчинённости может иметь подразделения следующего уровня, регламентирующие нормами права:
- Городские, районные, муниципальные.
- Относящиеся к УВД и административно-территориальному образованию.
- Функционирующие на разных видах транспорта.
Разъяснительная работа с подростками проводится с учётом их психологии, возможно, именно поэтому на эту должность стараются брать больше женщин, которые по-матерински смогут лучше понять психологию несовершеннолетнего. В работе с подростками требуется последовательность убеждений и чёткое соблюдение правовых аспектов. Инспектор по делам несовершеннолетних, обладающий многими качествами, должен уметь найти подход к молодёжи, поэтому при приёме на работу в ОДН всегда приветствуется психолого-педагогическое образование, хотя профильным должно быть юридическое. Кроме того женщине проще найти общий язык и с родителями, так как воспитательный процесс включает и этот вид воздействия.
Задачи учреждения
Учет в КДН "трудных" подростков - далеко не единственная задача организации. К ним (задачам) можно отнести следующее:
- Меры по восстановлению и защите прав несовершеннолетних.
- Контроль за предоставлением детям и подросткам должных условий содержания, соцобеспечения, образования, охраны здоровья, воспитания.
- Меры по защите несовершеннолетних от насилия (физического, сексуального, психологического и проч.), вовлечения их в антисоциальную деятельность (бродяжничество, воровство, попрошайничество, распитие спиртного, прием одурманивающих, психотропных препаратов, наркотиков), а также от иных противоправных действий, что не относятся к преступлениям по УК и правонарушениям по КоАП.
- Работа по выявлению детей-беспризорников, родителей, опекунов и попечителей, должным образом не выполняющих обязанностей по воспитанию и содержанию несовершеннолетнего, лиц, отрицательно влияющих на подростков. Вторая задача - учет в КДН таковых граждан.
- Выявление причин детской преступности, беспризорности, их анализ.
- Контроль за содержанием несовершеннолетних в учреждениях по профилактике детских преступлений и беспризорности.
- Рассмотрение материалов в отношении тех подростков, что не достигли возраста ответственности за совершенное правонарушение, преступление.
- Рассмотрение дел об аморальном, противоправном поведении ребенка или подростка, его антиобщественной деятельности.
- Административная юрисдикция как в отношении несовершеннолетнего гражданина, так и его родителей, законных представителей.
- Иные задачи, что подразумеваются для данного учреждения российским законодательством.
Что подразумевает расшифровка ПДН, как комиссии по делам несовершеннолетних
Комиссия охватывает огромный спектр задач, имеющих правовой характер. Согласно регулирующего ведомственного Приказа МВД России от 15 октября 2013 г. N 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации».
Направления деятельности:
- меры защиты жизни и здоровья;
- восстановление в правах (отчего к аббревиатуре КДН добавляется приставка ЗП), отстаивание интересов;
- выявление и ликвидация источника негативного образа жизни;
- контроль процесса воспитания и координация учреждений по профилактике безнадзорности и детских преступлений.
Под выявлением и устранением источника негативного образа жизни подразумевается работа в семье и с каждым ребенком в частности. Организация занимается предотвращением таких явлений, как беспризорность, безнадзорность, нарушения и антиобщественные действия, совершаемые детьми. В независимости от возраста, гражданин должен понимать последствия своих действий для себя и окружающих.
Для достижения целей по воспитанию здоровой и ответственной молодежи КДН и ЗП ведет активную работу с отделом обеспечения деятельности участковых уполномоченных полиции и прочими органами внутренних дел. В каждом городе имеется свой ООДУУП, будь то Москва, Таганрог или городок Краснодарского края.
Комиссия занимается процессами перевоспитания детей, направляя их в центры изоляции или в закрытые учебные учреждения. Это касается случаев совершения административных нарушений. Если ребенок, достигший 14 лет, нарушил статьи УК, требующие уголовного наказания, дело передается в суд и решение принимается соответственно результатам судебного производства.
Все новые введения в работе данного органа, а также текущее выполнение обязанностей и прочую информацию можно узнать на официальном сайте журнала «Инспектор по делам несовершеннолетних». Здесь, помимо того, что оформляется полугодовая или годовая онлайн-подписка на издание, удобно смотреть выпуски по датам.
Обоснование создания организации
Цели учреждения КДН следующие:
- Координация работы всей системы профилактики беспризорности и правонарушений подростков и детей.
- Предотвращение детской преступности, беспризорности в среде несовершеннолетних.
- Выявление и устранение причин, что могут привести к антиобщественному поведению детей и подростков.
- Что такое КДН? Это и защита прав несовершеннолетних.
- Социальная, педагогическая, психологическая реабилитация детей и подростков, находящихся в трудном жизненном положении.
- Выявление и пресечение отдельных случаев вовлечения несовершеннолетних в преступный мир, антиобщественную деятельность.
Законодательное регулирование деятельности
Все постановления КДН опираются на конкретные акты российского законодательства. Это следующее:
- Конституция РФ.
- Международные договоры, международные соглашения, что были ратифицированы Россией.
- Федеральные, конституционные законы РФ.
- Акты Правительства, российского Президента.
- Положения по КДН и ЗП.
- Региональные законы и акты.
Работа инспектора ПДН
Работа инспектора ПДНРабота комиссии ведется территориально. Внутри области, города имеются участки, ответственность за которые возложена на инспектора комиссии. Территория, закрепленная за конкретным сотрудником, может как уменьшаться, так и увеличиваться, в зависимости от эффективности.
Выполнением функций комиссии на отдельном участке занимается инспектор ПДН. Это сотрудник министерства внутренних дел, который, будучи, по сути, участковым, имеет дело только с несовершеннолетними жителями своего участка.
Работа инспектора состоит не только в выявлении и направлении оступившихся несовершеннолетних граждан. Роль педагогического подхода в данной работе крайне важна. Необходимо видеть весь контингент района. Причем непросто собирать персональные характеристики, а понимать, какими могут быть последствия поведения отдельных индивидуумов и предотвращать их. С этой целью инспектор ПДН может посещать семьи несовершеннолетних для проведения беседы не только с подопечными, но и с членами их семей. А также активно сотрудничает с участковыми (УУП) и отделениями полиции (ОП).
Инспектор должен следить за тем, чтобы права ребенка ни ущемлялись и его жизни и здоровью ничего не угрожало. Важно осуществлять регулярную работу с семьями, где есть несовершеннолетние дети.
Коллегиальный состав
Порядок формирования комиссий на региональном и муниципальном уровнях регламентируется законодательством субъектов РФ.
Для лучшего понимания сути комиссии следует обратить внимание на структуру КДН. Расшифровка аббревиатуры свидетельствует о том, что это коллегиальный орган.
В него входят:
- председатель (как правило, заместитель главы администрации);
- 1-2 заместителя председателя (традиционно этот пост возглавляют руководитель отдела образования, начальник полиции);
- ответственный секретарь (работает на штатной основе);
- члены (руководители организаций, занимающихся вопросами профилактики, общественных структур).
Порядок работы, срок рассмотрения документов, оформление принятых решений регламентируются положением о КДН и ЗП и КоАП РФ (при рассмотрении административных протоколов).
Система российских КДН
Разбирая, что такое КДН, рассмотрим состав системы данных учреждений в Российской Федерации:
- Правительственная комиссия по делам подростков и детей, защите их законных прав.
- Комиссии, что создаются по велению высшей государственной исполнительной власти субъектов федерации. Они призваны осуществлять свою деятельность в рамках данных регионов (региональные КДН).
- Комиссии, что учреждаются системой местного самоуправления. Ведут свою деятельность в пределах какого-либо муниципалитета. Среди них выделяются районные в сельской местности, городские, районные в рамках одного города.
Рассмотрение постановлений правоохранительных органов
Существует целый ряд вопросов, находящихся вне сферы административных правонарушений, рассмотрением которых занимается КДН.
Расшифровка оснований для вынесения коллегиального решения по постановлению о прекращении уголовного дела или об отказе в его возбуждении выглядит следующим образом:
- несовершеннолетний не достиг возраста, с которого наступает уголовная ответственность;
- из-за отставания в психическом развитии несовершеннолетнего при совершении общественно опасного деяния подросток не осознавал опасность своих действий; такое отставание в развитии не связано с психическим расстройством;
- подросток, совершивший преступление средней тяжести или тяжкое, осужден, но в соответствии со ст. 92 ч. 2 УК РФ суд освободил его от наказания.
Комиссия принимает решение: применить меры воспитательного воздействия в отношении подростка или ходатайствовать о его направлении в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, где подростку будут созданы условия особого характера для воспитания и обучения, обеспечен психолого-педагогический подход.
Постановка на учет несовершеннолетних — требование закона: понятие, правила и основания
Дети в наше время стремятся быстрее испытать все прелести взрослой жизни – употребляют недозволенные напитки и лекарственные средства, сквернословят, агрессивно себя ведут со взрослыми, пропускают занятия, а порой совершают поступки, наказуемые уголовно или административно.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Детей, неоднократно попадающих в поле зрения органов правопорядка, берут на заметку участковые инспекторы, а также работники служб, специализирующихся на профилактике преступности среди подростков.
Понятие — что такое ПДН и КДН, кого туда вызывают
Правоохранительная система устроена таким образом, что определенные ее представители по своему служебному долгу и обязанностям занимаются работой с неблагополучными подростками. Ставят на учет не по прихоти отдельного человека, нет, все действия работников прописаны в приказе МВД России № 569-2000 г. Находящиеся на учете неблагополучные несовершеннолетние окружены пристальным вниманием, с ними проводят беседы, контролируют их более тщательно.
Постановка на профилактический учет
Все действия в отношении несовершеннолетних, попавших в поле зрения работников УВД, производятся в полной согласованности с Приказом №-569 МВД РФ от 26 мая 2000 года. При этом следует понимать, что усилия работников специальных служб и поступки, действия родителей должны быть направлены в одну сторону – довести подростка до совершеннолетия без тяжелых для него последствий.
Докладывать о каждом своем шаге родителям люди в погонах не обязаны, они просто делают свою работу профессионально, хорошо зная ее и порой видя намного глубже, чем ослепленные любовью мама с папой, поэтому не стоит настраивать недорослей против сотрудников службы по делам несовершеннолетних.Окончательный вывод о том, ставить ли на учет подростка, может быть принят только коллегиально на заседании комиссии по делам несовершеннолетних. Родителей о предстоящем заседании обязательно предупредят.
Куда ставят на учет?
Учет замеченных в проступках отроков ведется специальным подразделением по делам несовершеннолетних (ПДН), являющимся структурной единицей участковых уполномоченных полиции (УУП). Работает система так: совершенный ребенком проступок (кража, распитие спиртного, драка и т.п.) протоколируется в полиции, все протоколы в трехдневный срок после их регистрирования должны быть отработаны КДН, предложения которой поступают начальнику ОВД или его заместителю, и только эти лица выносят окончательное резюме о постановке на учет.
Далее учет ведется по специальным карточкам.Причины
Так, сотрудники подразделений по предупреждению правонарушений несовершеннолетних (ПППН) горрайорганов внутренних дел ставят на учет некоторые категории несовершеннолетних:
- тех, кто совершил уже проступки, но наказание за них предусмотрено административного толка;
- систематически употребляющих алкоголь, наркотики;
- получивших условный срок;
- те, кто под следствием, но мера пресечения – подписка;
- постоянно сбегающих из учреждений типа интернат, детский дом;
- освободившихся после отбывания наказания;
- те, кто уже преступил закон, но не достиг возраста для применения адекватного наказания;
- находящихся под следствием;
- амнистированные и т.п.
Правила и основания
Безусловно, для заведения учетной карточки должны быть веские основания, если проступок ребенка единичный, одноразовый, и притом не особо значимый, а предоставленные справки характеризуют ученика положительно, семья нормальная, то чаша весов при оценке тяжести положения и постановки на учет может перевесить в пользу семьи.
Правила таковы: как только постановление о совершенном административном нарушении набрало законной силы или начальник ОВД поставил утвердительную подпись, несовершеннолетний немедленно будет поставлен на учет.Основанием для постановки является совершение деяния, подпадающего под одну из статей, наказание по которой предусматривает административное взыскание, например, штраф или иное (Приказ 569 МВД РФ, ст. .). Этим пунктом разъясняется, что совершившие правонарушение несовершеннолетние, повлекшее применение меры административного взыскания, подлежат постановке на учет в полиции.
Чем грозит?
Тех, кто попал под пристальное око ПДН, постоянно проверяют на причастность к какому-либо происшествию в районе, сообщают в школу, а еще ежемесячно дают сведения в райвоенкоматы, и служба в армии может быть под вопросом, а это отрицательно влияет на возможности молодого человека в учебе и трудоустройстве в будущем. Казалось бы, что страшного ничего нет – ну, поставили на учет, так потом же снимут. Все так, но лучше предотвратить попадание в учетный «черный список».
Некоторые ВУЗы требуют от абитуриентов справок из полиции, а такая справка непременно будет содержать данные о том, что ребенок был на учете.Следует также учитывать подвижность и непредсказуемость нестабильной психики подростка, который, находясь под прессом профилактики, может совершить еще какую-нибудь глупость, результаты которой могут быть плачевными.
Как избежать?
Главное, чтобы семью поставили в известность до заседания КДН. Здесь родители должны бросить все силы и посвятить все время сбору бумаг:
- характеристики из школы;
- характеристики из секции или кружка, где занимается ребенок (хоть кружка по вышиванию крестиком);
- отзывы соседей (письменные) о положительных качествах подростка и т.п.
Желательно уладить вопрос до того, как протокол дойдет по КДН. Мама с папой просто обязаны сделать все, чтобы не допустить постановки на учет – обещать тщательный контроль, проведение совместного досуга, писать расписки, что разберутся сами и все, что угодно, лишь бы помогло. А потом, буквально с этого дня, действительно делать все, что было обещано работникам полиции.
Следует знать, что, когда порядок постановки на учет несовершеннолетних правонарушителей действительно законный и избежать такой участи не удастся, все равно все время, все усилия нужно приложить к максимально полному контролю за ребенком, отвлекать его от нежелательного общения со скользкими типами, а еще – не пропустить ни единого заседания КДН.
Обжалование постановки на учет
Если основания для учета ребенка хлипкие, «притянутые за уши», то следуетпопытаться обжаловать, во всяком случае, право на это оговорено Ст. 30.1. КоАП РФ. Обжаловать следует постановление КДН о постановке на учет, а времени на это законом отведено 10 дней.
Жалобу следует направлять в районный суд, в описательной части следует описать подробно, но четко свою версию происшедшего. Часто решения комиссией действительно принимаются формально, на основании, например, заявления мамы одноклассника, участвовавшего в происшествии. Суд изучит все обстоятельства и вынесет решение.
Последствия
Не следует держать обиду или зло на работников ПДН, КДН – к ним поступила информация о правонарушении, составлен протокол. Это значит, что ребенок действительно был пьян, или подрался, или совершил транспортное нарушение, или иное не совсем приятное действие.
При этом незначительных проступков нет, такое разделение на очень плохие и не особо плохие дела закон не рассматривает, и чем раньше ребенок поймет, что поступать нужно только так, как принято правилами общества, тем лучше.
Поставленный на учет подросток, который в течение полугода является на приглашения в ПДН, не попадает больше в неприятные ситуации с привлечением работников полиции, посещает без пропусков школу, училище или техникум, через 6 месяцев будет снят с учета, но запись в карточке останется.Если все правонарушения закончатся этой историей, случившейся однажды, то страшного ничего нет, и вряд ли на получении достойного места работы это отразится. Если же подросток был связан с кражей, хранением наркотиков, то охранником такой юноша точно работать не сможет, а обычные профессии ему будут вполне доступны. Действительно серьезным препятствием может стать постыдный факт биографии для тех, кто станет поступать в ВУЗ юридической направленности.
Источник:
Детская безнадзорность и ее профилактика
Представление о том, как расшифровывается КДН, обусловливает общее понимание важности координирующей функции комиссии в сфере предупреждения детской безнадзорности и беспризорности.
Профилактическая работа, осуществляемая государственными, муниципальными учреждениями, общественными организациями, охватывает разные ступени государственной системы профилактики, нацелена на достижение разных социальных целей и решение определенных задач внутри каждого ведомства. Многоцелевая социальная практика, большое количество субъектов профилактики требуют координации их деятельности для достижения наибольшего эффекта.
КДН в качестве коллегиального органа призвана обеспечить взаимодействие и согласованные меры всех субъектов профилактики на основе гласности, законности и демократизма. В то же время государство является инициатором организации профилактической работы. Комиссии же осуществляют государственные полномочия на основе коллегиальности, единства всех органов, ответственности должностных и физических лиц, нарушающих права детей и подростков.
Что такое КДН: расшифровка аббревиатуры
Начнем с буквосочетания. Расшифровка КДН - комиссия по делам несовершеннолетних. Нередко можно встретить сочетание КДН и ЗП (комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав). Сокращенно организацию в окружении контекста называют просто комиссией.
Что такое КДН? Коллегиальный орган комплекса по профилактике безнадзорности, правонарушений детей и подростков до 18 дет. Данные системы создаются высшими органами исполнительной госвласти субъектов РФ, структурой местного самоуправления.
Теперь мы в курсе, что такое КДН в школе, расшифровки буквосочетания. Идем далее.
Всегда ли инспектор прав?
Несмотря на то, что инспектор по делам несовершеннолетних — представитель органов правопорядка, зачастую могут возникнуть ситуации, когда правильность действий инспектора вызывает сомнения или находится на грани закона.
Пример 1: А. третировал всех одноклассников своим поведением. Дети не выдержали и провели с ним воспитательную беседу. Придя домой, А. пожаловался родителям на это. На следующий день родители пришли в школу и в присутствии классного руководителя начали опрашивать детей, занося все ответы в блокнот. Через пару дней в класс пришел инспектор по делам несовершеннолетних и стал проводить допрос учеников в присутствии опять же классного руководителя. Об этом узнали родители учащихся и поспешили написать жалобу в прокуратуру на неправомерность действий инспектора.
УПК РФ в статье 425 описывает правила проведения допроса несовершеннолетнего. Главное условие — обязательное участие педагога или психолога. Так как на допросе присутствовал классный руководитель, прокуратура не увидела нарушений в действиях инспектора.
Пример 2: Мать 13-летней девушки приглашается в инспекцию по делам несовершеннолетних. После расспросов дочь рассказала, что они с подружкой взяли в магазине чипсы, не заплатив за них. Видимо, этот факт зафиксировала камера видеонаблюдения. Мать волнуется, как быть? Признаваться ли дочери в содеянном или всё отрицать?
Для начала необходимо выяснить, с какой целью инспектор желает видеть родителя. Возможно, речь идет совсем о другом.
Кроме этого, за неоплату товара в магазине грозит лишь административная ответственность. Но, согласно нормам КоАП, к ответственности привлекаются с 14 лет. Так что лучшим вариантом для матери и дочери будет сознаться в содеянном и прослушать воспитательную беседу.
Пример 3: На дне города несовершеннолетняя А. гуляла вместе со своими друзьями. На выходе из парка подошел инспектор по делам несовершеннолетних и увидел в руках одного из парней бутылку с пивом. Обвинив всю компанию в употреблении спиртных напитков, он направил их на освидетельствование в больницу. Все остальные подростки, кроме А., были старше 18 лет.
Основные права инспекторов по делам несовершеннолетних
Законодательно за инспекторами закреплены следующие права:
- Вызывать на беседу подростков и их представителей для выяснения картины правонарушения.
- Проводить беседы с подростками и родителями о недопустимости таких противозаконных поступков, при необходимости запрашивать любые сведения, касающиеся несовершеннолетнего.
- Разрешено доставлять нарушителей в ОВД на три часа и досматривать их при необходимости.
При систематических правонарушениях инспектора ПДН ставят на учёт таких подростков и постоянно контролируют их деятельность во избежание отягчающих поступков.
Важно! Инспектор обязан не допускать жестокость по отношению к подростку, насилие или сексуальное домогательство со стороны родителей или других лиц.
В случае выявления таких нарушений инспектор сразу обязан принять меры, регламентированные законом по ст. КоАП, ст. 156, ст. 116, ст. 117, ст. 125 УК РФ, и обеспечить безопасность подростка.
При систематическом нарушении законодательства подростком его помещают в специальный центр по достижении 14 лет, и только по решению суда.
Защита прав детей и подростков
Формировать единообразный подход к вопросам детской профилактики — важнейшая задача КДН и ЗП.
Расшифровка этого термина очерчивает круг задач, решением которых занимается комиссия:
- защищать и восстанавливать права несовершеннолетних, их законные интересы, а также устранять способствующие этому причины и условия;
- рассматривать представления, связанные с исключением обучающихся из образовательной организации;
- решать бытовые вопросы, помогать в трудоустройстве и реабилитации нуждающихся в государственной поддержке подростков.
В большинстве случаев за помощью в решении проблемы, входящей в компетенцию комиссии, обращаются несовершеннолетние, их родители, родственники или соседи. Также соответствующие представления (ходатайства) поступают от руководителей органов системы профилактики.
Инспектор по делам несовершеннолетних: обязанности и права
Несмотря на то, что общая уголовная ответственность в РФ наступает с 16 лет, УК РФ предусмотрено, что с 14 лет граждане могут быть наказаны за убийство, умышленное нанесение тяжкого вреда здоровью, кражу, разбой, изнасилование и т. д.
Для предупреждения совершения этих преступлений и снижения уровня безнадзорности несовершеннолетних и была введена должность инспектора по делам несовершеннолетних.
Помимо того, что инспектор проводит работу с лицами, уже отбывшими наказание в исправительных учреждениях, основной задачей всё же является воспитательная и разъяснительная работа с теми лицами, которые состоят на особом учете и могут совершить преступление.
Инспектор по делам несовершеннолетних — это педагог и юрист в одном лице.
Инспектор должен знать весь контингент, который проживает на его участке, и вести учет вновь «прибывших».
Помимо превентивной работы, инспектор также должен проводить анализ несовершеннолетнего населения на участке и делать прогнозы относительно лиц, которые могут в дальнейшем совершить неправомерные поступки.
Для этого инспекторы работают в тесном контакте с руководителями образовательных учреждений и общественных организаций, располагающихся на участке, и берут под особый контроль подростков, чье поведение носит асоциальные признаки.
Заседание комиссии
Заседание комиссииДела, касательно всех случаев нарушения прав и интересов несовершеннолетних или, напротив, нарушения закона несовершеннолетними, рассматриваются комиссией на заседании. Такие собрания проводятся регулярно. В ходе сессии ведется протокол, а по итогам выносится постановление для дальнейших действий внутренних органов управления.
На заседаниях рассматриваются вопросы, касающиеся административных нарушений, исключений из учебных заведений, взаимоотношений в семье. Изучение и обсуждение всех материалов происходит в присутствии ребенка и его родителей, а также представителя образовательного учреждения и адвоката (если это необходимо).
Основные направления работы комиссии
Работу комиссии можно разделить на два основных направления:
- Деятельность по профилактике правонарушений среди детей и подростков. Это ведение учета несовершеннолетних в КДН (тех, кто отличился противоправным поведением), установление причин, что подтолкнули их на правонарушение и устранение данных причин.
- Работа с родителями или лицами, законно их замещающими. Выявление негативной роли взрослых в совершении ребенком преступления. Вынесение в отношении родителей и законных представителей мер, допускаемых законодательством, - лишение родительских прав, ограничение в дееспособности и проч.
Правовое положение и организация деятельности подразделений по делам несовершеннолетних
Одним из центральных направлений деятельности системы подразделений по делам несовершеннолетних (далее также – ПДН) является профилактика правонарушений среди несовершеннолетних, которая характеризуется программно-целевой направленностью, постоянством, непрерывностью и последовательностью профилактического воздействия.
Сложившаяся к началу XXI в. система профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечиваемая сотрудниками органов внутренних дел, включает в себя: специализированные подразделения по делам несовершеннолетних; службу участковых уполномоченных полиции; центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей (далее – ЦВСНП); патрульно-постовую службу полиции.
Субъекты профилактики:
- специальные профилактические службы (подразделения органов внутренних дел, созданные непосредственно для профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних (ПДН, ЦВСНП);
- подразделения, для которых профилактическая работа с подростками и взрослыми по вопросам содержания и воспитания детей входит в более широкий круг их обязанностей (участковые уполномоченные полиции, патрульно-постовая служба, уголовный розыск и т.д.) и потому является не основной их функцией.
Значительный объем функций по предупреждению правонарушений несовершеннолетних среди специализированных служб органов внутренних дел возложен на подразделения по делам несовершеннолетних районных, городских отделов (управлений) внутренних дел, отделов (управлений) внутренних дел муниципальных образований, отделов (управлений) внутренних дел закрытых административно-территориальных образований, отделов (управлений) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.
Правовое положение указанных подразделений, их права и обязанности, основные направления деятельности отражены в широком перечне нормативных правовых актов. Деятельность ПДН прежде всего регулируется Федеральным законом «О полиции».В соответствии с гл. 3 этого Закона на полицию, наряду с другими обязанностями, возлагаются обязанности по предотвращению и пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению обстоятельств, способствующих их совершению, а также принятию мер по устранению данных обстоятельств.
Непосредственно деятельность подразделений внутренних дел по предупреждению правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних регулируется Федеральным законом от № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Приказом МВД России от № 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации» и некоторыми другими ведомственными нормативными актами МВД России.
Подразделения по делам несовершеннолетних помимо осуществления индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними обязаны выполнять и другие функции, закрепленные за ними Федеральным законом от № 120-ФЗ. В частности, ПДН:
- проводят индивидуальную профилактическую работу с родителями или законными представителями несовершеннолетних, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними;
- выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений и (или) антиобщественных действий или совершающих в отношении несовершеннолетних другие противоправные деяния, а также лиц, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних, и в установленном порядке вносят предложения о применении к ним мер, предусмотренных законодательством РФ и законодательством субъектов РФ;
- осуществляют в пределах своей компетенции меры по выявлению несовершеннолетних, объявленных в розыск, несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, и в установленном порядке направляют таких лиц в соответствующие органы или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних либо в иные учреждения;
- рассматривают заявления и сообщения об административных правонарушениях несовершеннолетних, общественно опасных деяниях несовершеннолетних, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность, а также о неисполнении их родителями или законными представителями либо должностными лицами обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних;
- участвуют в подготовке материалов в отношении подростков для рассмотрения возможности их помещения в центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел;
- участвуют в подготовке материалов, необходимых для внесения в суд предложений о применении к несовершеннолетним, их родителям или законным представителям мер воздействия, предусмотренных законодательством РФ и (или) законодательством субъектов РФ;
- вносят в уголовно-исполнительные инспекции органов юстиции предложения о применении к несовершеннолетним, контроль за поведением которых осуществляют указанные учреждения, мер воздействия, предусмотренных законодательством РФ и (или) законодательством субъектов РФ;
- информируют заинтересованные органы и учреждения о безнадзорности, правонарушениях и антиобщественных действиях несовершеннолетних, о причинах и об условиях, этому способствующих;
- принимают участие в установленном порядке в уведомлении родителей или законных представителей несовершеннолетних об их доставлении в ПДН в связи с их безнадзорностью, беспризорностью, совершением ими правонарушений или антиобщественных действий.
Так, в Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от № 845, предусматривается выполнение данными подразделениями органов внутренних дел и некоторых функций оперативноразыскного характера.
В правовом обеспечении деятельности ПДН органов внутренних дел по профилактике правонарушений несовершеннолетних существенную роль играют действующие нормы УК, УПК, УИК, КоАП, ГК РФ, а также Семейного кодекса РФ.
В УК РФ это гл. 14 (ст. 87–96), регулирующая особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних, содержание и применение принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним, освобождения от наказания, сроки давности для освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности или отбывания наказания, сроки погашения судимости, применение положений гл. 14 к лицам в возрасте от 18 до 20 лет.
В гл. 20 УК РФ содержатся нормы, устанавливающие ответственность за преступления против семьи и несовершеннолетних.В УПК РФ содержатся нормы (ст. 73, 420–432), требующие выявлять обстоятельства, способствующие совершению преступлений, а также нормы, регламентирующие особенности производства по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних.
Так, ст. 421 УПК РФ предписывает наряду с доказыванием обстоятельств, указанных в ст. 73 УПК РФ, устанавливать возраст несовершеннолетнего, условия его жизни и воспитания, уровень психического развития и иные особенности личности, влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц.
В УИК РФ (ст. 183, 187–190) определены органы, осуществляющие контроль за поведением условно осужденных несовершеннолетних правонарушителей, освобожденных от отбывания наказания, а также порядок осуществления контроля за поведением условно осужденных, ответственность условно осужденных при уклонении от исполнения возложенных на них судом обязанностей либо при нарушении ими общественного порядка.
В КоАП РФ содержится целый ряд статей, предусматривающих ответственность за правонарушения несовершеннолетних и в отношении несовершеннолетних (ст. , и др.).Профилактическая деятельность ПДН регулируется Инструкцией по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации. Данная Инструкция была принята в соответствии с Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Она устанавливает порядок деятельности ПДН, определяет основные их функции и задачи.
Принципиально важно то, что ПДН ОМВД России строят свою работу по зональному принципу.Размеры и границы территории (объектов транспорта), обслуживаемой старшими инспекторами, инспекторами ПДН, определяются начальником органа внутренних дел района, города, иного муниципального образования (органа внутренних дел на транспорте). При этом учитываются оперативная обстановка, численность инспекторов ПДН, а также нормативы штатного расписания. Подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении следующих категорий лиц:
- несовершеннолетних, перечисленных в ст. 5 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
- родителей или законных представителей, не исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними;
- несовершеннолетних, их родителей или законных представителей, которые не включены в указанные группы, но к которым необходимо принять меры в целях предупреждения совершения ими правонарушений.
Что касается первой группы лиц, то в этот перечень включены несовершеннолетние (ст. 5 указанного Федерального закона):
- употребляющие наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющие одурманивающие вещества;
- совершившие правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;
- совершившие правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;
- освобожденные от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;
- совершившие общественно опасное деяние и не подлежащие уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность;
- подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;
- освобожденные от отбывания наказания по различным основаниям, предусмотренным уголовным законом;
- получившие отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;
- освобожденные из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшиеся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;
- осужденные за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденные судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;
- условно осужденные, осужденные к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, нс связанным с лишением свободы.
В осуществлении профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних ведущую роль играют ПДН. Руководство их деятельностью осуществляют подразделения (отделы, отделения, группы) по делам несовершеннолетних, Главное управление по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ, Главное управление внутренних дел на транспорте.
В обязанности названных подразделений центрального аппарата МВД России входит обеспечение управленческого воздействия и контроль за деятельностью ПДН и ЦВСНП МВД России, ГУ МВД России по субъектам РФ. Должностные лица указанных подразделений:
- готовят аналитические материалы для информирования органов государственной власти о состоянии правопорядка среди несовершеннолетних, а также предложения, вытекающие из анализа оперативной обстановки по совершенствованию деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- участвуют в разработке и реализации федеральных целевых программ, направленных на предупреждение правонарушений среди несовершеннолетних, защиту прав детей;
- осуществляют взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, другими структурными подразделениями МВД России, общественными объединениями и религиозными организациями по вопросам, связанным с профилактикой правонарушений несовершеннолетних;
- осуществляют организационно-методическое обеспечение деятельности МВД, ГУ МВД России по субъектам РФ по руководству ПДН органов внутренних дел районов, городов и иных муниципальных образований, органов внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте;
- участвуют в пределах своей компетенции и в установленном порядке в подготовке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов РФ, нормативных правовых актов МВД России, управленческих решений по профилактике правонарушений несовершеннолетних;
- готовят необходимые материалы по направлениям деятельности для рассмотрения вопросов по предупреждению, раскрытию, расследованию преступлений несовершеннолетних на коллегии МВД России, оперативных совещаниях при министре внутренних дел РФ и его заместителях;
- готовят методические рекомендации и обзоры но вопросам, связанным с предупреждением правонарушений несовершеннолетних;
- осуществляют зонально-линейный контроль за деятельностью МВД, ГУ МВД но субъектам РФ но организации исполнения законодательных и иных нормативных правовых актов РФ, нормативных правовых актов МВД России по профилактике правонарушений несовершеннолетних;
- изучают, обобщают и внедряют в практику работы органов внутренних дел передовой отечественный и зарубежный опыт работы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних;
- организуют разработку и осуществление мероприятий по совершенствованию работы с кадрами ПДН и ЦВСНП.
Сотрудники подразделений ПДН в рамках профилактической деятельности принимают активное участие в пресечении иных административных правонарушений. Подразделения по делам несовершеннолетних МВД, ГУ МВД России по субъектам РФ строят свою работу по зонально-линейному принципу.
Должностные лица этих подразделений, помимо организации работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних ПДН ОМВД, участвуют в подготовке и проведении комплексных операций по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. Кроме того, они в установленном порядке проводят соответствующие проверки по фактам совершения несовершеннолетними двух и более преступлений:
- в период испытательного срока при условном осуждении;
- при отсрочке исполнения наказания;
- во время предварительного следствия, если обвиняемый не был заключен под стражу;
- нескольких тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных в составе устойчивой группы;
- при совершении преступлений, совершенных с особой жестокостью либо повлекших смерть потерпевшего, и в некоторых других случаях.
Также по зональному принципу строят свою работу ПДН низшего звена – городских, районных, линейных отделов МВД России. Границы территории (объектов транспорта), обслуживаемой старшими инспекторами по делам несовершеннолетних и инспекторами по делам несовершеннолетних, определяются начальником органа внутренних дел района, города, иного муниципального образования (органа внутренних дел на транспорте) с учетом оперативной обстановки, штатной численности инспекторов ПДН, иных установленных нормативов.
Деятельность по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних ПДН городских, районных, линейных отделов МВД осуществляют по плану, утвержденному начальником ОМВД. Планы разрабатываются на основе анализа и объективной оценки оперативной обстановки.
Прием граждан проводится должностными лицами ПДН в соответствии с графиком, утвержденным начальником ОМВД. Учет приема граждан в ПДН ведется в соответствующем журнале. Итоги работы инспекторского состава ПДН ежемесячно рассматриваются начальником ПДН.Сотрудники ПДН выполняют следующие профилактические мероприятия:
- выявляют причины и условия, способствующие совершению преступлений несовершеннолетними, и в пределах своей компетенции принимают меры по их устранению;
- ежеквартально анализируют, обобщают и направляют в соответствующие органы исполнительной власти и органы местного самоуправления информацию и предложения по вопросам работы по предупреждению противоправного поведения несовершеннолетних, их воспитания, обучения, досуговой и трудовой деятельности, наркологического и психиатрического лечения, социальной защиты;
- выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений и иных антиобщественных действий, и в пределах своей компетенции принимают к ним меры в соответствии с законодательством;
- выявляют родителей (лиц, их замещающих), не исполняющих обязанности по воспитанию и обучению детей, а также работников образовательных, воспитательных, лечебных либо иных учреждений, нарушающих права и интересы несовершеннолетних, совершающих в отношении них противоправные действия, и принимают к ним меры в соответствии с законодательством.
Основная задача инспекторов ПДН – проведение профилактических мероприятий но недопущению правонарушений и преступлений со стороны несовершеннолетних и устранению условий, способствующих их совершению.
Основанием для проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, их родителей или законных представителей могут являться обстоятельства, предусмотренные Федеральным законом от № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», если они зафиксированы:
- в заявлении несовершеннолетнего либо его родителей или законных представителей об оказании им помощи;
- приговоре, определении или постановлении суда; постановлении комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН и 311), прокурора, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел;
- заключении, документах по результатам проверок жалоб, заявлениях или других сообщениях.
Профилактическая работа ПДН включает в себя прежде всего выявление несовершеннолетних правонарушителей. Специальными источниками информации о таких несовершеннолетних являются учеты правоохранительных органов, учреждений здравоохранения, социальной защиты населения, образовательных учреждений.
Источниками информации также являются документы учета преступлений, лиц, задержанных и доставленных в дежурные части органов внутренних дел, материалы об отказе в возбуждении уголовного дела, копии приговоров по уголовным делам и материалы гражданских дел, где фигурируют несовершеннолетние.
Кроме того, к источникам информации следует отнести сообщения, поступающие из воспитательных колоний, ЦВСНП органов внутренних дел, письма, жалобы, обращения, предложения граждан, сообщения СМИ, оперативную информацию органов внутренних дел, материалы криминологических исследований правонарушений несовершеннолетних.Необходимую информацию можно получить в процессе профилактического наблюдения за местами возможного появления и скопления несовершеннолетних с асоциальной направленностью поведения, различных профилактических рейдов и тематических операций, которые регулярно проводят органы внутренних дел.
Этапами деятельности ПДН являются:
- постановка несовершеннолетнего на профилактический учет, которая осуществляется при наличии правовых оснований (ст. 5, 6 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних») и соответствующих фактических данных в соответствии с законом и изданными в его развитие ведомственными нормативными актами;
- изучение образа жизни и личности несовершеннолетнего, с которым проводится индивидуальная профилактическая работа.
По рекомендации криминологов при этом предлагается к изучению шесть блоков криминологической информации:
- правовой – наличие материалов, подтверждающих факты преступного поведения или административно-правового деликта;
- социально-экономический – материальное неблагополучие, наличие или отсутствие заработка, пособия и т.д.;
- индивидуально-психологический, личностный – особенности психологических свойств, процессов, состояний, черт характера, развития интеллекта, волевых качеств, потребностей, интересов, мотивационных линий, психологического склада личности в целом;
- асоциальный – антиобщественные свойства и характеристики, признаки криминального профессионализма и опыта, отрицательные привычки;
- информационный – сведения об условиях во всех сферах жизни и быта несовершеннолетних (характеристика родителей и ближайших родственников, лиц, их заменяющих, морально-психологический климат в семье; характеристика макро- и микрогрупп, участником которых является несовершеннолетний; системы общения и видимой деятельности и т.д.);
- физиологический – психические отклонения, не исключающие вменяемость, заболевания и т.д.
Для прогнозирования индивидуального поведения в будущем и выбора профилактических мер необходимо всестороннее изучение личности несовершеннолетнего, видов его деятельности, систем общения, отношений в прошлом и настоящем. От полноты изучения личности зависит успех реабилитации.
Общая профилактика правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, как обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних должна обязательно входить в комплекс социально-реабилитационных мероприятий, так как без общей профилактики специальная профилактика – установление социального контроля – вряд ли будет достаточно эффективной.
Профилактическая деятельность в ряде случаев связана с ограничением личных прав несовершеннолетних, их родителей. Данные ограничения необходимо применять исключительно в рамках закона и соответственно использовать только те виды ограничений, которые определены законом.Важно правильно понимать концептуальные положения законодательства, а также деятельность полиции в соответствующем направлении. Профилактические меры должны быть направлены не только на личносгь несовершеннолетнего, но и на оздоровление микросреды подростка. Это в равной степени относится как к его ближайшему окружению, так и к общей ситуации, складывающейся на территории.
Профилактическая деятельность в ряде случаев должна включать меры, направленные на оздоровление ребенка (в частности, его психики), улучшение жизни подрастающего поколения во всех сферах жизнедеятельности. Эти меры должны применяться ПДН в сочетании с индивидуальным подходом при составлении программы реабилитации конкретного безнадзорного или подростка, совершившего правонарушение.
Источник:
Вопросы и ответы
Источники
Использованные источники информации.
- https://papinian.com/semejnoe/kak-rasshifrovat-nazvanie-podrazdeleniya-pdn.html
- https://businessman.ru/chto-takoe-kdn-deyatelnost-komissii-po-delam-nesovershennoletnih.html
- https://yuristland.ru/rasshifrovka-pdn-prava-i-obyazannosti-inspektorov-podrazdeleniya/
- https://stranazakonov.com/gos-organy/segodnya-vy-uznaete-kak-rasshifrovyvaetsya-pdn
- http://blogpravo.com/komissiya-po-delam-nesovershennoletnih-prichiny-i-posledstviya-postanovki-na-uchet