Как вписать экологический класс в птс

 

Страсти по экологии

Истоки алармизма

Инициаторами борьбы за экологическую безопасность были московские власти, которые, стараясь идти в ногу со временем и догоняя в этом отношении передовые страны, активно озаботились проблемами экологии.

Одним из главных факторов, негативно влияющих на окружающую среду, являются выбросы вредных веществ автотранспортом (это прежде всего отработавшие газы и содержащиеся в них твёрдые частицы). В столичном регионе ежедневная концентрация автомобилей, приходящихся на 1000 жителей, самая плотная в России. Причём речь идёт не только о машинах, зарегистрированных в Москве (по состоянию на 1 января 2019 г. она заняла лишь III место после Самары и Санкт-Петербурга – 307 шт. / 1000 чел.), но и об имеющих областную регистрацию и транзитном транспорте.

Естественно, что именно Москва стала пионером в области введения ограничительных мер для въезда на свою территорию «нечистых автомобилей». На сегодняшний день эти ограничения таковы: чтобы автомобиль мог эксплуатироваться в столице (внутри МКАД), необходимым условием является его соответствие как минимум третьему экологическому классу (Euro 3), а для работы на МКАД – второму (Euro 2).

И пока все транспортники, логистика которых завязана на московском регионе, проклинали столичных чинуш за драконовские меры, поспело свежее постановление Правительства РФ № 832 от 12 июля 2019 г., которым вносятся изменения уже в ПДД.

В частности, этим постановлением предусматривается введение с 1 июля 2019 г. специальных дорожных знаков (– и ), ограничивающих движение транспортных средств ниже определённого экологического класса. А это означает, что уже в середине 2018-го экологические ограничения могут быть введены во многих городах России, поскольку установкой дорожных знаков занимаются местные власти. А они могут устанавливать их по своему усмотрению. При этом действие знаков может распространяться не только на коммерческий транспорт (проще говоря, грузовики и фуры), но и на обычные легковые автомобили личного пользования.

Что делать и куда идти?

Итак, вы открыли ПТС и не нашли графы 13 и никаких особых отметок или увидели, что «экологический класс не установлен». В этом случае необходимо внести сведения об экологическом классе в «Особые отметки» в ПТС. Таким правом обладают только регистрационные подразделения ГИБДД, но для этого необходимо предоставить документ, подтверждающий, что ваш автомобиль действительно соответствует данному экологическому классу. И здесь бремя доказательства полностью ложится на владельца. А как доказывать? Сразу стоит отметить, что на сегодняшний день ни один нормативный документ на этот вопрос не дает чёткого (читай, никакого) ответа. Так, действующий в настоящее время Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 018-2011 «О безопасности колёсных транспортных средств», который и определяет технические требования к автомобильной технике и процедуры подтверждения соответствия этим требованиям, никоим образом не регулирует способы подтверждения экологической безопасности для автомобилей, уже выпущенных в обращение на территории стран Евразийского союза (в т. ч. и России), за исключением процедуры техосмотра. А раз автомобиль имеет ПТС, значит, он уже выпущен в обращение, поскольку датой выпуска ТС в обращение является дата первичной выдачи российского ПТС.

Но и техосмотр тут не спасает, потому что согласно приложению № 8 (пп. 9.1, 9.2) к ТР ТС 018-2011, для оценки работоспособности двигателя и его систем выпуска в части норм выбросов требуется указать экологический класс автомобиля, проверка которого проводится, чтобы сравнить фактические показатели выбросов с допустимыми. То есть нельзя установить в процессе техосмотра то, что ты должен знать заранее. Курьёзность этой ситуации ещё и в том, что получается все автомобили, у которых в документах экологический класс не указан, техосмотр проходят в нарушение требований ТР ТС 018-2011, т. е. незаконно. А поскольку таких машин в нашей стране пруд пруди, то очевидно, что хотя бы раз почти каждый оператор ТО выдал на такой автомобиль диагностическую карту. Однако все закрывают на это глаза…

Но вернёмся к процессу доказательства. Очевидно, что отсутствие чётких требований к установлению экологического класса создаёт тем самым неимоверную коррупционную составляющую, в том числе развязывает руки органам ГИБДД, которые начинают требовать от владельцев разного рода доказательственные материалы. Интересно, что перечень документов, которые могут быть приняты к рассмотрению для внесения сведений о ТС есть, он присутствует в п. 39 «Положения о паспортах транспортных средств». Там написано, что эти сведения заполняются «…на основании ОТТС, СБКТС, а при их отсутствии … на основании официально изданных технических характеристик, справочников, таблиц и иных документов». Разберемся по порядку. Итак, где простому владельцу автомобиля можно взять ОТТС? Оригинал этого документа хранится либо у изготовителя (для ТС российского производства), либо у его официального российского представительства (для ТС, изготовленных за пределами РФ). Проблема лишь в том, что изготовители и их представители крайне редко выдают заверенные копии своих одобрений владельцам автомобилей. Это и понятно: по их мнению, ОТТС является документом внутренним, и его содержание составляет коммерческую тайну, а потому оно может быть официально затребовано только по запросу надзорных органов. К сожалению, в ГИБДД себя этими запросами утруждать не спешат, а заинтересованные собственники ТС практически лишены такой возможности.

Между тем, есть одна проблема, которая всплывает уже после того, как вам всё-таки удалось (если удалось!) заполучить копию ОТТС, распространяющегося на ваш автомобиль. Если у вас, к примеру, 15–20-летний «европеец», то в его одобрении, выданном Госстандартом России в те же годы, сведения об экологическом классе будут указаны косвенно – в таблице Приложения № 1 (Сводный лист) в виде «экологических» Правил ЕЭК ООН с той или иной поправкой, подтверждение выполнения требований которых и будет обозначать соответствующее «Euro». Но эту идентификацию может провести только специалист по сертификации. «Гаишник» же, не обнаружив на титульном листе ОТТС графу «Экологически класс» (напомню, она появилась только в ОТТС, выданных с 21 апреля 2006 года), в 99% случаев скажет, что такое одобрение типа не годится. Значит, придётся обращаться за экспертизой, которая подтвердит наличие сведений о конкретном экологическом классе в конкретном ОТТС (об этом чуть далее).

Второй документ – СБКТС (свидетельство о безопасности конструкции ТС). Это относительно свежий сертификационный документ, появившийся в связи со вступлением в силу в сентябре 2010 года первого (ещё российского) технического регламента о безопасности колёсных транспортных средств (утверждён постановлением Правительства РФ № 720 от 10 сентября 2009 г.). СБКТ выдаётся на единичные ТС, в том числе б / у, которые завозятся из заграницы. Для нашей темы это мало актуальный документ в силу молодости этой процедуры и в силу того, что если на автомобиль было выдано СБКТС, значит, ПТС также выдавался на основании этого свидетельства. А раз так, то и экологический класс в паспорте должен быть прописан. Совершенной глупостью выглядят порой требования со стороны отдельных сотрудников ГИБДД для подтверждения экологического класса предоставить СБКТС на автомобиль, скажем, 1998 года выпуска, российский ПТС на который выдан, например, в 2003 году (т. е. ввезён бывший в употреблении иностранный автомобиль), поскольку свидетельство выдаётся на автомобиль для получения разрешения на выпуск в обращение, а выпуск в обращение и есть выдача ПТС. Следовательно, нельзя получить разрешение на выпуск в обращение после того, как этот выпуск уже был официально произведён.

Теперь обратимся к официальным справочникам, характеристикам и таблицам. Это весьма расплывчатое определение в целом понятно всем отраслевым специалистам. Если переводить на простой язык, то владелец ТС может обратиться с официальным запросом к изготовителю и его представителю, который в письменной форме ответит, что такой-то конкретный автомобиль с таким-то VIN-кодом, согласно данным изготовителя, имеет такой-то экологический класс. Подобные официальные письма пишутся пачками, причём чаще всего изготовители / представительства за это не берут никаких денег (правда, не все – некоторые всё же пытаются на этом спекулировать и имеют утверждённые прейскуранты на такую услугу). На самом деле, это самый простой способ для владельца, если бы не одно «но». Когда только появились в Москве первые ограничения по экологии, многие собственники, чтобы их обойти, предъявляли в ГИБДД такие справки с «немного завышенным» экологическим классом. Непонятно, как такое получалось: то ли фирменные бланки и печати подделывали, то ли за неофициальное «вознаграждение» изготовители шли навстречу и приписывали лишнего. Но такие факты были выявлены, причём, как рассказывают, в немалых количествах. С тех пор сотрудники в погонах с этими справками дел не имеют и отправляют собственников за ОТТС или на экспертизу.

Экспертное заключение – это тот самый вариант, который скрывается за «иными документами». Сейчас сеть Интернет пестрит подобными предложениями. Чаще всего мелкие коммерческие конторы предлагают «установить» за деньги нужный экологический класс (сейчас максимально требуемый «третий», но кому-то достаточно и «второго»), выдавая красивые бумажки с громкими названиями типа «Экологический сертификат», «Свидетельство экологической безопасности» и т.д. – кто во что горазд. В технадзоре ГИБДД про это тоже знают, поэтому обычно отправляют за подобным заключением в более-менее солидные организации, например, НАМИ. Такое заключение может быть очень актуально, если нет возможности самостоятельно найти ОТТС или если в этом ОТТС на титуле не прописан экологический класс.

Вся проблема заключается в том, что, к сожалению, одновременное наличие ОТТС, экспертного заключения и даже письма от изготовителя вовсе не гарантируют того, что в ГИБДД вам поставят в ПТС отметку об экологическом классе. В кулуарах поговаривают, что они сейчас просто боятся это делать, поскольку есть негласное указание сверху очистить рынок от старых «рыдванов». Безусловно, это, мягко говоря, не совсем законно. Поэтому если вы столкнулись с отказом со стороны ГИБДД при наличии подтверждающих экологический класс документов, то единственный способ решения конфликта – это подавать в суд. Шансы на успех здесь действительно велики, потому что любой отказ надо будет аргументировать в юридическом поле, а крыть здесь «гаишникам», как правило, нечем.

Фото 1

Внимательно читаем ПТС

Все эти нововведения закономерно приводят к тому, что владельцам автомобилей приходится тем или иным образом подтверждать соответствие транспортного средства тому или иному экологическому классу. Каким образом это делается? Вариантов немного. Самый лёгкий из них – заглянуть в ПТС. Вообще, ПТС с момента его появления в 1993 году является основным документом на автомобиль (а также прицеп, автобус, мотоцикл, т. е. всё то, что называется единым термином «транспортные средства»). Паспорт подтверждает не только право собственности на конкретное ТС (многие владельцы почему-то только так и воспринимают этот документ), но и выпуск конкретного ТС в обращение на территории страны. Кроме того, ПТС содержит основные сведения о машине. К одному из таких сведений наряду с номерами основных узлов и агрегатов (VIN, рама, кузов, двигатель), массы, цвета, относится и экологический класс.

ПТС может быть выдан только тремя уполномоченными организациями: изготовителем (на новое ТС, произведённое в России), таможней (на любое ТС, ввезённое в Россию из заграницы) или ГИБДД (во всех остальных случаях, в том числе, например, замена старого ПТС в связи с его утерей). И именно эти организации заполняют основные сведения о ТС. Если у вас в ПТС указан конкретный экологический класс, это и будет являться доказательством соответствия автомобиля этому классу.

Однако до вступления в силу 21 апреля 2006 года технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ» (утвержден постановлением Правительства РФ № 609 от 12 октября 2005 года) прямое указание экологического класса в одобрении типа транспортного средства (ОТТС) не было предусмотрено – отсутствовала соответствующая графа на титульном листе.

Поскольку с 1992 года ОТТС является основным документом, подтверждающим безопасность конструкции для серийно выпускаемых типов (моделей) автомототехники и прицепов, технические данные в ПТС вносились на основании конкретного ОТТС на данную марку и модель автомобиля (кстати, номер и дата выдачи ОТТС также указывается в паспорте). И лишь после того, как сведения об экологическом классе органы по сертификации начали вносить в ОТТС, он появился и в ПТС. Кстати, с этой целью в ПТС предусмотрели отдельную графу «Экологический класс» (п. 13), которая была введена в редакции «Положения о паспортах транспортных средств» (Приложение № 2), утверждённой совместным приказом МВД, Минпромэнерго и Минэкономразвития № 496 / 192 / 134 от 23 июня 2005 года. Соответственно первые бланки паспортов с этой графой начали выдавать на рубеже 2005–2006 гг., а во многих регионах значительно позднее.

Другими словами, открыв свой ПТС, вы можете найти указание об экологическом классе: на новых бланках – в графе 13, на старых – в «Особых отметках». Проблема в том, что если ваш автомобиль изготовлен в России или ввезен на её территорию до 2006 года, таких сведений в ПТС вы, скорее всего, не увидите.

Для нашей страны это особенно актуально, потому что средний возраст грузового автомобиля, согласно исследованию «Автостата», составляет почти 19 лет, конкретно для импортных грузовиков чуть меньше 12 лет. Но это всё равно не перекрывает 2006 год. Ведь наши перевозчики в начале 2000-х активно скупали старые европейские грузовики, которые через Польшу, Литву и Калининград текли к нам нескончаемым потоком. В Европе, уже в ту пору озабоченной ожесточением экологических норм, от старой техники избавлялись по весьма низким ценам, чем и пользовались наши автотранспортники, которые предпочитали MAN, Volvo, Scania и другие марки 1980–1990-х годов выпуска нашим новым МАЗам и КАМАЗам. Естественно, паспорта на все эти б / у машины выдавали таможенные органы, которые в большинстве случаев не имели возможности указать все необходимые сведения в ПТС. Что уж там говорить про экологический класс, если порой даже марку и модель автомобиля писали кое-как.

Если экологический класс автомобиля в документах не указан, то в данном случае автоматически считается, что он «не установлен», а значит, автомобиль не может выезжать на дороги, где есть любые (даже малейшие) ограничения по экологическому классу. Но при этом большинство коммерческих автомобилей до сих пор катаются у нас с неустановленным экологическим классом.

Вопросы и ответы

Источники

Использованные источники информации.

  • http://www.gruzovikpress.ru/article/14918-grafa-ekologicheskiy-klass-v-pasporte-transportnogo-sredstva-pts-strasti-po-ekologii/
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий