Кто должен разрабатывать положение о закупках

 

Заказчики по 223-ФЗ в своей закупочной деятельности руководствуются Положением о закупке. Это основной документ, в котором необходимо прописать наиболее

Кто осуществляет закупки по 223-ФЗ и обязан разработать положение о закупке

  • Естественные монополии. Данный термин означает такую ситуацию на рынке, когда на нем действует только одна фирма. Это крупные предприятия с разветвленной структурой и большими оборотами. В России это прежде всего, железные дороги, тепло- и электросети, такие как, ОАО «Роснефть», ОАО «Ростелеком», ОАО «Газпром», ОАО «РЖД».
  • Госкорпорации и компании. Предприятия, которые осуществляют регулируемые виды деятельности. Это коммунальные услуги, водоснабжение, теплоснабжение, водоотведение. ГУПы и МУПы (некоторые из них выведены из-под действия 223-ФЗ в 2019 году и регулируются 44-ФЗ).
  • Автономные учреждения. Некоммерческие структуры в сфере культуры, соцзащиты, здравоохранения, СМИ, физкультуры и спорта и т.п. Они создаются органами власти федерального, регионального или местного уровней.
  • Компании с долей государственного участия более 50%.
  • Бюджетные учреждения, когда они что-то покупают за счет внебюджетных средств. К таким средствам могут относиться гранты, субсидии и т.п.

В этом перечне есть исключения. Например, действие закона о закупках 223-ФЗ не применяется к субъектам естественных монополий с регулируемыми видами деятельности в тех случаях, когда доля их совокупной выручки либо в сфере естественных монополий, либо от регулируемых видов деятельности не превышает 10%, если брать общую сумму за прошлый календарный год. Есть еще несколько исключений, они оговорены в ст. 1 223-ФЗ.

2 Условия применения процедур закупки

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона №223-ФЗ положение о закупке должно содержать порядок подготовки и проведения процедур (включая способы закупки) и условия их применения. Указанное требование Закона фактически означает, что в положении о закупке должны быть установлены четкие и понятные условия, при которых заказчик может выбрать тот или иной способ закупки.

В закупочной практике наиболее распространенными критериями (условиями) выбора способов закупки являются «стоимостной» и «функциональный»:

1. «Стоимостной» критерий выбора способа закупки заключается в установлении заказчиком ценовых порогов при выборе того или иного способа закупки (например, запрос котировок проводится в случае, если начальная (максимальная) цена договора не превышает 3 млн рублей);

2.«Функциональный» критерий выбора способа закупки заключается в установлении заказчиком требований к закупаемым товарам, работам, услугам (например, выбор способа закупки путем проведения аукциона может осуществляться Заказчиком, если им однозначно сформулированы подробные требования к закупаемым товарам, работам, услугам, в том числе определены функциональные характеристики (потребительские свойства) товара, размеры, упаковка, отгрузка товара, определены конкретные требования к результатам работ (услуг), а также если предметом закупки является серийная продукция).

Накопленный опыт заказчиков позволяет сформулировать основания применения распространенных способов закупки, их особенности:

Особого внимания заслуживает способ закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

В связи с особенностью данного способа закупки (способ закупки, при котором договор заключается с конкретным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) без рассмотрения конкурирующих предложений) основаниями для выбора данного способа закупки могут являться:

1)цена закупки не превышает установленный ценовой порог (100/500 тыс. рублей);

2)безальтернативность закупки: в силу ряда причин отсутствует разумная конкуренция (монополисты, услуги предоставляются органами государственной власти , и т.д.);

3)наличие «специальных» оснований для заключения договора с единственным поставщиком, предусмотренных положением о закупке (закупка вследствие чрезвычайных обстоятельств, коммунальные услуги, и т.д.).

Можно ли менять положение о закупке

В структуру положения о закупке организация вправе самостоятельно вносить изменения и коррективы. Для этого необходимо на общероссийском сайте . добавить новое издание положения о закупке совместно с указанием всех изменений и дополнений. То есть публикуем 2 документа: новую редакцию положения и документ с перечнем изменений. Корректировать положение можно по необходимости, периодичность изменений не определена.

Кто должен разработать и принять документ

Все заказчики, которые работают в рамках 223-ФЗ, до начала закупочной деятельности обязаны разработать Положение о закупке. К ним относятся:

  1. Объекты естественных монополий. Сюда относятся предприятия, реализующие продукцию энергетического комплекса, услуги водоснабжения и водоотведения, связи, транспорта. Субъектами естественных монополий являются не только крупные организации типа ФГУП «Почта России» или ГУП «Московский Метрополитен», но и компании, реализующие, например, электроэнергию потребителям небольшого поселка Ивановской области.
  2. Государственные компании от таких именитых корпораций, как «Роснефть», «Ростехнологии», «Росатом», «Газпром», до небольших организаций любой правовой формы, основные средства которых находятся в государственной или муниципальной собственности.
  3. Автономные учреждения. Это некоммерческие структуры, созданные органами федеральной, региональной или муниципальной власти в сфере здравоохранения, социальной защиты, культуры, спорта и подобных.
  4. Дочерние структуры указанных выше предприятий и учреждений, а также дочерние структуры самих этих дочерних структур, при условии, что доля их участия составляет 50 и более процентов. То есть «дочки» и «внучки» госкорпораций и естественных монополий.
  5. Бюджетные учреждения — в части закупок за счет грантов, собственных заработанных средств, а также в случаях, когда они сами являются исполнителями по контракту и привлекают через закупки поставщиков необходимых товаров и услуг (исполнители работ).
  6. ГУПы и МУПы, осуществляющие закупки за счет грантов и в рамках контрактов, по которым они сами выступают исполнителями.
  7. Аптечные унитарные предприятия — в рамках закупок, осуществляемых не за счет бюджетных средств.

Чем удобнее проведение закупок в электронной форме?

Преимущества проведения закупок в электронной форме:

  • Экономия времени при проведении закупки
  • Отсутствие необходимости принимать и регистрировать заявки на участие самостоятельно
  • Дополнительные гарантии прозрачности закупок
  • Высокий процент состоявшихся процедур
  • Автоматическое формирование отчетности
  • Дополнительные гарантии соблюдения 223-ФЗ

Что входит в структуру положения о закупке

Структура положения о закупке включает следующие параметры:

  • Термины и определения.
  • Область использования.
  • Последовательность подготовки процедур закупки.
  • Способы закупки.
  • Требования и условия к участникам закупки.
  • Содержание извещения и документации о закупке.
  • Условия применения и порядок проведения процедур закупки.
  • Порядок заключения и исполнения договора.

Положение о закупке должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки, включая способы закупки и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ).

Положение о закупке — это рабочий инструмент, путеводитель для всех сотрудников. В нем должны содержаться ответы на любые вопросы, касающиеся проведения закупок. Чем детальнее получится положение, тем более функциональным оно станет в последующей работе.

В положении нужно предусмотреть подробные требования к составу документации о закупке (ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ). Среди них требование об указании в ней сведений, необходимых для установления приоритета товаров российского происхождения, а также работ (услуг), выполняемых (оказываемых) российскими лицами, над иностранными ТРУ (п. 5 Постановления Правительства РФ от № 925). Предоставить такой приоритет можно, только если эти сведения будут включены в документацию о закупке. Ее состав определяется именно положением о закупке.

Подробнее о структуре положения о закупке смотрите комментарий Оксаны Шипуновой, автора вебинара «Положение о закупке: рекомендации по разработке, корректировке, типовые ошибки»:

Важность Положения о закупке

Когда Положение о закупке утверждено или в него внесены изменения, в течение 15 дней его необходимо разместить в ЕИС. Если заказчик этого не сделал, равно как и не утвердил Положение, он теряет право закупаться по 223-ФЗ и переводится на работу по закону 44-ФЗ. Этот закон является гораздо более строгим и все четко регламентирует. Перейдя на 44-ФЗ, заказчик теряет возможность:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок .

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС


  • выбирать любой способ проведения процедуры определения поставщика;
  • устанавливать собственные требования к участникам;
  • устанавливать основания и правила закупки у единственного поставщика;
  • определять сроки проведения процедур и прочие параметры, а при необходимости — оперативно менять информацию в плане закупок.

По сути, 223-ФЗ дает заказчиком несоизмеримо больше свободы в выборе действий, благодаря чему закупки могут быть более эффективными. Другая сторона медали — больше простора для нарушения, коррупции и прочих негативных явлений.

Порядок утверждения положения о закупке

Утверждение положения о закупке регламентируется ч.3 ст. 2 Закона №223-ФЗ.

В соответствии с ней положение о закупке утверждается:

1)высшим органом управления государственной корпорации или государственной компании. В соответствии с п. 3.1 ст. 7.1, п. 7 ст. 7.2 Федерального закона от №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» высшим органом управления государственной корпорации и государственной компании является совет директоров или наблюдательный совет;

2)руководителем государственного или муниципального унитарного предприятия. В соответствии с п.1 ст. 21 Федерального закона от №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» руководство деятельностью унитарного предприятия полностью возлагается на руководителя унитарного предприятия (директора, генерального директора), который назначается собственником имущества унитарного предприятия, подотчетен собственнику имущества унитарного предприятия, действует от имени унитарного предприятия без доверенности, в том числе представляет его интересы, совершает в установленном порядке сделки от имени унитарного предприятия и т.д. В том числе руководитель государственного или муниципального предприятия утверждает положение о закупке;

3)наблюдательным советом автономного учреждения. Федеральный закон от №174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (ст. 10) предусматривает наличие в автономном учреждении наблюдательного совета, который создается в составе не менее чем пяти и не более чем одиннадцати членов. В состав наблюдательного совета автономного учреждения входят представители учредителя автономного учреждения, представители исполнительных органов государственной власти или представители органов местного самоуправления, на которые возложено управление государственным или муниципальным имуществом, и представители общественности, в том числе лица, имеющие заслуги и достижения в соответствующей сфере деятельности. В состав наблюдательного совета автономного учреждения могут входить представители иных государственных органов, органов местного самоуправления, представители работников автономного учреждения;

4)советом директоров (наблюдательным советом) акционерного общества. Если уставом акционерного общества предусмотрено осуществление функций совета директоров (наблюдательного совета) общим собранием акционеров общества положение о закупке утверждается коллегиальным исполнительным органом общества, при его отсутствии – общим собранием акционеров (см. Федеральный закон от №208-ФЗ «Об акционерных обществах» п. 18 ч. 1 ст. 65);

5)общим собранием участников общества с ограниченной ответственностью, либо советом директоров (наблюдательным советом) или коллегиальным исполнительным органом общества, если это предусмотрено уставом общества (см. п.13 ч.2 ст.33 Федерального закона от №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»);

6)органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя государственного или муниципального бюджетного учреждения.

Примеры типовых документов для утверждения положения о закупке того или иного заказчика (в зависимости от его организационно-правовой формы) доступны на

Для чего нужно положение о закупке

Если положение о закупке у заказчика имеется, то заказчик вправе осуществлять закупочную деятельность исключительно в порядке, предусмотренном положением о закупке.

Если положение о закупке у заказчика отсутствует, то в случае, если в течение трех месяцев со дня вступления в силу Закона № 223-ФЗ, заказчики не разместили утвержденное положение о закупке, такие заказчики при закупке руководствуются положениями Закона № 44-ФЗ в части определения поставщика до дня размещения утвержденного положения о закупке (ст. 8 Закона № 223-ФЗ).

Ведение закупок по 223-ФЗ намного выгоднее, чем по 44-ФЗ. Применяя 223-ФЗ организация получает много преимуществ:

  1. Возможность выбирать любой удобный организации способ проведения закупки.
  2. Устанавливать лояльные или наоборот более строгие требования к участникам закупки.
  3. Оперативно вносить изменения в план закупок.
  4. Самостоятельно устанавливать сроки проведения закупок.
  5. Определять основания, необходимые для закупок у единственного поставщика.
  6. Снизить количество обжалований в ФАС путем уменьшения для этого оснований.

Устанавливая в положении о закупке индивидуальные требования и проводя точную настройку закупочной деятельности, организация сможет вывести свои закупки на более эффективный уровень работы и получить максимальное удовлетворение своих потребностей по разумной цене.

Положение о закупке и изменения, вносимые в положение, подлежат обязательному размещению в ЕИС не позднее чем в течение 15 дней со дня утверждения (ч. 1 ст. 5 Закона № 223-ФЗ).

4 Размещение положения о закупке на Официальном сайте Внесение изменений в положение о закупке

Порядок размещения положения о закупке на Официальном сайте установлен Постановлением Правительства РФ от №908 «Об утверждении Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке» (далее – ПП РФ №908). В соответствии с ним заказчик должен разместить в закрытой части официального сайта положение о закупке в электронном виде и с помощью функционала официального сайта сформировать документ, содержащий сведения о положении о закупке:

а) наименование положения о закупке;

б) полное и сокращенное (при наличии) наименование заказчика в соответствии с учредительными документами;

в) идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер заказчика;

г) даты утверждения и вступления в силу положения о закупке;

д) наименование органа, утвердившего положение о закупке.

Для непосредственного размещения собственного положения о закупках на Официальном сайте заказчику необходимо:

1. Зайти в личный кабинет заказчика и нажать на пункт «Реестр положений о закупках», чтобы отобразился список положений о закупках:

2. В форме реестра положений о закупке отображается информация о положении о закупке для данного заказчика. В случае, если сформирован проект изменений положения о закупке, в реестре отображаются две записи – опубликованное положение и проект изменений:

3. Для создания нового положения вида «Собственное положение о закупке» следует кликнуть гиперссылку «Создать положение о закупке», на экране отобразится окно выбора вида положения:

4. Далее следует перевести переключатель «Собственное положение о закупке» и нажать кнопку «Продолжить». По нажатии на кнопку «Продолжить» отобразится страница ввода сведений о положении о закупке, которые необходимо заполнить:

В форме ввода сведений о положении о закупке следует заполнить необходимые поля. Поля, отмеченные символом «*», обязательны для заполнения:

– «Наименование положения»;

– «Дата утверждения положения»;

– «Дата вступления в силу положения»;

– «Наименование органа утвердившего положение».

При необходимости заполняются поля с дополнительными сведениями о положении (данные поля не являются обязательными):

– «Порядок заключения и исполнения договоров, согласно данному положению»;

– «Дополнительные сведения».

5. В блоке «Документы» формы ввода сведений о положении о закупке необходимо прикрепить электронную версию документов о положении о закупке. Для прикрепления файла следует нажать кнопку, чтобы открылось окно выбора файла:

6. Заполнив необходимые поля формы ввода сведений о положении, следует нажать на кнопку «Далее» для перехода во вкладку «Способы закупки»:

7. Для добавления к сведениям о положении о закупке способа закупки следует кликнуть гиперссылку «Выбрать из созданных способов закупки», расположенную справа в верхней части блока «Сведения о способах закупки», и в отобразившемся окне установить флажки для необходимых способов.

Для сохранения данных и перехода к форме поиска положений в личном кабинете необходимо нажать на кнопку «Завершить формирование положения». После этого система проверит введенные данные на наличие нарушений. Если нарушений не обнаружено, введенные сведения сохранятся, а положение отобразится в реестре закупок закрытой части Официального сайта во вкладке «Проект сведений» (в статусе «Редактирование»). Для публикации положения следует нажать кнопку «Опубликовать». Система проверит введенные данные на наличие нарушений и в случае их корректности начнется процедура публикации.

Кто утверждает Положение о закупке?

Кто утверждает Положение о закупке?

Для каждого вида заказчика по 223-ФЗ предусмотрен субъект, обладающий правом утвердить Положение.

Если заказчиком является государственная корпорация (ГК), правом утверждения обладает высший орган управления государственной корпорации.

Если заказчик - государственная компания (ГУ), утвердить положение может высший орган управления государственной компании.

Если заказчик - государственное унитарное предприятие (ГУП), утвердить положение имеет право руководитель этого унитарного предприятия.

Если в роли заказчика выступает муниципальное унитарное предприятие (МУП) - утверждает положение руководитель унитарного предприятия.

Если является заказчиком автономное учреждение (АО) - утвердить Положение может наблюдательный совет данного автономного учреждения.

Если заказчик - акционерное общество, правом утверждения Положения обладает совет директоров (например, наблюдательный совет) или коллегиальный исполнительный орган этого акционерного общества (если в уставе хозяйственного общества предусмотрено выполнение функций совета директоров, например, наблюдательного совета общим собранием акционеров хозяйственного общества).

Если заказчиком является общество с ограниченной ответственностью (ООО), утвердить положение возможно общим собранием участников общества.

1 Процедурные требования, предусмотренные положением о закупке

Положение о закупке должно содержать ряд обязательных элементов, в том числе:

  1. Порядок размещения на Официальном сайте плана закупки товаров, работ, услуг, плана закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств (ч. 3 ст. 4 Закона №223-ФЗ). Порядок формирования плана закупки, порядок и сроки размещения его на официальном сайте, требования к его форме установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от №932 «Об утверждении Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана» (ч. 2 ст. 4 Закона №223-ФЗ). Также следует установить случаи и порядок внесения изменений в план закупок.
  2. Порядок выбора способа закупки, предусмотренный положением о закупке. В соответствии с ч.3 ст.2 Закона №223-ФЗ в положении о закупке помимо конкурса и аукциона могут быть предусмотрены иные способы закупки. При этом заказчик должен установить в положении порядок закупки такими способами. Опираясь на опыт заказчиков, проводящих процедуры закупок на электронной площадке , можно выделить такие самые востребованные конкурентные способы закупок, как открытый запрос предложений и запрос котировок, открытый аукцион, открытый конкурс. В соответствии с ч. 4 ст.3 Закона Правительство РФ установило перечень товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется только в электронной форме. Список таких товаров, работ и услуг приведен в Постановлении Правительства Российской Федерации от г. № 616 «Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме». Стоит отметить, что на практике заказчики не ограничиваются данным списком и закупают и другие товары, работы и услуги в электронной форме;
  3. В настоящее время Правительством РФ подготовлен к внесению в Государственную Думу проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», который предусматривает закрытый перечень способов осуществления закупки. В соответствии с проектом, помимо конкурса и аукциона, в положениях о закупке заказчики могут предусмотреть только такие способы закупки, как конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос котировок, запрос предложений, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион, закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
  4. Разработка и размещение на Официальном сайте извещения о закупке, закупочной документации, проекта договора, вносимых в эти документы изменений, разъяснений положений документации, протоколов и другой информации, предусмотренной Законом и положением о закупке. Заказчик может вручную публиковать данные сведения на Официальном сайте, либо автоматизировать процесс и размещать сведения через функционал .
  5. Прием заявок на участие в закупке.
  6. Подведение итогов закупки;
  7. Подписание договора с победителем закупки;
  8. Размещение на Официальном сайте не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным, сведений о количестве и общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг; закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика); закупки, сведения о которой составляют государственную тайну или в отношении которой приняты решения Правительства РФ; закупки товаров, работ, услуг среди субъектов малого и среднего предпринимательства.

Кто должен утвердить положение о закупке

Положение о закупке, как главный распорядительный документ, должно быть утверждено руководящим органом. Для каждого типа заказчика, перечисленного в ст. 1 закона № 223 ФЗ, этим же законом установлены правила, кто именно утверждает положение.

  • Для МУПов и ГУПов — это руководитель.
  • Для госкорпорации (госкомпании) — это высший орган управления этой корпорации (компании).
  • Для автономного учреждения — это наблюдательный совет.
  • Для ООО — общее собрание участников.
  • Для хозяйственного общества — совет директоров или наблюдательный совет.
  • Для бюджетных учреждений — учредитель.

Если положение о закупке утверждено не тем, кто уполномочен на это действие, то нарушителя ждет штраф. Рассмотрим на примере Постановления ФАС России от по делу № П-735/14/АК629-15:

П. 6 ч. 3 ст. 2 Закона о закупках 223-ФЗ установлено, что положение о закупке бюджетного учреждения утверждается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения. Как следует из материалов дела положение о закупке утверждено генеральным директором. В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ, учредителем ФГБУ является Министерство. Следовательно, положение о закупке должно утверждаться Министерством, и Заказчик должен осуществлять закупки в соответствии с № 44-ФЗ. Таким образом, действия заказчика нарушают ч.1 ст.15 Закона о контрактной системе.

Вопросы и ответы

Источники

Использованные источники информации.

  • https://school.kontur.ru/publications/413
  • https://otc.ru/academy/prakticheskoe_posobie_po_223-fz_chapter3
  • http://zakupki-kontur.ru/news/polozhenie-o-zakupke-komu-nuzhno-i-chto-vklyuchit/
  • https://otc.ru/academy/articles/polozhenie_o_zakupkakh
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий