Порядок привлечения к административной ответственности детальным образом раскрывается в нормах законодательства. В статье расскажем обо всех стадиях рассмотрения дела — с момента обнаружения нарушения до вынесения постановления. Административная ответственность должностных лиц характеризуется различными особенностями. Из нашей статьи вы узнаете, кто признается должностным лицом и каковы особенности привлечения таких лиц к ответственности.
Содержание
- Кто имеет право рассматривать административное дело
- Протокол об административном правонарушении как основание для дальнейшего производства по делу
- Виды решений, которые выносятся по результатам рассмотрения дела
- Законодательство, регулирующее основания и порядок привлечения к административной ответственности
- Порядок привлечения должностных лиц к ответственности, предусмотренной КоАП РФ
- Особенности привлечения к административной ответственности должностных лиц
- Процедура подготовки к рассмотрению дела
- Когда лицо считается привлеченным к административной ответственности
- Особенности привлечения к административной ответственности несовершеннолетних
- Основания для возбуждения производства по делу об административном правонарушении
- Особенности мер административного наказания, которые могут применяться к должностным лицам
- Кто может возбудить дело
- Какие категории граждан считаются должностными лицами
- Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении
- Вопросы и ответы
Кто имеет право рассматривать административное дело
Кто имеет право рассматривать административное делоПосле того как протокол подписан, дело назначается к рассмотрению, а лица, указанные в ст. КоАП РФ извещаются об этом. Рассмотрение дела без извещения — основание для отмены постановления (что подтверждается судебной практикой, например постановлением ВС РФ от № 19-АД16-16).
Перечень органов, которые могут рассмотреть дело, как уже упоминалось, содержится в гл. 23 КоАП РФ. Их можно условно разделить на следующие категории:
- Судьи. Рассматривают дела о наиболее общественно опасных нарушениях.
- Комиссии по делам несовершеннолетних. Привлекают к ответственности не достигших 18-летнего возраста (подробнее об ответственности несовершеннолетних можно прочесть здесь и здесь).
- Сотрудники различных государственных органов. Например, сотрудники полиции, которые рассматривают большинство дел по гл. 12 КоАП РФ (в сфере безопасности дорожного движения).
Самый простой способ понять, кто имеет право рассматривать дело, — посмотреть наказание за нарушение.
Если могут назначить арест, приостановление деятельности, выдворение или дисквалификацию, дело всегда рассматривают судьи. Они же рассматривают дела в случае, если проводилось административное расследование либо когда нарушение совершено не в России. Если признаков, которые свидетельствуют о том, что дело рассматривает только судья, нет, необходимо открыть гл. 23 КоАП РФ и найти в ней информацию о том, кто конкретно имеет право вынести постановление.
Протокол об административном правонарушении как основание для дальнейшего производства по делу
Протокол об административном правонарушении как основание для дальнейшего производства по делуФакт возбуждения дела должен быть отражен в процессуальном документе. Наиболее часто в качестве него выступает протокол, порядок составления которого определен ст. 28.2 КоАП РФ.
Протокол включает информацию о том:
- Когда и где совершено нарушение.
- Кто является составителем документа.
- Какие граждане признаны свидетелями, а какие — потерпевшими.
- По какой статье привлекается нарушитель.
Кроме того, в протоколе описывается объективная сторона нарушения, а также присутствует графа для объяснений подозреваемого в совершении нарушения. Допускается также внесение иных данных.
ВАЖНО! Протокол обязательно составляется либо в присутствии подозреваемого в совершении нарушения лица, либо с его надлежащим извещением. Если эти правила не соблюдены, это безусловное нарушение порядка привлечения к административной ответственности и основание для отмены постановления.
Не знаете свои права? Подпишитесь на рассылку Народный СоветникЪ.Бесплатно, минута на прочтение, 1 раз в неделю. Подписаться С условиями обработки персональных данных согласен
Образец жалобы на протокол об административном правонарушении, а также порядок ее составления можно найти здесь.
Виды решений, которые выносятся по результатам рассмотрения дела
Виды решений, которые выносятся по результатам рассмотрения делаПредусмотрено два вида постановлений, которые могут быть приняты после разрешения дел (ст. 29.9 КоАП РФ). Один из самых распространенных исходов — привлекаемое лицо признается виновным и ему назначается наказание. Основание для привлечения к административной ответственности — наличие состава административного правонарушения (объект, субъект, объективная сторона, субъективная сторона).
В случае если имеется хотя бы одно основание, прописанное в ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу должно быть прекращено. В частности, производство прекращается, если нет состава нарушения либо истек срок давности. Прекращение производства по делу предполагает полное завершение процедуры. Наказание в этом случае не назначается.
Законодательство, регулирующее основания и порядок привлечения к административной ответственности
Законодательство, регулирующее основания и порядок привлечения к административной ответственностиОсновной правовой акт, в котором детально прописаны основания и порядок привлечения к административной ответственности — это КоАП РФ. Он состоит из общей и особенной частей.
Общая часть посвящена порядку рассмотрения дел, а особенная содержит составы различных правонарушений, сгруппированные по объектам посягательства (например, против воинского учета, против порядка управления и т. д.).
Кроме того, на региональном уровне могут приниматься законы субъектов, устанавливающие свои составы нарушений. Однако содержание таких актов не может противоречить КоАП РФ. В противном случае привлечение к ответственности будет признано незаконным. При этом регионы не могут устанавливать новые виды наказаний, поскольку меры ответственности закрепляет исключительно федеральный законодатель.
Порядок привлечения должностных лиц к ответственности, предусмотренной КоАП РФ
Порядок привлечения должностных лиц к ответственности, предусмотренной КоАП РФПроцессуальный порядок и сроки привлечения должностных лиц к административной ответственности общие, каких-либо специальных процедур административный закон не предусматривает. Аналогичны и сроки давности для назначения наказаний (ст. 4.5 КоАП РФ).
Пошаговая процедура выглядит следующим образом:
- Возбуждение производства. Перечень поводов для этого перечислен в ст. 28.1 КоАП РФ. По общему правилу, предусмотренному п. 1 ст. 28.2 КоАП РФ, при возбуждении процедуры оформляется протокол (исключения составляют случаи, когда дело возбуждает прокурор, осуществляется автоматическая съемка нарушения и в некоторых других случаях).
- Протокол передается на рассмотрение.
- Дело рассматривается, по результатам выносится постановление о привлечении к ответственности либо о прекращении производства.
Об общем порядке привлечения к административной ответственности, применяемом ко всем нарушителям вне зависимости от их статуса, можно прочесть здесь.
Особенности привлечения к административной ответственности должностных лиц
Особенности привлечения к административной ответственности должностных лицНесмотря на неспецифичный порядок привлечения к административной ответственности должностных лиц, особенности имеются. Формально являясь физлицами, рассматриваемые субъекты наделены особым правовым статусом, наличие которого говорит о большей общественной опасности совершенного ими нарушения и необходимости применения более строгой меры ответственности.
Не знаете свои права? Подпишитесь на рассылку Народный СоветникЪ.Бесплатно, минута на прочтение, 1 раз в неделю. Подписаться С условиями обработки персональных данных согласен
К особенностям административной ответственности должностных лиц можно отнести:
- Необходимость доказывания их статуса, например факта работы в компании, наличия определенных обязанностей, которые не выполнены надлежащим образом.
- Обязательность наличия в санкции указания на то, что к ответственности по ней может привлекаться именно должностное лицо. Например, в санкции ч. 3 ст. КоАП РФ прямо указано, что нарушение требований к перевозке детей, установленных Правилами дорожного движения, влечет штраф для рассматриваемой категории лиц в размере 25 000 рублей.
- Ограниченный перечень мер наказания (подробнее этот момент осветим далее).
- Невозможность привлечения к ответственности, если должностное лицо надлежащим образом выполняло свои обязанности. Соответственно, правоприменителям всегда требуется проверять конкретные полномочия, должностные инструкции и т. д. и соответствие действий должностных лиц их требованиям.
Процедура подготовки к рассмотрению дела
Процедура подготовки к рассмотрению делаПосле того как протокол составлен, тот, кто будет рассматривать дело, должен разрешить следующие вопросы:
- Имеет ли право конкретный субъект рассмотреть дело (или оно будет передано по подведомственности).
- Существуют ли причины, по которым дело не может быть рассмотрено (например, когда судья — родственник нарушителя).
- Насколько верно с точки зрения закона составлен протокол.
- Есть ли основания прекратить производство по делу (весь список таких обстоятельств можно найти в ст. 24.5 КоАП РФ).
- Хватает ли собранных материалов, чтобы рассмотреть дело.
- Заявлены ли ходатайства, требующие разрешения; имеются ли отводы, требующие рассмотрения.
Как только все эти вопросы разрешены, правоприменитель переходит к рассмотрению дела.
Когда лицо считается привлеченным к административной ответственности
Когда лицо считается привлеченным к административной ответственностиЧеловек считается привлеченным к ответственности не в момент оглашения ему постановления, а лишь после вступления данного постановления в законную силу.
У привлеченного лица есть 10 суток с момента получения копии постановления на его обжалование. В этот период постановление считается не вступившим в законную силу, то есть не исполняется и не порождает юридических последствий для привлеченного лица (если наказание не исполняется немедленно, например, арест).
После того как постановление вступило в силу, оно подлежит исполнению. Порядок исполнения зависит от вида наказания. Например, штраф должен быть уплачен в течение 60 суток с момента вступления в силу постановления. В противном случае неплательщик может быть привлечен к ответственности, предусмотренной ст. КоАП РФ.
Особенности привлечения к административной ответственности несовершеннолетних
Особенности привлечения к административной ответственности несовершеннолетнихНесовершеннолетние могут быть привлечены к ответственности с учетом некоторых особенностей:
- Привлекаются только в том случае, если им исполнилось 16 лет (подробнее — в статье «С какого возраста могут привлечь к административной ответственности»).
- Дела рассматривает специальный орган — комиссия по делам несовершеннолетних.
- Наказание в виде административного ареста не назначается.
- Наказание в виде штрафа с несовершеннолетних назначается, только если у них есть заработок. В противном случае штраф уплачивают родители.
- Несовершеннолетие — это обстоятельство, смягчающее административную ответственность.
- Дело рассматривается с участием законных представителей и прокурора.
Основания для возбуждения производства по делу об административном правонарушении
Основания для возбуждения производства по делу об административном правонарушенииПроцедура привлечения к административной ответственности начинается с возбуждения дела. Процесс производства детально прописан в разделе IV КоАП РФ, а процедура возбуждения дел — в главе 28 (одна из глав данного раздела).
Производство может быть начато в одном из следующих случаев:
- Обнаружение лицом, которое имеет право привлекать к ответственности, данных, указывающих на то, что правонарушение совершено.
- Поступление в адрес уполномоченного привлекать к ответственности лица информации от гос. органов и общественных организаций, указывающей на то, что было совершено нарушение.
- Поступление в адрес лица, которое обладает правом возбудить дело, сообщений от граждан или организаций о совершенном кем-либо деянии.
- Фиксация нарушения на автоматическую камеру.
- Подтверждение заявления собственника машины о том, что он не совершал нарушение, снятое на автоматическую камеру, поскольку не управлял авто.
Особенности мер административного наказания, которые могут применяться к должностным лицам
Особенности мер административного наказания, которые могут применяться к должностным лицамВ п. 1 ст. 3.2 КоАП РФ перечислены виды наказаний. При этом КоАП РФ не устанавливает каких-либо правил относительно того, что определенные виды наказаний не могут быть применены к должностным лицам.
Однако в КоАП РФ отсутствуют статьи, предусматривающие определенные меры ответственности для должностных лиц, а именно наказания в виде:
- лишения прав;
- ареста;
- выдворения;
- приостановления деятельности;
- обязательных работ;
- запрета посещать места, где проводятся соревнования.
Наиболее частые виды наказаний, которым подвергается рассматриваемая категория лиц, — предупреждение, штраф, дисквалификация. Это связано с характером совершаемых должностными лицами нарушений, а также с санкциями статей особенной части КоАП РФ.
Подробнее обо всех видах административных наказаний можно прочесть в статье «Понятие и виды административной ответственности».
Кто может возбудить дело
Кто может возбудить делоВ России существует огромное количество гос. органов: различные подразделения полиции, антимонопольная служба, пожарная служба, госинспекция труда и т. д. Каждый орган может начать производство только по отдельным статьям КоАП РФ, ему подведомственным. Это логично, что пожарный не может остановить водителя и привлечь его за нарушение правил дорожного движения.
По общему правилу, которое отражено в ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ, кто рассматривает дела, тот их и возбуждает. Информация о том, кто рассматривает дела, содержится в гл. 23 КоАП РФ. Поскольку видов государственных органов, рассматривающих дела, и статей КоАП РФ очень много, перечислять их нецелесообразно — достаточно ознакомиться с указанной главой.
Судьи вправе лишь рассматривать, но не возбуждать дела.
В различных частях ст. 28.3 КоАП РФ законодатель дополнительно перечислил гос. органы, которые могут возбуждать дела, но не всегда наделены правом рассматривать их. Это обусловлено, в частности, тем, что по некоторым статьям КоАП РФ дела может рассматривать исключительно судья, в то время как возбуждаются они другими органами.
Какие категории граждан считаются должностными лицами
Какие категории граждан считаются должностными лицамиСодержание рассматриваемого термина определено в примечании к ст. 2.4 КоАП РФ. Во-первых, это представитель власти, который наделен правом давать распоряжения людям, не находящимся в служебной зависимости от него. Можно сделать вывод, что законодатель имел в виду лиц, работающих в гос. органах, имеющих определенный объем полномочий.
Во-вторых, должностное лицо — это гражданин, имеющий организационные и распорядительные, административные и хозяйственные полномочия в различных гос. органах, муниципалитетах, армии.
В правовой практике не возникало бы сомнений относительно того, какие категории граждан подпадают под рассматриваемую категорию, если бы законодатель в примечании к ст. 2.4 КоАП РФ не приравнял определенных субъектов к должностным лицам. Перечислим их далее.
Граждане, которые не являются должностными лицами, но несут такую же административную ответственность
К гражданам, несущим аналогичную ответственность, относятся:
- Руководители и работники компаний, совершившие нарушения при осуществлении организационных и распорядительных, административных и хозяйственных полномочий.
- Арбитражные управляющие.
- Члены советов директоров организаций, коллегиальных органов, счетных и ревизионных комиссий, комиссий по упразднению юрлиц, а также учредители компаний (только по некоторым составам правонарушений, например по ст. КоАП РФ).
- Члены комиссий при осуществлении госзакупок, контрактные управляющие (только по некоторым составам КоАП РФ, например по ст. ).
- Организаторы госзакупок, лица, их проводящие, а также члены комиссий по закупкам (только по некоторым статьям, например ст. КоАП РФ).
- Члены комиссий по лицензированию деятельности (только по ст. КоАП РФ).
- ИП, если специальными законодательными нормами не установлены иные правила.
- Работники ИП, допустившие наказуемые деяния в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением должностных обязанностей (п. 14 постановления Пленума ВС РФ «О некоторых вопросах…» от № 18).
- Организаторы торгов, а также лица, проводящие торги (только по ст. КоАП РФ).
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушенииОпределение о назначении дела к рассмотрению принимается, когда дело полностью подготовлено. Процедура рассмотрения общая для любых субъектов, уполномоченных назначать наказания, и регламентирована ст. 29.7 КоАП РФ.
Алгоритм таков:
- Объявляется, кем будет рассмотрено дело и какое; озвучивается статья, по которой привлекается лицо.
- Проверяется, явилось ли привлекаемое лицо на процесс.
- Проверяется, могут ли защитники и законные представители представлять интересы доверителя или родственника.
- Выясняется, извещены ли участники процесса.
- Разъясняются права и обязанности прибывших лиц.
- Разрешаются ходатайства и отводы.
- Оглашается протокол о привлечении к административной ответственности.
- Заслушиваются объяснения явившихся лиц.
- Исследуются доказательства.
- Выносится постановление.
Вопросы и ответы
Источники
Использованные источники информации.
- https://nsovetnik.ru/administrativnye_pravonarusheniya_i_otvetstvennost/obshij-poryadok-privlecheniya-k-administrativnoj-otvetstvennosti/
- https://nsovetnik.ru/administrativnye_pravonarusheniya_i_otvetstvennost/administrativnaya-otvetstvennost-dolzhnostnyh-lic/