Кто распоряжается землями сельхозназначения

 

Земли сельскохозяйственного назначения: что скрывается за этим термином? Какие территории попадают под это определение и разрешено ли на них строительство? Ответы на эти вопросы волнуют многих граждан. Об обороте земель сельскохозяйственного назначения (с изменениями на 6 июня 2019 года)

Для справки

Земли сельхозназначения представляют собой одну из семи категорий участков, распределённых по целевому применению. Правовой режим для определения территорий регламентирован Земельным Кодексом России. Вот как выглядит это распределение на 2019 год:

  1. Земли сельскохозяйственного назначения.
  2. Территории поселений. Такие земли отводятся под жилую застройку и развитие инфраструктуры.
  3. Общего назначения. Под эту категорию попадают участки, отведённые для развития промышленного комплекса, добычи полезных ископаемых, нужд энергетики и транспорта.
  4. Охраняемые государством территории. Сюда относятся природоохранные зоны, территории, являющиеся национальным достоянием и культурным наследием, зоны санаторно-курортного лечения.
  5. Водные ресурсы. Это территории с расположенными водоохранными зонами.
  6. Лесной фонд. Участки земли, используемые для развития лесного хозяйства.
  7. Запас. Это территории, временно исключённые из оборота, сохраняемые для государственных нужд.

Разобравшись с общими определениями, переходим к конкретике. В особенности, что собой представляют земли сельскохозяйственного назначения.

Что представляет собой правовой режим земель сельскохозяйственного назначения

Термин «правовой режим земель сельскохозяйственного назначения» представляет собой совокупность правовых норм, с помощью которых государство осуществляет регулирование в определенных сферах или обстоятельствах. Режим может быть как общим — например, применяемым ко всем землям на территории нашей страны, так и особенным — в данном случае используемым по отношению к землям сельскохозяйственного назначения.

По отношению к последним правовой режим включает в себя:

  1. Объект, в отношении которого режим действует. Таким объектом являются земельные участки, используемые непосредственно для сельхозпроизводства или его обеспечения.
  2. Государственные органы, осуществляющие регулирование. Их состав весьма обширен: сюда входят Росреестр и его территориальные органы, Росимущество и ряд других федеральных исполнительных органов. Кроме того, в определенных случаях земли сельскохозяйственного назначения регулируются также органами субъектов РФ.
  3. Лица, использующие земли сельскохозяйственного назначения. О них будет сказано особо.
  4. Совокупность прав и обязанностей, которыми обладают субъекты, использующие земли сельскохозяйственного назначения.
  5. Механизм, с помощью которого поддерживается правовой режим. Он включает в себя наличие нормативных актов, регулирующих отношения, санкции за их нарушение и порядок, с помощью которого устраняются допущенные нарушения. Некоторые теоретики включают в механизм поддержания режима также порядок законотворчества, с помощью которого принимаются новые акты, касающиеся земель сельскохозяйственного назначения.

Земли сельскохозяйственного назначения — что можно строить на них?

Хотя земли сельскохозяйственного назначения в основном предназначены для сельхозпроизводства, на них все же допускается строительство. Однако нужно отметить, что земли сельскохозяйственного назначения включают в себя и особо ценные участки, установленная стоимость по кадастру которых намного превышает среднюю. При этом любая деятельность, кроме сельскохозяйственной (в том числе и строительство), на них запрещена.

Так всё же, если у вас есть земли сельскохозяйственного назначения - что можно строить на них? Закон допускает возведение следующих объектов:

  1. Зданий и сооружений, необходимых для сельхозпроизводства. Организации или граждане-фермеры могут возводить склады продукции, элеваторы, стационарные зерносушилки и другие объекты, необходимые для хранения или первоначальной обработки продукции.
  2. Объекты коммуникаций внутри хозяйства. Это означает, что владелец или долгосрочный землепользователь вправе сооружать на своем участке дороги, ведущие к полям, прокладывать в установленном порядке ЛЭП, необходимые для обеспечения работы производственных агрегатов, водопроводы и т. п.
  3. Наконец, в определенных пределах допускается и жилищное строительство — и об этом стоит поговорить подробнее.

Кто может использовать?

Виды разрешённого использования земли, определяют и круг лиц, которые могут претендовать на использование выделенных участков. Вот установленный законом перечень:

  • физические лица, занимающиеся ведением фермерского или подсобного хозяйства;
  • предприятия и организации, занимающиеся коммерческой деятельностью, неразрывно связанной с сельским хозяйством;
  • юридические лица и организации, которые ведут некоммерческую сельхоздеятельность. Например, потребительские кооперативы, садовые товарищества и религиозные общины;
  • казачество. По мнению правительства, казаки неотрывно связаны с сельским хозяйством. Поэтому разделение может нарушить культуру и традиции. Это положение распространяется на коренные народы, отрыв которых от сельского хозяйства повлечёт исчезновение нации. Сюда можно отнести малочисленные народы Крайнего Севера и Дальнего Востока;
  • учебные заведения и научные сообщества, которые подготавливают специалистов в данной области и оказывают неоценимый вклад в развитие земли сельскохозяйственного назначения.

Понятие статуса и общая характеристика наделов

Фото 2

Рассмотрим общие характеристики подобных земель и их значение в удовлетворение нужд будущих собственников.

Согласно ст. 77 ЗК РФ участки признаются сельскохозяйственными, если они расположены за пределами города и используются для нужд сельского хозяйства. В состав таких угодий входят:

  1. поля для выращивания агрокультур;
  2. дороги;
  3. лесопосадки;
  4. пруды;
  5. постройки для производства, хранения и первичной переработки зерна, овощей или фруктов.

Статья 77 ЗК РФ. Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения

  1. Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
  2. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Земли могут быть использованы:

  • для фермерского бизнеса;
  • для личного подсобного хозяйства;
  • постройки дачи;
  • животноводства;
  • сенокошения и выпаса скота;
  • научных исследований;
  • садоводческой деятельности.

Использование участков допускается и для охотничьего хозяйства. Особо ценные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень районной кадастровой стоимости, могут быть включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается (как рассчитывается кадастровая стоимость ЗУ?).

Собственник данных угодий имеет право собственности на все посевы и посадки, полученную в результате продукцию и доходы от ее реализации.
Важно! Для земель сельскохозяйственного назначения есть предусмотрен ряд ограничений. В основном их приобретают фермерские хозяйства и сельскохозяйственные предприятия, которые планируют их использовать исключительно для агрохозяйственных целей.

Полную характеристику земель сельхозназначения и информацию о видах их разрешенного использования вы найдете здесь.

и получите бесплатную консультацию в течение 5 минут.

и получите бесплатную консультацию в течение 5 минут. Пример: Дом оформлен на меня, но я там жить не буду, в нем будет проживать и прописан мой дед постоянно. Как оформить коммунальные услуги на него и кто будет их оплачивать??

Конфиденциально

Все данные будут переданы по защищенному каналу.

Быстро

Заполните форму, и уже через 5 минут с вами свяжется юрист. Задать вопрос

Конфиденциально

Все данные будут переданы по защищенному каналу.

Быстро

Заполните форму, и уже через 5 минут с вами свяжется юрист. Юрист готов ответить на ваш вопрос!

Глава II. Особенности оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения (статьи 8 - 11)

Фото 3

Статья 8. Купля-продажа земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения

1. При продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъект Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальное образование имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов и случаев изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 10 июля 2003 года Федеральным законом от 7 июля 2003 года N 113-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 апреля 2015 года Федеральным законом от 31 декабря 2014 года N 499-ФЗ.

2. Продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления о намерении продать земельный участок с указанием цены, размера, местоположения земельного участка и срока, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет. Срок для осуществления взаимных расчетов по таким сделкам не может быть более чем девяносто дней (абзац в редакции, введенной в действие с 31 июля 2005 года Федеральным законом от 18 июля 2005 года N 87-ФЗ.

Извещение вручается под расписку или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении.

3. В случае, если субъект Российской Федерации или в соответствии с законом субъекта Российской Федерации муниципальное образование откажется от покупки либо не уведомит в письменной форме продавца о намерении приобрести продаваемый земельный участок в течение тридцати дней со дня поступления извещения, продавец в течение года вправе продать земельный участок третьему лицу по цене не ниже указанной в извещении цены (абзац в редакции, введенной в действие с 31 июля 2005 года Федеральным законом от 18 июля 2005 года N 87-ФЗ.

При продаже земельного участка по цене ниже ранее заявленной цены или с изменением других существенных условий договора продавец обязан направить новое извещение по правилам, установленным настоящей статьей.

4. Сделка по продаже земельного участка, совершенная с нарушением преимущественного права покупки, ничтожна (пункт в редакции, введенной в действие с 31 июля 2005 года Федеральным законом от 18 июля 2005 года N 87-ФЗ.

Статья 9. Аренда земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения

1. В аренду могут быть переданы прошедшие государственный кадастровый учет земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельные участки, находящиеся в долевой собственности.

2. Договор аренды находящегося в долевой собственности земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения и соглашение об установлении частного сервитута в отношении такого земельного участка могут быть подписаны лицом, уполномоченным решением общего собрания участников долевой собственности совершать без доверенности сделки с таким земельным участком, если условия указанных договора и соглашения соответствуют условиям, определенным решением общего собрания участников долевой собственности (пункт в редакции, введенной в действие с 31 декабря 2010 года Федеральным законом от 29 декабря 2010 года N 435-ФЗ.

3. Договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок от трех до сорока девяти лет, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

Для сенокошения и выпаса скота договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок до трех лет.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 14 декабря 2013 года Федеральным законом от 2 декабря 2013 года N 327-ФЗ.

4. В договоре аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения может быть предусмотрено, что арендуемый земельный участок передается в собственность арендатора по истечении срока аренды или до его истечения при условии внесения арендатором всей обусловленной договором выкупной цены с учетом особенностей, установленных статьями 8 и 10 настоящего Федерального закона.

5. В случае, если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора аренды имеет при прочих равных условиях преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок.

6. Площадь земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, одновременно находящихся в аренде у одного арендатора, не ограничивается.

7. Пункт утратил силу с 31 июля 2005 года - Федеральный закон от 18 июля 2005 года N 87-ФЗ..

8. В пределах срока действия договора аренды при передаче арендатором арендных прав земельного участка в залог согласие участников долевой собственности на это не требуется, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное (пункт дополнительно включен с 31 июля 2005 года Федеральным законом от 18 июля 2005 года N 87-ФЗ).

Статья 10. Предоставление гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности

1. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 марта 2015 года Федеральным законом от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ.

2. Пункт утратил силу с 1 марта 2015 года - Федеральный закон от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ..

3. Пункт утратил силу с 1 марта 2015 года - Федеральный закон от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ..

4. Гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39_2 Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 марта 2015 года Федеральным законом от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 15 июля 2019 года Федеральным законом от 3 июля 2019 года N 336-ФЗ.

Абзац утратил силу с 15 июля 2019 года - Федеральный закон от 3 июля 2019 года N 336-ФЗ..


Абзац дополнительно включен с 10 июля 2003 года Федеральным законом от 7 июля 2003 года N 113-ФЗ; утратил силу с 1 марта 2015 года - Федеральный закон от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ..

Абзац дополнительно включен с 10 июля 2003 года Федеральным законом от 7 июля 2003 года N 113-ФЗ; утратил силу с 1 марта 2015 года - Федеральный закон от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ..

Земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (абзац дополнительно включен с 10 июля 2003 года Федеральным законом от 7 июля 2003 года N 113-ФЗ).

Абзац дополнительно включен с 18 октября 2004 года Федеральным законом от 3 октября 2004 года N 123-ФЗ; утратил силу с 1 марта 2015 года - Федеральный закон от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ..

5. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться религиозным организациям (объединениям), казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, гражданам для сенокошения и выпаса скота в аренду в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 марта 2015 года Федеральным законом от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 8 июля 2019 года Федеральным законом от 27 июня 2019 года N 164-ФЗ.

При этом выкуп арендуемого земельного участка в собственность не допускается.

5_1. Земельный участок, находящийся в муниципальной собственности и выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, передается использующим такой земельный участок сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность или аренду без проведения торгов в случае, если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство обратились в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи или договора аренды такого земельного участка в течение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок. При этом цена такого земельного участка устанавливается в размере не более 15 процентов его кадастровой стоимости, а арендная плата - в размере 0,3 процента его кадастровой стоимости.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 14 декабря 2013 года Федеральным законом от 2 декабря 2013 года N 327-ФЗ.

Орган местного самоуправления муниципального образования, в собственности которого находится земельный участок, выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, не позднее чем в течение двух недель со дня возникновения права муниципальной собственности на такой земельный участок обязан опубликовать в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и разместить на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) информацию о возможности приобретения такого земельного участка на условиях, предусмотренных настоящим пунктом. Указанная информация размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.
(Пункт дополнительно включен с 1 июля 2011 года Федеральным законом от 29 декабря 2010 года N 435-ФЗ)

6. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера, отгонными пастбищами и находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы гражданам и юридическим лицам только на праве аренды или на праве безвозмездного пользования на срок не менее чем пять лет.
(Пункт дополнен с 31 июля 2005 года Федеральным законом от 18 июля 2005 года N 87-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 марта 2015 года Федеральным законом от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ.

7. Приобретение сельскохозяйственными организациями, а также крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения приобретаются в собственность по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации в размере не более 15 процентов кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий. Законами субъектов Российской Федерации устанавливаются случаи бесплатного предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
(Пункт дополнительно включен с 31 июля 2005 года Федеральным законом от 18 июля 2005 года N 87-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 31 декабря 2010 года Федеральным законом от 29 декабря 2010 года N 435-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 446-ФЗ.

8. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов.

В случае, если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39_18 Земельного кодекса Российской Федерации.
(Пункт дополнительно включен с 4 июля 2019 года Федеральным законом от 3 июля 2019 года N 354-ФЗ)

Статья 11. Наследование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения


В случае, если принятие наследства привело к нарушению требований, установленных статьями 3 и (или) 4 настоящего Федерального закона, к наследникам применяются требования, установленные статьей 5 настоящего Федерального закона (статья в редакции, введенной в действие с 10 июля 2003 года Федеральным законом от 7 июля 2003 года N 113-ФЗ.

Регулирование оборота

Фото 4
Важно! Главное правило для всех собственников этой категории земель: целевое использование. Это требование закреплено законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и ЗК РФ.

Участок может быть принудительно изъят, если его хозяин не занимается сельским хозяйством, а например, открыл вредное производство или организовал свалку. О том, как избежать штрафа за неиспользование земель сельскохозяйственного назначения и их изъятия, мы подробно рассказывали в этой статье.

Не допускается:

  • образование участка, который входит в состав искусственно орошаемых наделов и размер которого меньше установленного минимального размера;
  • покупка участка размером более 10% сельскохозяйственных угодий одного муниципального района;
  • неиспользование земельного участка по целевому назначению более трех лет.

У земель сельскохозяйственного назначения есть и другие законодательные ограничения. Перед тем как продать землю нужно направить извещение местным властям с предложением выкупить участок. Только если в течение месяца не будет ответа или придет отказ можно выставлять участок на продажу. Таких ограничений нет с землями других категорий.

Законодательная база

Фото 5

Купля-продажа, а также использование сельскохозяйственных земель регулируется Земельным, Гражданским, Налоговым кодексами РФ, законами и подзаконными актами. Желательно изучить законы:

  • Об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
  • О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
  • О сельскохозяйственной кооперации и пр.

Помимо основных нормативных актов, использование сельскохозяйственных участков также регулируется приказами Министерства сельского хозяйства РФ (например, министерством разработан Порядок осуществления государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и другие акты).

Фото 5

Глава I. Общие положения (статьи 1 - 7)

Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.

Действие настоящего Федерального закона не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые, огородные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе индивидуального гаражного строительства), а также на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 4 июля 2019 года Федеральным законом от 3 июля 2019 года N 354-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2019 года Федеральным законом от 29 декабря 2019 года N 447-ФЗ.

2. Правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.

3. Оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на следующих принципах:

1) сохранение целевого использования земельных участков;

2) установление максимального размера общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица (подпункт в редакции, введенной в действие с 31 июля 2005 года Федеральным законом от 18 июля 2005 года N 87-ФЗ;

3) преимущественное право субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципального образования на покупку земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при его продаже, за исключением случаев продажи с публичных торгов (подпункт в редакции, введенной в действие с 10 июля 2003 года Федеральным законом от 7 июля 2003 года N 113-ФЗ;

4) преимущественное право других участников долевой собственности на земельный участок, находящийся в долевой собственности, либо использующих этот земельный участок сельскохозяйственной организации или гражданина - члена крестьянского (фермерского) хозяйства на покупку доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения при возмездном отчуждении такой доли участником долевой собственности (подпункт в редакции, введенной в действие с 31 июля 2005 года Федеральным законом от 18 июля 2005 года N 87-ФЗ;

5) установление особенностей предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения иностранным гражданам, иностранным юридическим лицам, лицам без гражданства, а также юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов;

6) подпункт утратил силу с 31 июля 2005 года - Федеральный закон от 18 июля 2005 года N 87-ФЗ.

4. Приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами. Приватизация указанных земельных участков, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации.

Приватизации не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера и отгонными пастбищами.

5. Принятие субъектами Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, содержащих дополнительные правила и ограничения оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, не допускается.

6. К отношениям, возникающим при использовании земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с их целевым назначением и требованиями охраны земель, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом, применяются нормы иных федеральных законов.

Статья 2. Участники отношений, регулируемых настоящим Федеральным законом

1. Участниками отношений, регулируемых настоящим Федеральным законом, являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

2. Права иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства, а также юридических лиц, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения определяются в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт в редакции, введенной в действие с 31 июля 2005 года Федеральным законом от 18 июля 2005 года N 87-ФЗ.

Статья 3. Права иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства, а также юридических лиц, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения


Иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 1 мая 2019 года N 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
(Статья в редакции, введенной в действие с 31 июля 2005 года Федеральным законом от 18 июля 2005 года N 87-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 28 марта 2019 года Федеральным законом от 27 декабря 2019 года N 503-ФЗ.

Статья 4. Предельные размеры и требования к местоположению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения

1. Минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями земельного законодательства (абзац дополнен с 10 июля 2003 года Федеральным законом от 7 июля 2003 года N 113-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 17 мая 2008 года Федеральным законом от 13 мая 2008 года N 66-ФЗ.

Абзац утратил силу с 1 июля 2011 года - Федеральный закон от 29 декабря 2010 года N 435-ФЗ..

Не допускается образование земельного участка, который входит в состав искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий и (или) осушаемых земель и размер которого меньше установленного субъектами Российской Федерации минимального размера земельного участка для искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий и (или) осушаемых земель (абзац в редакции, введенной в действие с 1 июля 2011 года Федеральным законом от 29 декабря 2010 года N 435-ФЗ.

Требования настоящего пункта не распространяются на случаи выдела земельного участка в счет доли (долей) в праве общей собственности на земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства или осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, если их основной деятельностью является садоводство, овощеводство, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, товарное рыбоводство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее чем минимальные размеры земельных участков, установленные законами субъектов Российской Федерации (абзац дополнительно включен с 10 июля 2003 года Федеральным законом от 7 июля 2003 года N 113-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 9 декабря 2008 года Федеральным законом от 3 декабря 2008 года N 250-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 11 января 2011 года Федеральным законом от 28 декабря 2010 года N 420-ФЗ.

Требования настоящего пункта не распространяются на образуемые земельные участки в целях их изъятия для государственных или муниципальных нужд и (или) последующего изменения целевого назначения земель на основании документов территориального планирования, документации по планировке территории и землеустроительной документации.
(Абзац дополнительно включен с 5 января 2005 года Федеральным законом от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 марта 2015 года Федеральным законом от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 апреля 2015 года Федеральным законом от 31 декабря 2014 года N 499-ФЗ.

2. Максимальный размер общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица, устанавливается законом субъекта Российской Федерации равным не менее чем 10 процентам общей площади сельскохозяйственных угодий, расположенных на указанной территории в момент предоставления и (или) приобретения таких земельных участков (пункт в редакции, введенной в действие с 31 июля 2005 года Федеральным законом от 18 июля 2005 года N 87-ФЗ.

Статья 5. Обязанность лица произвести отчуждение земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, которые не могут ему принадлежать на праве собственности

1. В случае, если в собственности лица по основаниям, допускаемым законом, оказались земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения или доля в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и это влечет за собой нарушение требований статьи 3 и (или) пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, такие земельный участок (часть земельного участка) или доля должны быть отчуждены собственником. Отчуждение земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, приобретенных до вступления в силу настоящего Федерального закона, должно быть осуществлено в течение года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Земельные участки или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, приобретенные после вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат отчуждению в течение года со дня возникновения права собственности на эти земельные участки или права собственности на доли в праве общей собственности на земельный участок. В случае отчуждения этих земельных участков или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения субъекту Российской Федерации либо в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальному образованию преимущественное право на заключение договора аренды этих земельных участков или выделенных в счет земельных долей земельных участков имеют лица, осуществляющие отчуждение этих земельных участков или земельных долей (абзац в редакции, введенной в действие с 10 июля 2003 года Федеральным законом от 7 июля 2003 года N 113-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 31 июля 2005 года Федеральным законом от 18 июля 2005 года N 87-ФЗ.

Абзац утратил силу с 31 июля 2005 года - Федеральный закон от 18 июля 2005 года N 87-ФЗ..

В случае, если при нарушении требований статьи 3 и (или) пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона собственник не произведет в течение срока, установленного настоящим пунктом, отчуждение земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - орган регистрации прав), обязан в течение десяти дней в письменной форме известить об этом орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 10 июля 2003 года Федеральным законом от 7 июля 2003 года N 113-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 июля 2004 года Федеральным законом от 29 июня 2004 года N 58-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2019 года Федеральным законом от 3 июля 2019 года N 361-ФЗ.

2. Орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение месяца со дня, когда ему стало известно о нарушении требований статьи 3 и (или) пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, обязан обратиться в суд с заявлением о понуждении такого собственника к продаже земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения на торгах (конкурсах, аукционах) (пункт в редакции, введенной в действие с 10 июля 2003 года Федеральным законом от 7 июля 2003 года N 113-ФЗ.

3. В случае отсутствия лица, изъявившего желание приобрести земельный участок или долю в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, этот земельный участок или эту долю должен приобрести субъект Российской Федерации либо в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, должно приобрести муниципальное образование по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности (пункт в редакции, введенной в действие с 31 июля 2005 года Федеральным законом от 18 июля 2005 года N 87-ФЗ.

Статья 6. Принудительное изъятие земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения при неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением..

Статья 6. Принудительное изъятие земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения при неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации и особенности приобретения прав на такие земельные участки

1. Принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника, принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения, права безвозмездного пользования земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, права аренды такого земельного участка осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

2. Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земельного участка, являющегося предметом ипотеки, а также земельного участка, в отношении собственника которого судом возбуждено дело о банкротстве, принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если земельный участок используется с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации, повлекшим за собой существенное снижение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения или причинение вреда окружающей среде. Критерии существенного снижения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение размера причиненного вреда окружающей среде осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

3. Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земельного участка, являющегося предметом ипотеки, земельного участка, в отношении собственника которого судом возбуждено дело о банкротстве, принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд с момента выявления в рамках государственного земельного надзора факта неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации, такой земельный участок не используется для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. Признаки неиспользования земельных участков по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации с учетом особенностей ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.

4. В срок, указанный в пункте 3 настоящей статьи, не включается срок, в течение которого земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование. Срок освоения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения включается в срок, указанный в пункте 3 настоящей статьи.

5. Принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника по основаниям, предусмотренным настоящей статьей, может осуществляться при условии неустранения указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи нарушений после назначения административного наказания.

6. В случае неустранения правонарушений, указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, в срок, установленный вынесенным одновременно с назначением административного наказания предписанием, уполномоченный орган исполнительной власти по осуществлению государственного земельного надзора, вынесший предписание:

1) направляет материалы, подтверждающие неустранение правонарушений, указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

2) подает в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, заявление о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права на земельный участок или обременения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения до завершения рассмотрения судом дела о его изъятии по одному из оснований, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи.
____________________________________________________________________
Пункт 6 настоящей статьи вступает в силу с 1 января 2019 года - Федеральный закон от 3 июля 2019 года N 354-ФЗ.
____________________________________________________________________

7. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение двух месяцев со дня поступления материалов, указанных в пункте 6 настоящей статьи, обращается в суд с требованием об изъятии земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения и о его продаже с публичных торгов по одному из оснований, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи.

8. В течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда об изъятии земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения и о его продаже с публичных торгов по одному из оснований, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в отношении такого земельного участка обеспечивает при необходимости проведение кадастровых работ и устанавливает вид разрешенного использования (при его отсутствии) земельного участка, а также проводит публичные торги по его продаже в порядке, установленном земельным законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

9. Юридические лица, учредителем (участником) которых является собственник земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, в отношении которого принято решение об изъятии такого земельного участка, члены семьи собственника такого земельного участка, организации, на которые возложена оценка такого земельного участка, работники указанных организаций, должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления, чье участие в торгах может оказать влияние на условия и результаты торгов, члены семей соответствующих физических лиц, не могут участвовать в публичных торгах, в том числе посредством публичного предложения, по продаже такого земельного участка. Сделки, совершенные с нарушением данного правила, являются недействительными.

10. Начальной ценой изъятого земельного участка на публичных торгах является рыночная стоимость такого земельного участка, определенная в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", или кадастровая стоимость такого земельного участка, если результаты государственной кадастровой оценки утверждены не ранее чем за пять лет до даты принятия решения о проведении публичных торгов. Способ определения начальной цены изъятого земельного участка на публичных торгах указывается в решении суда об изъятии земельного участка и о его продаже с публичных торгов по одному из оснований, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи.

11. В случае, если по результатам обследований, предусмотренных Федеральным законом от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", установлено, что земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения находится в состоянии, непригодном для ведения сельского хозяйства в связи с необходимостью проведения культуртехнической мелиорации, начальная цена такого земельного участка уменьшается на величину расходов, связанных с необходимостью проведения работ по культуртехнической мелиорации в отношении такого земельного участка, но не более чем на 20 процентов.

12. Порядок определения стоимости работ по культуртехнической мелиорации, необходимых для приведения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в состояние, пригодное для ведения сельского хозяйства, устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель.

13. Если публичные торги по продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения признаны несостоявшимися, не позднее чем через два месяца после первых публичных торгов проводятся повторные публичные торги. Начальная цена земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения на повторных публичных торгах снижается на 20 процентов от начальной цены такого земельного участка на публичных торгах, признанных несостоявшимися.

14. В случае, если повторные торги по продаже земельного участка признаны несостоявшимися, такой земельный участок подлежит продаже посредством публичного предложения. Начальная цена продажи земельного участка посредством публичного предложения устанавливается в размере начальной цены повторных торгов. Цена продажи такого земельного участка не может быть ниже 50 процентов от начальной цены повторных торгов. Если земельный участок не продан на торгах посредством публичного предложения, в течение одного месяца со дня признания данных торгов несостоявшимися такой земельный участок может быть приобретен в муниципальную собственность поселения или городского округа, на территории которого он расположен, по минимальной цене торгов в форме публичного предложения. При этом, если такой земельный участок не приобретен в муниципальную собственность в указанный срок, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение одного месяца с даты истечения срока, в течение которого земельный участок может быть приобретен в муниципальную собственность, обязан приобрести такой земельный участок в государственную собственность по минимальной цене торгов в форме публичного предложения.

15. Средства, вырученные от продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с публичных торгов либо приобретения такого земельного участка в государственную или муниципальную собственность, выплачиваются бывшему собственнику земельного участка за вычетом расходов на подготовку и проведение публичных торгов, в том числе расходов на проведение кадастровых работ, работ по оценке рыночной стоимости такого земельного участка и обследования его в соответствии с Федеральным законом от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения".

16. В случае приобретения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения по результатам публичных торгов на основании решения суда о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации и (или) земельного участка, в отношении которого у уполномоченного органа исполнительной власти по осуществлению государственного земельного надзора имеются сведения о его неиспользовании в течение трех и более лет по целевому назначению для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, собственник такого земельного участка обязан начать его использование по целевому назначению в течение года с момента возникновения права собственности на такой земельный участок. Уполномоченный орган исполнительной власти по осуществлению государственного земельного надзора по истечении одного года с момента возникновения у собственника права собственности на такой земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения проводит государственный земельный надзор за соблюдением требований по использованию такого земельного участка по целевому назначению.

17. Гражданин или юридическое лицо, которые приобрели право собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения по результатам публичных торгов на основании решения суда о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации и (или) на земельный участок, в отношении которого имеются сведения о его неиспользовании в течение трех и более лет по целевому назначению для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, и не приступили к использованию такого земельного участка по целевому назначению в течение года с момента возникновения права собственности на него, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

18. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязан ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, сообщать в уполномоченный орган исполнительной власти по осуществлению государственного земельного надзора (в отношении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется настоящим Федеральным законом) сведения о государственной регистрации перехода прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в отношении которых в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о результатах проведения государственного земельного надзора, указывающие на неиспользование такого земельного участка по целевому назначению или использование с нарушением законодательства Российской Федерации. Сведения о государственной регистрации перехода прав на такие земельные участки представляются в электронной форме.
____________________________________________________________________
Пункт 18 настоящей статьи вступает в силу с 1 января 2019 года - Федеральный закон от 3 июля 2019 года N 354-ФЗ.
____________________________________________________________________

19. Формат представляемых в уполномоченный орган исполнительной власти по осуществлению государственного земельного надзора сведений, указанных в пункте 18 настоящей статьи, форма, в которой представляются указанные сведения, утверждаются уполномоченным органом исполнительной власти по осуществлению государственного земельного надзора и органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
____________________________________________________________________
Пункт 19 настоящей статьи вступает в силу с 1 января 2019 года - Федеральный закон от 3 июля 2019 года N 354-ФЗ.
____________________________________________________________________

20. Порядок представления сведений, указанных в пункте 18 настоящей статьи, устанавливается соглашением между уполномоченным органом исполнительной власти по осуществлению государственного земельного надзора и органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
____________________________________________________________________
Пункт 20 настоящей статьи вступает в силу с 1 января 2019 года - Федеральный закон от 3 июля 2019 года N 354-ФЗ.
____________________________________________________________________

21. Сведения о государственной регистрации перехода права, указанные в пункте 18 настоящей статьи, представляются в уполномоченный орган исполнительной власти по осуществлению государственного земельного надзора бесплатно.
____________________________________________________________________
Пункт 21 настоящей статьи вступает в силу с 1 января 2019 года - Федеральный закон от 3 июля 2019 года N 354-ФЗ.
____________________________________________________________________

22. Пункт утратил силу - Федеральный закон от 1 мая 2019 года N 100-ФЗ..

(Статья в редакции, введенной в действие с 4 июля 2019 года Федеральным законом от 3 июля 2019 года N 354-ФЗ.

Статья 7. Залог земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения


Залог земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 16 июля 1998 года N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" и настоящим Федеральным законом.
(Статья в редакции, введенной в действие с 18 июня 2019 года Федеральным законом от 6 июня 2019 года N 138-ФЗ.

Вопросы и ответы

Источники

Использованные источники информации.

  • https://yuristznaet.ru/zemlya/zemli-selskohozyajstvennogo-naznacheniya-chto-mozhno-stroit.html
  • https://nsovetnik.ru/zemlya/pravovoj_rezhim_zemel_selskohozyajstvennogo_naznacheniya/
  • https://urexpert.online/nedvizhimost/zemelnyj-uchastok/kategorii/selhoz/pravovoj-rezhim.html
  • https://zemkodeks.ru/kodeks/zemkodeksru/zemkodeks-glava14.html
  • http://docs.cntd.ru/document/901821169
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий