Кто утверждает тарифы жкх

 

Тарифы на стоимость жилищно-коммунальных услуг в 2019 году. Законодательная база. Ежегодные повышения цен вызывают у граждан РФ вопрос о том, кто утверждает тарифы на коммунальные услуги. Узнайте, где узнать актуальные расценки на коммунальные услуги, какие причины вызывают повышение, имеют ли права на повышение ТСН и Управляющая компания, как добиться перерасчета за ошибку, и куда жаловаться, если рост цен произошел незаконно.

Содержание

Кто устанавливает тарифы?

Для начала следует понять, кто регулирует цены на определенные коммунальные услуги и как возможно на них повлиять. Что касается платы за содержание и ремонт жилого помещения, то тут большое значение имеет наличие самоуправления в многоквартирном доме.

Когда владельцы квартир объединились в товарищество собственников жилья, то стоимость этой услуги они определяют самостоятельно путем проведения собрания и голосования. Но утвержденной суммы должно хватить на поддержание в надлежащем состоянии жилого помещения и его содержания в целом, не нарушая требования законодательства.

Стоит отметить, что размер тарифа за содержание и ремонт определяется собранием как минимум на год и более.

Если многоквартирный дом обслуживает управляющая организация, то жильцы вправе обсудить тарифы на коммунальные услуги и определить их величину, но собранием всех собственников.

Но тогда придется учитывать тарифы, которые предложила управляющая компания.

Такие сборы должны проходить в соответствии с нормами ст. 45-48 Жилищного кодекса РФ.

Если владельцы на собрании не смогли решить размер платы за содержание и ремонт их дома или вовсе не собирались для вынесения такого решения, то тариф будет определяться, согласно ст. 158 ЖК РФ, главой органа местного самоуправления.

Глава по этому поводу вынесет постановление. Если жильцы сами не согласуют стоимость за эту услугу, то она будет определяться постановлением органа местного самоуправления. Тарифы, определенные постановлением, будут действовать на протяжении года.

Расценки на остальные коммунальные услуги устанавливает субъект Российской Федерации или непосредственно орган местного самоуправления, если ему делегированы такие полномочия. Они устанавливают тарифы в соответствии с ч. 2 ст. 157 ЖК РФ.

Дополнительным доказательством того, что ИКУ не имеет права присваивать некую часть стоимости коммунальных услуг себе, является установленное законодательством право собственников помещений МКД производить оплату коммунальных услуг непосредственно в РСО (о такой возможности ранее упоминалось в настоящей публикации). При этом оплата в РСО производится в том же объеме, в котором она производилась бы в УО, ТСЖ, ЖСК, никакого «агентского вознаграждения» с этой суммы исполнителю не выплачивается.

Дополнительным доказательством того, что ИКУ не имеет права присваивать некую часть стоимости коммунальных услуг себе, является установленное законодательством право собственников помещений МКД производить оплату коммунальных услуг непосредственно в РСО (о такой возможности ранее упоминалось в настоящей публикации). При этом оплата в РСО производится в том же объеме, в котором она производилась бы в УО, ТСЖ, ЖСК, никакого «агентского вознаграждения» с этой суммы исполнителю не выплачивается.

Какой тариф применяется при расчете стоимости коммунальной услуги?

Какой тариф применяется при расчете стоимости коммунальной услуги?

Пункт 38 Правил 354 устанавливает «38. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов)». Во избежание разночтений необходимо особо обратить внимание, что приведенная норма ссылается на тарифы, «установленные ресурсоснабжающей организацИИ» (то есть – установленные для ресурсоснабжающей организации), но никак не «установленные ресурсоснабжающей организацИЕЙ» (у РСО нет права устанавливать тарифы на коммунальные ресурсы).

Таким образом, при расчете стоимости коммунальной услуги применяется тот тариф, который установлен на коммунальный ресурс, поставляемый РСО.

При этом часть 2 статьи 157 ЖК РФ прямо устанавливает, что тарифы утверждают органы государственной власти субъектов РФ: «2. Размер платы за коммунальные услуги … рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом».

Можно сказать, что уже одна эта приведенная норма опровергает мнение о том, что исполнители коммунальных услуг или ресурсоснабжающие организации утверждают тарифы на КУ, однако для полноты картины рассмотрим еще несколько аспектов.

Причины повышения

Тарифы на жилищно-коммунальные условия зависят от ряда факторов:

  1. территориального нахождения региона;
  2. количества использованных природных ресурсов: газа, электричества, воды;
  3. времени года;
  4. количества зарегистрированных проживающих и наличия льгот.

Размер повышения тарифов на ЖКХ не должен превышать или быть ниже установленных индексов. Тарифы для каждого региона РФ устанавливаются отдельно и могут разительно отличаться. Основными документами, которые регулируют жилищно-коммунальные услуги являются:

  • ЖК РФ 7 Раздел;
  • ФЗ №210 от года «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»;
  • Постановлением Правительства РФ №307 с правилами предоставления гражданам коммунальных услуг.

Нормативная база деятельности УК

Нормативная база довольно обширна. Состоит из 2 неравнозначных блоков:
• Общефедерального законодательства, регулирующего деятельность УК на всей территории России;
• Местного законодательства (подзаконных актов) которые могут приниматься как на уровне регионов, так и на уровне местных советов и относится к деятельности конкретной УК.
В этих нормативных документах очень подробно описаны все стороны деятельности УК, в том числе и регламентирован порядок формирования тарифов, а так же их утверждение. 
Согласно этим нормативным актам УК не вправе самостоятельно устанавливать или досрочно изменять тарифы. Право на утверждение тарифов принадлежит общему собранию собственников многоквартирного дома, заключившего договор на обслуживание с конкретной УК.
Все УК в сфере ЖКХ организуются и действуют в строгом соответствии с несколькими нормативными актами. Общефедеральными являются:

  • Жилищный кодекс (ЖК) РФ;
  • Постановление Правительства №491 от 2006 года;
  • Постановление Правительства №354 от 2011 года;
  • Отдельные статьи ГК РФ и КОАП РФ.
Фото 1

Как оспорить тарифы управляющей компании

Прежде всего, необходимо направить на имя руководителя управляющей компании досудебную претензию.

Скачать образец претензии в УК на перерасчет коммунальных платежей бесплатно в формате word

Хотя действующее законодательство РФ не содержит норм относительно формы досудебной претензии, необходимо составлять ее в соответствии со следующими рекомендациями:

  • использовать для составления досудебной претензии лист бумаги формата А4;
  • в правом верхнем углу листа составляется «шапка» досудебной претензии. В этом разделе указывается, кому адресована претензия. Следует написать полное юридическое наименование управляющей компании, должность руководителя, а также его фамилию, имя и отчество. В следующей части этого раздела указываются сведенья о гражданине, подающем претензию: фамилия, имя и отчество, адрес регистрации и фактического проживания, номер контактного телефона;
  • немного отступив от шапки, по центру листа следует написать наименование составляемого документа. Назвать можно: досудебная претензия, обращение, заявление, жалоба и так далее;
  • в основном разделе претензии гражданин излагает спорную ситуацию, приводит обоснования правомерности выдвигаемых требований. В этой же части следует четко изложить требования, удовлетворения которых добивается гражданин;
  • претензия скрепляется собственноручной подписью гражданина с расшифровкой и указанием даты подписания.

Важно! Претензию можно подать одним из следующих способов:

  • лично. Для этого гражданину потребуется прийти в управляющую компанию и вручить претензию сотруднику, в полномочия которого входит прием входящей корреспонденции. При этом гражданину следует попросить сотрудника, получающего претензию, сделать отметку о получении на втором экземпляре, остающемся у гражданина;
  • посредством почтовой связи, заказным отправлением с описью вложений и уведомлением о вручении;
  • посредством электронной почты, если у управляющей компании имеется официальный адрес электронной почты.

Если подаваемую документацию гражданин назвал «Претензией», то управляющая компания должна ответить в течении 3 рабочих дней, если «Жалоба» — в течение 10 рабочих дней, если «Заявление» — в течение 30 календарных дней.

Если гражданину отказывается в удовлетворении требований, управляющая компания обязана направить мотивированный отказ.

ВНИМАНИЕ! Посмотрите заполненный образец претензии в УК на перерасчет коммунальных платежей:

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как составить жалобу в Роспотребнадзор на управляющую компанию?

Права ТСН и УК

ТСН — Товарищество собственников недвижимости создаются на основании голосов свыше 50% жильцов с целью организации обустройства многоквартирного дома и его территории. ТСН изначально создавался для юридических лиц, сейчас эта подобная организация может включать как физических, так и юридических лиц.

ТСН занимается благоустройство общего имущества многоквартирного дома, которое не относится к индивидуальной собственности жильцов и территории, которая относится к этому дому.

Управляющей функцией ТСН не наделено. Действия ТСН регулируются на основании Жилищного Кодекса. Для создания ТСН необходимо не менее 51% голосов всех проживающих в доме жильцов.

ТСН может также создаваться для объединения собственников гаражей, садоводческих и других земельных наделов, складских помещений, с целью совместной организации территории.

Положительным моментом при решении организовать ТСН является возможность жильцам реализовать свое законное право на основании ЖК РФ на благоустройство дома. К недостаткам относится длительность принимаемых решений, сбора денег на их реализацию.

Схема предоставления коммунальной услуги

Схема предоставления коммунальной услуги

Поскольку подавляющее число исполнителей коммунальных услуг (УО, ТСЖ, ЖСК) не имеют собственных котельных, собственных электростанций, систем очистки воды и другого оборудования, необходимого для самостоятельной выработки электроэнергии, теплоэнергии, воды, необходимых для предоставления коммунальных услуг, возникает вопрос, откуда же указанные блага поступают к жильцам.

Для ответа на этот вопрос необходимо разъяснить схему предоставления коммунальной услуги.

Как уже сказано выше, исполнитель оказывает потребителям коммунальную услугу. При этом пункт 13 Правил 354 устанавливает: «13. Предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом … посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям… Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации».

Часть 12 статьи 161 ЖК РФ устанавливает: «12. Управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения … договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления)…».

Таким образом, ИКУ в силу закона обязан заключить договор с РСО, по которому приобретает коммунальные ресурсы. Указанные коммунальные ресурсы ИКУ предоставляет потребителям. Именно этот процесс и называется коммунальной услугой (абзац 9 пункта 2 Правил 354 устанавливает: «"коммунальные услуги" – осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений)»).

В целом получается следующая схема: ИКУ приобретает у РСО коммунальный ресурс и поставляет указанный коммунальный ресурс потребителю, тем самым предоставляя коммунальную услугу.

Оплата коммунального ресурса осуществляется, соответственно, в обратном порядке: потребители оплачивают коммунальную услугу исполнителю коммунальных услуг, а ИКУ покупает у РСО коммунальный ресурс. Здесь необходимо отметить, что по решению общего собрания собственников помещений МКД оплата коммунальных услуг может производиться напрямую в РСО (это важный момент, чуть ниже мы о нем вспомним).

Из представленной схемы следует, что в части предоставления коммунальных услуг ИКУ является фактически посредником между РСО и потребителями коммунальных услуг. И тут же возникает вопрос – а сколько стоит такая «посредническая деятельность», сколько зарабатывает ИКУ на коммунальных услугах? Для ответа на этот вопрос продолжим наше исследование.

Интересы исполнителей коммунальных услуг

Фото 3
Интересы исполнителей коммунальных услуг

Как следует из всего сказанного, у исполнителя коммунальных услуг отсутствует финансовая заинтересованность в повышении тарифов на коммунальные ресурсы (они же – тарифы на коммунальные услуги), более того – УО, ТСЖ, ЖСК заинтересованы в снижении стоимости таких услуг по ряду причин:
1. УО, ТСЖ, ЖСК не получают прибыли из стоимости коммунальных услуг;
2. Оплата коммунальных услуг поступает на расчетный счет УО и при некоторых системах налогообложения указанная сумма облагается налогом, независимо от того, что она в полном объеме выплачивается в пользу РСО;
3. Чем большие суммы поступают в кассы и/или на расчетные счета УО, ТСЖ, ЖСК, тем больше ИКУ несет расходов на администрирование платежей (стоимость банковских переводов, комиссии за зачисление средств на расчетный счет, оплата инкассации и т.д.);
4. Чем выше стоимость коммунальных услуг, тем более напряженные отношения складываются между потребителями и исполнителями коммунальных услуг, несмотря на то, что исполнители не обладают полномочиями по утверждению тарифов и нормативов потребления КУ;
5. Чем выше стоимость коммунальных услуг, тем большая задолженность возникает у ИКУ перед РСО вследствие невозможности сбора с потребителей 100% стоимости потребленных коммунальных услуг;
6. Сами работники ИКУ являются потребителями жилищно-коммунальных услуг и, как и все прочие потребители, просто по-человечески заинтересованы в уменьшении своей квартплаты.

Таким образом, необходимо отметить, что УО, ТСЖ, ЖСК не только не имеют полномочий по утверждению тарифов на коммунальные услуги, но и заинтересованы в уменьшении таких тарифов!

Для понимания, откуда же ИКУ может получить прибыль, если деятельность по предоставлению коммунальных услуг не только не приносит дохода, но и является фактически убыточной, необходимо заметить, что прибыль ИКУ складывается исключительно из прибыли от деятельности по содержанию жилья (управление МКД, содержание и ремонт общего имущества), но никак не от предоставления коммунальных услуг.

Что такое завышение по коммунальным платежам

Фото 4

Чаще всего под неправомерным завышением тарифов понимают ситуацию, при которой гражданину, владеющему объектом жилой недвижимости, выставляют счета с существенным завышением установленных нормативов.

В качестве примеров таких ситуаций можно привести:

  • неправомерное увеличение итоговой суммы. Эта одна из наиболее распространенных ситуаций. С ней чаще всего сталкиваются граждане, оплачивающие услуги ресурсоснабжающих компаний не по приборам учета, а по нормативам. Недобросовестные управляющие компании при расчете суммы, выставляемой гражданину, указывают завышенные нормы потребления или увеличивают тариф;
  • взимание платы за неоказываемые услуги. Управляющие компании в счет за свои услуги могут включить те, которые фактически не оказываются. Если гражданин, владеющий объектом жилой недвижимости, получил от управляющей компании счет, в котором, к примеру, взимается плата за услуги консьержа, охранно-пожарной сигнализации и так далее, а дом такой сигнализацией не оборудован, и консьержа в нем нет;
  • начисление платы за услуги, не включенные в договор управления многоквартирным жилым домом. Хотя договор и не предусматривает оказание этих услуг, но управляющая компания оказала их и хочет получить оплату.

Внимание! Следует подчеркнуть, что гражданин, столкнувшийся с любой из этих ситуаций, должен обратиться в управляющую компанию и потребовать провести перерасчет, исключив из счета сумму неоказанных услуг, услуг, которые управляющая компания не должна была оказывать, а также корректировки завышенных нормативов.

Кто предоставляет коммунальную услугу?

Кто предоставляет коммунальную услугу?

Коммунальные услуги предоставляет исполнитель коммунальных услуг. Лицо, являющееся исполнителем коммунальных услуг, зависит от выбранного способа управления многоквартирным домом (далее – МКД). В соответствии с пунктом 9 Правил 354, такими лицами могут быть УО, ТСЖ, ЖСК и в отдельных случаях ресурсоснабжающие организации (далее – РСО).

Обязательства потребителя по оплате потребленной коммунальной услуги возникают именно перед исполнителем услуги, поскольку договор предоставления коммунальной услуги заключается между потребителем и исполнителем. В случае управления домом управляющей организацией положения о порядке предоставления коммунальных услуг включаются в договор управления.

Жалоба в Жилищную инспекцию

Для подачи жалобы в жилищную инспекцию потребуется соблюсти определенные правила.

Скачать образец жалобы В ГЖИ на управляющую компанию бесплатно в формате word

В жалобе должны содержаться следующие сведения:

  • полное наименование инстанции, в которую направляется жалоба;
  • фамилия, имя и отчество руководителя этой инстанции;
  • фамилия, имя и отчество гражданина, подающего жалобу. В случае если подается коллективная жалоба, следует указывать эти данные для всех граждан, подающих жалобу;
  • адрес многоквартирного жилого дома, по которому подается жалоба;
  • номер телефона для оперативной связи с заявителями;
  • подробное описание проблемы, для решения которой подается жалоба;
  • требования, удовлетворения которых добиваются заявители;
  • список документации, прилагаемой к жалобе;
  • жалоба скрепляется собственноручной подписью подающего гражданина с расшифровкой и указанием даты подписания. Если подается коллективная жалоба, ее следует скреплять подписями всех подающих граждан.

Отметим, что в тексте жалобы гражданину следует ссылаться на конкретные нормы действующего законодательства РФ.

Гражданин имеет право подать эту жалобу в любой момент. Практика показывает, что ответ на жалобу приходит в течение 10-14 дней. В некоторых случаях ответ может прийти в течение 30 дней.

ВНИМАНИЕ! Посмотрите заполненный образец жалобы В ГЖИ на управляющую компанию:

Фото 4

Стандарт стоимости услуг в регионах

Региональный стандарт на 2019 год представляет общий показатель, в который входит:

  • стоимость содержания и ремонта;
  • отопление дома;
  • потребление жилищно-коммунальных услуг жильцами.

Эти показатели рассчитанных исходя из нормы на 1 человека или нормы размера площади жилого помещения.

То есть в сумму входит тариф за содержание и ремонт дома, рассчитанный на 1 квартиру, стоимость отопления, рассчитанная путем умножения тарифа на 1 кв. м. и нормативной площади жилья, стоимость коммунальных услуг, рассчитанных на основе нормы потребления одного человека.

Нормативная площадь жилья рассчитывается в зависимости от количества человек. Региональный стандарт нормативной площади жилья берется для расчетов субсидий.

Норма жилплощади на:

  • одного человека составляет 33 кв. м;
  • двух человек — 42 кв. м;
  • трех и более — 20 кв. м на каждого;
  • 48 кв. м — для проживающих в однокомнатной квартире.

Тарифы и нормативы берутся в среднем по каждому муниципальному образованию отдельно. Кроме того, региональный стандарт для некоторых муниципальных образований рассчитывается не только для квартир. Отдельно может быть рассчитан для жилых домов из индивидуального жилищного фонда, но не всегда.

Региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг рассчитывается раз в год органами местного самоуправления. Расчет базируется на законодательных нормах РФ и Постановлениях местного самоуправления о тарифах.

Кроме этих норм, существует региональный стандарт по максимально возможному расходу доходов проживающих на услуги ЖКХ.

По сути это максимальный процент расхода из совокупного дохода проживающих лиц в жилом помещении.

Исходя из этого параметра определяется право на получение субсидии и ее размер. Максимально допустимая доля на оплату услуг ЖКХ равна 22% от общего дохода проживающих лиц.

Как узнать действующие нормативы?

Самым простым способом узнать действующие в 2019 году тарифы на жилищно-коммунальные услуги — посмотреть в квитанцию, которая приходит ежемесячно. Но и тут далеко не все верят расчетам и на деле бывают ошибки и серьезные погрешности.

Именно для этого была создана Федеральная служба по тарифам, где можно узнать тарификацию по дому и расчеты.

Государственная служба создана с целью мониторинга и регулирования тарифов и цен на услуги ЖКХ и не только.

Существует онлайн-калькулятор по расчету коммунальных платежей, отдельно для физических и юридических лиц. Пользоваться данным сервисом очень удобно, его можно найти на официальном сайте ФАС России.
Что касается людей, у которых нет доступа к Интернету, то можно воспользоваться телефоном для справок — (495) 620-50-69.

Какова ситуация на самом деле?

Какова ситуация на самом деле?

С учетом отсутствия внятной аргументации сторонников лжетеории представляется правильным говорить не об опровержении теории, а о разъяснении порядка утверждения тарифов и нормативов. Для всестороннего понимания ситуации разъясним не только порядок утверждения тарифов и нормативов на коммунальные услуги (с указанием лиц, обладающих полномочиями по такому утверждению), но и схему предоставления коммунальных услуг и их оплаты в целом.

Итак, сначала необходимо определиться, какие же услуги оказывают жильцам ИКУ, к которым относятся управляющие организации (УО), ТСЖ и ЖСК. Эти услуги можно разделить на две группы:
1. Содержание жилья;
2. Коммунальные услуги.

В состав содержания жилья входят услуги, работы по управлению многоквартирным домом, содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме (статья 154 ЖК РФ). Необходимо отметить, что размер платы за содержание зависит от площади помещения, которым владеет плательщик. В рамках настоящей статьи вопросы содержания жилья не рассматриваются.

Виды коммунальных услуг, предоставляемых потребителям определены пунктом 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных ПП РФ от N354 (далее – Правила 354):
- Холодное водоснабжение;
- Горячее водоснабжение;
- Водоотведение;
- Электроснабжение;
- Газоснабжение;
- Отопление.

Именно о тарифах на указанные коммунальные услуги и о нормативах их потребления пойдет речь в данной статье.

Из сказанного следует, что размер обязательств потребителей коммунальных услуг перед исполнителем коммунальных услуг равен размеру обязательств исполнителя коммунальных услуг перед РСО. Таким образом, мы получаем ответ на ранее поставленный вопрос «сколько зарабатывает ИКУ на коммунальных услугах?». Исходя из равенства обязательств по оплате коммунальных услуг и по оплате коммунальных ресурсов исполнитель все средства, полученные от потребителей в качестве оплаты коммунальных услуг, обязан оплатить в РСО за коммунальные ресурсы. То есть, никакого «остатка», никакой «маржи», никакой «прибыли» непосредственно от процесса предоставления коммунальных услуг исполнители (УО, ТСЖ, ЖСК) не получают!

Из сказанного следует, что размер обязательств потребителей коммунальных услуг перед исполнителем коммунальных услуг равен размеру обязательств исполнителя коммунальных услуг перед РСО. Таким образом, мы получаем ответ на ранее поставленный вопрос «сколько зарабатывает ИКУ на коммунальных услугах?». Исходя из равенства обязательств по оплате коммунальных услуг и по оплате коммунальных ресурсов исполнитель все средства, полученные от потребителей в качестве оплаты коммунальных услуг, обязан оплатить в РСО за коммунальные ресурсы. То есть, никакого «остатка», никакой «маржи», никакой «прибыли» непосредственно от процесса предоставления коммунальных услуг исполнители (УО, ТСЖ, ЖСК) не получают!
Фото 5

Порядок формирования тарифов

Каждая УК формирует тарифы на услуги в соответствии с реальными затратами, которые она вынуждена нести. Поэтому они могут значительно отличаться. Жители соседних кварталов и даже МКД в пределах одного квартала (если дома обслуживаются разными УК) могут платить совершенно различные суммы за, казалось бы, один и тот же набор предоставляемых услуг.

Почему тарифы могут отличаться?

Прежде всего, тариф зависит от размеров УК. Чем больше домов находится на обслуживании УК тем более низкие тарифы. Заключая договоры с клининговыми компаниями (вывоз ТБО, ЖБО, уборкой придомовых территорий и мест общего пользования), большинство УК, в целях экономии средств и сокращения штата, заключают договоры со специализированными фирмами, которые имеют соответствующую технику: мусоровозы, ассенизаторскую и строительную технику, штат наемных работников – дворников, уборщиц, средства малой механизации. Чем больше заказ – тем он выгоднее для клининговой компании, тем больше скидки и льготы при заключении договора. УК, имеющие на обслуживании 1-5 домов, не имеют возможность заключать договоры на обслуживание на таких льготных условиях. Особенно печально обстоят дела с формированием тарифов в ТСЖ. 
Вторым фактором является наличие у УК собственного автопарка и строительной техники для выполнения всего комплекса работ по обслуживанию МКД. Крупные компании имеют такую технику, собственные ремонтные и аварийные бригады. Всё это так же ведет к снижению себестоимости оказываемых услуг.
Третий фактор - состояние жилищного фонда. Этот фактор редко учитывается несогласными с тарифами собственниками. Не все понимают, что для содержания старого, неремонтопригодного общедомового имущества и инженерных сетей средств уходит значительно больше, чем на поддержание в исправном состоянии домов-новостроек.

Коммунальные услуги

Стоимость услуг ресурсоснабжающих компаний по поставке электроэнергии, газа, тепла, горячей и холодной воды, а также услуги по водоотведению устанавливается органами местного самоуправления или государственной власти регионального уровня.

Сколько должен заплатить ресурсоснабжающим компаниям владелец объекта жилой недвижимости, определяется исходя из показаний индивидуальных приборов учета или установленных норм потребления.

В случае если объект жилой недвижимости оборудован индивидуальными приборами учета газа, электричества и воды, то собственник объекта может контролировать использование этих ресурсов.

Важно! Чтобы высчитать потребление за определенный временной период, достаточно из показаний индивидуальных приборов учета на конец этого периода вычесть показания, зафиксированные на начало периода. Полученную величину потребления достаточно умножить на установленный тариф, и стоимость услуг ресурсоснабжающих компаний рассчитана.

В большинстве случаев ресурсоснабжающие компании самостоятельно выставляют гражданам квитанции на оплату своих услуг. При этом стоимость услуг рассчитывается на основе показаний индивидуальных приборов учета, переданных гражданами, а в случае отсутствия этих приборов — на основе установленного норматива потребления.

Периодически представители ресурсоснабжающих компаний приходят к владельцам объектов жилой недвижимости и сверяют передаваемые показания с индивидуальных приборов учета с реальными. Это делается для выявления случаев мошенничества.

В случае если многоквартирный жилой дом оснащен общедомовыми приборами учета, то снятием показаний с этих приборов занимаются сотрудники управляющей компании или иной организации, в управлении которой находится этот дом.

Показания фиксируются в специальном журнале. Любой гражданин, владеющий объектом жилой недвижимости в этом доме, вправе ознакомиться с записями журнала, чтобы удостовериться в правомерности начислений.

Общедомовые приборы учета могут быть приобретены и установлены в любой момент после того как общее собрание собственников примет решение об их установке. При этом стоимость работ по приобретению и установке этих приборов разделяется между всеми владельцами объектов недвижимости в этом доме, поскольку такие приборы входят в состав общедомового имущества.

Установить общедомовые приборы учета могут только сотрудники ресурсоснабжающих компаний.

Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам. Узнайте подробности здесь.

Если объект жилой недвижимости не оснащен индивидуальными приборами учета, оплата производится на основании установленных нормативов. Чаще всего у граждан отсутствуют индивидуальные приборы учета воды, газа и тепла, а вот индивидуальные приборы учета электроэнергии установлены у подавляющего большинства.

Нормативы потребления ресурсов могут устанавливаться по количеству граждан, зарегистрированных на объекте жилой недвижимости, или исходя из площади этого объекта.

Гражданин, оплачивающий услуги ресурсоснабжающих компаний по квитанциям, может сравнить используемые в этих квитанциях нормативы с установленными и при выявлении несоответствия потребовать провести перерасчет.

Списание долга в управляющей компании

Можно ли сменить управляющую компанию по дому, читайте тут.

Кто отвечает за ремонт дорог во дворах многоквартирных домов, читайте по ссылке: 

Фото 6

Как проверить квартплату

В связи с отсутствием доверия граждан к суммам и тарифам, указанным в платежных документах на ХЖК, создана Федеральная служба по тарифам. ФС предоставляет информацию по конкретному адресу. Введя в поисковую строку калькулятора тарифа улицу и номер дома, получаете данные индивидуальной тарификации и порядок расчета.

Формирование тарифов

Тарифы на услуги управляющей компании по ремонту и содержанию жилья и общедомового имущества рассчитываются исходя из того, какие конкретно услуги будут оказываться. Чтобы рассчитать тарифы, необходимо определить полный перечень работ, которые будут осуществляться.

Отметим, что большинство управляющих компаний, произведя расчет тарифов, не считают нужным раскрывать информацию о том, исходя из чего рассчитывался этот тариф. Полный объем планируемых работ известен только сотрудникам управляющей компании, а гражданам сообщают конечную цену.

В такой ситуации владельцы объектов недвижимости, расположенных в многоквартирном жилом доме, не могут самостоятельно определить правильность расчета установленных тарифов.

Такая ситуация делает практически невозможным контроль за соблюдением нормы о соразмерности стоимости работ фактически выполненным работам, поскольку периодичность выполнения работ по ремонту и содержанию жилья и общедомового имущества не регулируется законодательством, а устанавливается управляющими компаниями самостоятельно.

Учтите! Очень часто информация о периодичности выполнения работ управляющими компаниями не раскрывается.

Хотя на управляющую компанию возлагается ответственность за поддержание общедомового имущества в надлежащем состоянии, благодаря чему Жилищная инспекция может наложить на управляющую компанию штрафные санкции за малейшее нарушение, в реальности управляющие компании не несут практически никакой ответственности.

Основанием для включения той или иной работы и услуги в перечень работ и услуг по ремонту и содержанию общедомового имущества, оказываемых в рамках договора на управление многоквартирным жилым домом, служит 3 часть 162 статьи Жилищного кодекса РФ.

Исходя из положений 17 пункта Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением правительства РФ от г. № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», собственники объектов недвижимости, расположенных в многоквартирном жилом доме, должны утвердить на общем собрании, какие конкретно услуги по ремонту и содержанию общедомового имущества будет оказывать управляющая компания.

Минимальный объем услуг по ремонту и содержанию жилья и общедомового имущества установлен в правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда МДК , утвержденных постановлением Госстроя РФ от г. № 170 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда».

Кроме вышеуказанных существуют и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок включения работ и услуг в перечень для ремонта и содержания жилья и общедомового имущества.

Нормы действующего законодательства РФ устанавливают, что этот перечень работ и услуг устанавливается для каждого многоквартирного жилого дома отдельно с учетом индивидуальных характеристик этого объекта недвижимости.

Существует мнение, что как владельцы объектов недвижимости в многоквартирном жилом доме, так и управляющие компании не в состоянии составить жесткий список оказываемых услуг и выполняемых работ.

Основанием для этого мнения служит то, что никто не может гарантировать, что на протяжении срока действия договора по управлению многоквартирным жилым домом не возникнет необходимости в выполнении работ, которые не были включены в перечень работ по ремонту и содержанию жилья и общедомового имущества.

Существует судебная практика, согласно которой договоры управления многоквартирными жилыми домами не относятся к договорам возмездного оказания услуг.

Исходя из этого, управляющая компания не вправе использовать в качестве ограничений услуги, перечисленные в заключенном договоре управления многоквартирным жилым домом, и отказываться оказывать услуги, не включенные в этот договор, но в оказании которых возникла необходимость.

Тарифы на услуги управляющих компаний по ремонту и содержанию жилья и общедомового имущества должны быть четко обоснованными и при этом позволять управляющей компании поддерживать приемлемый уровень рентабельности. Управляющая компания должна сформировать план проведения работ и рассчитать их себестоимость.

Запомните! Для расчета себестоимости используются:

  • методические рекомендации по финансовому обоснованию тарифов на содержание и ремонт жилищного фонда, утвержденные приказом Госстроя РФ от г. № 303;
  • рекомендации по нормированию труда работников, занятых содержанием и ремонтом жилищного фонда, утвержденные приказом Госстроя РФ от г. № 139;
  • рекомендации по нормированию материальных ресурсов на содержание и ремонт жилищного фонда, утвержденные приказом Госстроя РФ от г. № 191.

Отметим, что кроме вышеперечисленных управляющие компании вправе использовать и иные методические рекомендации, а также различные средства программного обеспечения, позволяющие рассчитать стоимость работ по ремонту и содержанию жилья и общедомового имущества в конкретном многоквартирном жилом доме.

На расчете тарифов специализируются некоторые консалтинговые компании. Тарифы, устанавливаемые на ремонт и содержание жилья, а также общедомового имущества, не подлежат регулированию со стороны государственных органов.

Особо подчеркнем, что правило о том, что стоимость, по которой управляющая компания реализует услугу, должна быть равна стоимости, по которой эта услуга была приобретена, действует только в отношении услуг, оказываемых ресурсоснабжающими компаниями.

Таким образом, управляющие компании вправе устанавливать наценку на стоимость работ и услуг по ремонту и содержанию жилья и общедомового имущества самостоятельно, исходя из своих потребностей. Никаких законных ограничений на размер этих тарифов в настоящее время не существует.

Посмотрите видео. Кто устанавливает тарифы на коммунальные услуги:

Вопросы и ответы

Источники

Использованные источники информации.

  • http://terrafaq.ru/kommunalnoe-hozyaystvo/uslugi/tarify-na-kommunalnye-uslugi.html
  • https://acato.ru/articles/20160729/mify-zhkh-kto-utverzhdaet-tarify-i-normativy-na-kommunalnye-uslugi
  • https://ukaz.wiki/zkh/kto-ustanavlivaet-tarify-na-kommunalnye-uslugi
  • http://jilishnik.ru/remont-kommunalnye-uslugi/item/134-zavyshenie-tarifov-na-kommunalnye-uslugi-kak-formiruyutsya-kto-utverzhdaet-kak-obzhalov
  • https://potreb-prava.com/zhkx/kak-ustanavlivayutsya-tarify-na-kommunalnye-uslugi-v-upravlyayushhix-kompaniyax.html
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий