Охрана труда кто контролирует

 

Контролировать деятельность службы охраны труда необходимо, чтобы результат от выполненной работы был ожидаемый, что сказывается на снижении уровня травматизма и профессиональных заболеваний работников. Как выполняется на предприятиях РФ контроль за соблюдением требований охраны труда? Органы надзора, осуществляющие проверки деятельности организаций за состоянием безопасности.

Какими правами обладает служба ОТ

Права сотрудников службы ОТ на предприятии

Наряду с возложенными обязанностями и контрольными функциями службе по ОТ устанавливаются следующие права:

  1. Специалистам разрешено посещать помещения и производственные участки, где на данный момент производятся работы, в любое время суток, причем препятствовать этому никто не может, ни начальник подразделения, ни руководитель объекта.
  2. Периодически ознакамляться с документами по ОТ, неважно на каком уровне они приняты, например, на федеральном или локальном.
  3. По факту выявленных нарушений выдать устные замечания, делать записи в журналах, а также выдавать предписания руководителям подразделений. Установить контроль за выполнением.
  4. В обязательном порядке следует требовать от руководства вверенного объекта прохождения сотрудниками медицинских осмотров, проведения инструктажей по охране труда, использования работниками средств индивидуальной защиты.
  5. Информировать непосредственное руководство предприятия о выявленных нарушениях того или иного лица.
  6. Проводить профилактические беседы с сотрудниками, нарушившими требования ТБ, и требовать от последних объяснений в письменном виде.
  7. Представлять к поощрению работников, которые выполняют требования ОТ, в том числе поддерживают порядок на рабочем месте и не загромождают свободные проходы.
  8. Обсуждать на заседаниях вопросы по ТБ.

Для каждого предприятия или организации эти права будут конкретизированы, но общий смысл заключается в том, что на основании проделанной работы инженер по ОТ имеет право написать замечания, выдать предписания, а также представить к поощрению либо наказанию сотрудников. Все выданные замечания должны быть четко проконтролированы, только тогда деятельность службу будет результативной.

Методы контроля в области охраны труда

Различные методы осуществления контроля.

Методы контроля должны соответствовать определенным требованиям для выполнения соответствующей контрольной функции государственного органа, а также обеспечивать соответствующее влияние на объект контроля.

Методы государственного контроля осуществляются через государственно-властные отношения. Методам, которые применяются в общественном контроле, должно соответствовать определенное правовое сопровождение.

Должностное лицо в рамках предоставленных полномочий принимает решение об осуществлении контроля с помощью мер и способов, которые обычно предусматриваются для проведения данного вида контроля.

Субъекты госконтроля в сфере ОТ осуществляют свои контрольные функции посредством разнообразных методов и форм, которые являются элементами механизма государственного контроля.

Формой госконтроля в сфере ОТ является выполнение плановой и внеплановой проверки Гострудинспекцией.

Уполномоченные лица Гострудинспекции наделены достаточными полномочиями для того, чтобы отреагировать на выявленные на производстве в процессе проверки нарушения нормативных и правовых предписания по ОТ.

Виды надзора и контроля за безопасностью труда

 В зависимости от принадлежности проверяющих организаций, в России существуют такие виды надзора и контроля за безопасностью труда:

 Государственный. Государственный надзор за охраной труда ведут профильные инспекции и наделенные соответствующими полномочиями госорганы. Он осуществляется на федеральном и местных уровнях;

 Ведомственный. Такой надзор и контроль в области охраны труда выполняют вышестоящие организации. Это могут быть ведомства, министерства, организации, которым подчиняется данная структура в системе предприятий (в холдинге, объединении, союзе и т. д.). Контрольные функции собственной службы ОТ организации также относятся к этой разновидности надзора;

 Общественный. Благодаря демократическому развитию нашего общества, сегодня проверить, как работает этот вид надзора и контроля за безопасностью труда, может каждый желающий. Его ведут профсоюзные органы, разные фонды, общественные движения, партии, СМИ, отдельные граждане и уполномоченные трудовых коллективов по вопросам ОТ. Общественный надзор и контроль за охраной труда предполагает максимальную открытость: его результаты часто получают широкую огласку, публикуются в СМИ и социальных сетях.

 Высший надзор и контроль за охраной труда во всех организациях и предприятиях страны – прерогатива Генерального прокурора РФ. Его функции на местах исполняют нижестоящие прокуроры.

Государственный надзор и контроль за охраной труда

Особенности государственного надзора и контроля за охраной труда очерчивает ст. 20 ФЗ «Об основах ОТ в РФ». Этот контроль реализуют федеральные и местные органы власти, каждому из которых выделена своя сфера деятельности.

• Ростехнадзор. С 2004 г. в эту службу объединены Госгортехнадзор, Госэнергонадзор и Госатомнадзор. Это – служба федерального значения, подразделения которой работают во всех субъектах РФ.
• Госгортехнадзор. Объекты контроля – промышленные и горные предприятия, оборудование, работы и промышленные производства повышенной опасности. В дополнение к контролирующим функциям эта организация занимается лицензированием.
• Госатомнадзор. Объекты госрегулирования и контроля – организации, связанные с производством, хранением и применением:

  • радиоактивных веществ;
  • атомной энергии;
  • ядерных материалов.

 Полномочия Госатомнадзора распространяются на военные и гражданские организации. Эта служба занимается также лицензированием деятельности, связанной с ее компетенцией.

• Госэнергонадзор. Объекты контроля – теплоиспользующие и электроустановки, поэтому для проведения мероприятий по государственному надзору за охраной труда проверяющие из этой службы могут попасть практически на любое предприятие страны.
• Рострудинспекция. Входит в Министерство труда и соцразвития. Объекты контроля: соблюдение всех правил, норм, порядков, нормативов, которые регулируют безопасность условий труда, возмещение ущерба здоровью, полноту применения соцстрахования, правильность составления коллективных договоров и др.
• Госсанэпиднадзор. Следит за тем, чтобы предприятия всех форм собственности соблюдали:

  • гигиенические нормы;
  • санитарно-гигиенические и противоэпидемиологические правила.

• Государственная противопожарная служба. С 2002 г. относится к МЧС, однако продолжает выполнять функции органа надзора и контроля за охраной труда в России в части пожарной безопасности. Эта организация – основной вид пожарной охраны в стране.
• Госэкспертиза условий труда (УТ). Объекты контроля – УТ, ОТ в организациях всех форм собственности, качество аттестации и сертификации рабочих мест, распределение предприятий по степеням профриска. На госуровне этими вопросами занимается Минтруд, на региональных – исполнительные субъектовые власти.
• Госстандарт. Контролируют внедрение ССБТ и соблюдение организациями требований всех касающихся их деятельности стандартов. Работы ведутся в таких подразделениях:

  • лаборатории госнадзора;
  • центры стандартизации и метрологии.

• Госавтоинспекция. Оценивает пригодность к эксплуатации на дорогах автомобилей, принадлежащих юридическим и частным лицам, в том числе отремонтированных или новых.

Государственный надзор и контроль за охраной труда может быть внутриведомственным и межведомственным. Внутриведомственными полномочиями наделены все надзорные органы. Они могут проверять состояние охраны труда в организациях и ведомствах, которые находятся в их подчинении. Полномочия ряда органов надзора и контроля за охраной труда в России существенно шире – в пределах своих компетенций они могут проверять любые предприятия страны (например, специалисты Госэнергонадзора проверяют электрохозяйства заводов, магазинов, школ, салонов красоты).

Органы государственного надзора и контроля за охраной труда могут выполнять проверки самостоятельно либо совместно с общественными организациями: профсоюзными объединениями, фондами, представителями СМИ и др.

Определение контрольных функций охраны труда

Что является целью контроля в области охраны труда?

Отметим, что вопросам надзора и контроля придается внимание представителями различных наук, но основное место среди них занимают работы специалистов в сфере административного права.

Читайте также: Приказ о завершении специальной оценки условий труда: правила оформления

Это вполне справедливо, потому что надзор и контроль тесно связан с понятием государственного управления что является предметом изучения данной науки.

Однако и в административно-правовой литературе единого мнения по вопросу о сущности надзора и его взаимосвязи с контролем нет.

Исходя из приведенных точек зрения, позиций, мнений ученых относительно понимания сущности, содержания, природы и характера контроля и надзора в сфере государственного управления, логичными будут следующие важные для дальнейшего исследования методологически-теоретические выводы.

Содержание контроля имеет свою специфику, которая отличает его от других функций управления, что позволяет специализировать на контрольной деятельности определенные подразделения и конкретных должностных лиц.

В литературе, которая рассматривает вопросы процесса управления, наблюдается расхождение точек зрения по этому поводу. По нашему мнению, если рассматривать реализацию структурных элементов управленческого процесса во времени, контроль в основном будет иметь заключительный характер.

Вместе с тем, контроль частично осуществляется в процессе принятия такого решения, он также должен осуществляться и при учете результатов деятельности исполнителей.

Цель контроля состоит в необходимости на основе анализа данных учета отыскать закономерности в массе фактов и явлений, знание которых позволяет своевременно и правильно влиять на процесс управления.

Что нового во внеплановых проверках

Фото 2

Основания для проведения внеплановой проверки приведены в ст. 10 Закона № 294-ФЗ, ст. 360 ТК РФ. Ими являются:

1) истечение срока исполнения работодателем выданного государственными инспекторами труда предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;

2) поступление в федеральную инспекцию труда:

  • информации о фактах нарушения работодателями обязательных требований, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, а также приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок зарплаты, других выплат, причитающихся работникам, либо установлению зарплаты в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством;
  • обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав;
  • запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте согласно ст. 219 ТК РФ;

3) наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) Роструда или госинспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

 Далее к вышесказанному необходимо отметить, что в силу изменений, внесенных Федеральным законом от  № 502-ФЗ в ст. 360 ТК РФ, основанием для проведения внеплановой проверки будет являться, в частности, поступление в федеральную инспекцию труда обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах:

  • уклонения от оформления трудового договора;
  • ненадлежащего оформления трудового договора или заключения гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем.

Закон вступил в силу .

Внеплановая выездная проверка Роструда по введенному вновь основанию может быть проведена незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном федеральным законом, без согласования с органами прокуратуры (ст. 360 ТК РФ в редакции Федерального закона № 502-ФЗ).

Понятие контроля в сфере охраны труда

Контроль за охраной труда на производстве.

Большое значение при осуществлении контроля за ОТ объясняется тем, что с каждым годом, несмотря на принимаемые меры, уровень травматизма на производстве, а также и летальных случаев растет.

Определение понятия государственный надзор в сфере ОТ на законодательном уровне не закреплено, однако, его можно определить как метод обеспечения соблюдения законодательных и прочих нормативных актов по ОТ.

Что же касается общественного контроля, то ученые указывают на правильность позиции законодателя относительно наделения определенных представителей трудового коллектива контролирующими полномочиями в сфере ОТ, поскольку сегодня профсоюзы переживают не лучшие свои времена, учитывая то, что в большинстве случаев на производстве они вообще отсутствуют.

В РФ на сегодня традиции общественного контроля почти отсутствуют и большой интерес представляет позитивный зарубежный опыт осуществления различных форм общественного контроля, особенно в тех областях, где нарушение прав и интересов людей являются наиболее распространенными.

К этим сферам относятся и охрана труда, особенно вопросы ОТ на производстве. В развитых странах контроль рассматривают как функцию управления и указывают, что он является самостоятельной функцией, которая не поглощается другими и не является второстепенной, а пронизывает все другие, активно влияет на них, корректирует и даже формирует новые функции и направления управленческой деятельности.

Читайте также: Несчастные случаи: что к ним относится и порядок извещения о них

Что контролирует служба по ОТ

На службы по охране труда в большинстве своем возлагаются контрольные функции, к которым относятся контроль за:

  • выполнением сотрудниками локальных нормативных и законодательных документов;
  • использованием средств индивидуальной защиты и СИЗОД;
  • исполнением мероприятий по ОТ в соответствии с утвержденными планами;
  • наличием на рабочих местах инструкций по ОТ, а также плакатов и текущих распорядительных документов;
  • организацией проведения СОУТ в подразделениях;
  • проведением своевременных ТО и иных освидетельствований технических устройств, на которых трудятся работники объекта;
  • эффективностью работы вентиляционных систем на рабочих местах, требующих установки последних;
  • хранением приспособлений и средств индивидуальной защиты;
  • проведением всех видов инструктажей;
  • организацией рабочих мест на вверенном объекте;
  • выделением и расходованием денежных средств на нужды ОТ;
  • начислением компенсационных выплат при работе в особых условиях труда;
  • за соблюдением работниками санитарных и гигиенических требований;
  • исправностью блокировочных устройств.
Читайте также: Специальная оценка условий труда: понятие, кто проводит и правильное оформление результатов

Все должно быть перечислено в положении или в стандарте предприятия, где функционирует служба ОТ.

Понятие контроля и надзора

Что такое надзор и контроль в области охраны труда?

Разграничение понятий «контроль» и «надзор» и их функций все еще остается одним из наиболее дискуссионных вопросов.

Это обусловлено наличием различных подходов к определению их сущности и недостаточным нормативным регулированием аспектов соотношения соответствующей компетенции по проведению контрольно-надзорной деятельности.

Законодатель при разработке новых или изменении существующих правовых актов по вопросам надзора и контроля практически не берет во внимание научные разработки по этим аспектам.

Поэтому иногда при определении тех или иных полномочий конкретного органа идентичные функции обозначаются или как наблюдательные, или как контрольные.

Если говорить об отличительных чертах, то следует вспомнить, что надзор носит внешнюю направленность в отношении поднадзорных объектов, а контроль может проводиться и «внутри» системы (ведомственный или внутриведомственный контроль).

Какие функции возлагаются на службу по ОТ

Функции службы охраны труда

На службу по охране труда возлагается большое количество функциональных обязанностей, таковыми являются:

  1. Подготовка документов и локальных нормативных актов в области охраны труда и техники безопасности, в том числе издание распорядительных документов о назначении лиц, ответственных за оборудование, выдачи СИЗ, по наблюдению за зданиями и сооружениями, а также за территорией предприятия и иных вопросов.
  2. Взаимодействие с проверяющими органами по вопросам ОТ.
  3. Контроль за соблюдением работниками требований трудового законодательства и локальных документов.
  4. Профилактическая работа, направленная на предупреждение возможных несчастных случаев и травматизма.
  5. Организация проведения спецоценки условий труда.
  6. Проверки всех зданий, сооружений, технологического оборудования, грузоподъемных механизмов и иных технических устройств совместно с заинтересованными подразделениями.
  7. Рассмотрение технологических процессов в целях дальнейшего их согласования.
  8. Согласование проектов конструкторской и технологической документации.
  9. Участие в комиссиях по расследованию несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
  10. Подготовка отчетных документов по ТБ.
  11. Участие в разработке обучающих программ в области ОТ.
  12. Организация обучения работников безопасным способам труда.
  13. Пропаганда знаний по ОТ и ТБ среди работников предприятия.
  14. Выдача предложений по улучшению ОТ и ТБ на вверенном объекте руководству предприятия.

Стоит отметить, что наряду с функциями, связанными с ведением документации по ОТ на предприятии, в основном на службу по ОТ возлагается профилактическая работа, только в этом случае результат деятельности службы будет ощутим.

Виды и периодичность проверок

Плановые проверки

Плановые мероприятия проводятся не чаще одного раза в три года. Если проверка комплексная, в ходе контроля вместе с вопросами охраны труда проверяют правильность ведения кадровой документации, локальные нормативные акты и пр. Если тематическая –  занимаются только охраной труда.

Документарная проверка проводится в инспекции или другом контрольном ведомстве. Проверяющие присылают работодателю запрос, в котором содержится перечень интересующих их документов. Она не может длиться более 20 дней, на малых предприятиях – 50-ти часов, а на микропредприятиях – 15 часов в год3. Если требование в установленные сроки не выполнить, документарная проверка может превратиться в выездную.

Выездная проверка проводится на территории работодателя.

Внеплановые проверки

Они периодичности не имеют. Внеплановое мероприятие назначается, когда нужно проверить, выполнено ли предписание трудовой инспекции (контрольная проверка), или когда поступила жалоба от работника (целевая). Основанием может служить также сообщение в СМИ или сведения из других источников о том, что в организации не все благополучно с правилами охраны труда и т. д.

Жалоба или сообщение признается основанием для контроля, если она содержит сведения:

  •  о нарушении работодателем трудовых прав работников;
  • о возникновении угрозы причинения вреда здоровью и(или) жизни работников, окружающей среде, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
  • о причинении вреда здоровью и(или) жизни работников, окружающей среде, а также возникновение аварийных и чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Внеплановая проверка может проводиться в документарной и(или) выездной форме (п. 4 статьи 10 ФЗ №294).

Надзор и контроль за охраной труда

Фото 3

Из этой статьи вы узнаете, какие существуют виды надзора и контроля за безопасностью труда, какие органы надзора и контроля за охраной труда в России их реализуют на практике, ознакомитесь с кратким перечнем их основных полномочий, узнаете, как проходит проверка по ОТ.

Организация безопасной работы, надзор и контроль в области охраны труда во всех подразделениях предприятия возложены на соответствующую службу. Для этого специалисты по безопасности труда:

1. Регулярно проводят проверки:

• состояния оборудования, территории, сооружений;
• правильности ведения документации по ОТ;
• наличия СИЗ и адекватного их использования работниками;
• качества обучения по ОТ, применения работниками безопасных приемов труда;

2. Анализируют существующие и возможные опасности, ведут учет НС и ПЗ, участвуют в аттестации и сертификации рабочих мест, оборудования, производственных процессов.

3. Составляют списки должностей, видов работ по подразделениям, на которые требуются инструкции по ОТ.

4. Разрабатывают мероприятия по предотвращению опасных ситуаций, снижению влияния на трудящихся производственных опасностей и вредностей.

5. Оказывают методическую помощь по ОТ подразделениям: снабжают их инструкциями, правилами, нормативами, журналами, помогают составлять списки на медосмотры, СИЗ, предоставляют льготы и др.

6. Организовывают обучение рабочих и ИТР, участвуют в комиссиях по проверке знаний.

7. Участвуют в подготовке документации: коллективного договора, приказов, распоряжений, согласовывают и визируют проекты, порядки и др.

8. Участвуют в работе комиссий по приемке оборудования из ремонта, введению в эксплуатацию законченных объектов строительства, приемке заказанных у поставщиков спецодежды и СИЗ, др.

9. Проводят вводные инструктажи.

10. Составляют и вовремя сдают отчетность по ОТ.

11. Курируют использование средств фонда ОТ организации.

12. Хранят документацию по ОТ.

Содержание

  • 1 Надзор и контроль за охраной труда
  • 2 Виды надзора и контроля за безопасностью труда
  • 3 Государственный надзор и контроль за охраной труда
  • 4 Проверки органов государственного надзора за охраной труда
  • 5 Как проходит проверка органов надзора и контроля в области охраны труда?

Чтобы специалисты по безопасности могли проводить надзор и контроль за охраной труда во вверенных им подразделениях беспрепятственно, служба ОТ подчиняется руководителю предприятия или его заместителю с соответствующими должностными обязанностями. Поэтому проверять, как эта служба справляется со своими обязанностями, приходится другим организациям.

Кто нас проверит

Общий надзор и контроль за тем, как работодатели соблюдают требования трудового законодательства, поручен трудовой инспекции (ч. первая ст. 353 ТК РФ). Однако в отдельных сферах деятельности проверять могут и другие государственные структуры (ч. вторая ст. 353 ТК РФ). К ним относятся Ростехнадзор, Роспотребнадзор. Особняком среди проверяющих стоит прокуратура.

Каждая контролирующая структура имеет свой круг полномочий. Например, изучая, как работодатели соблюдают правила охраны труда, трудовая инспекция может:

  • посещать беспрепятственно в любое время суток организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей – физических лиц;
  • запрашивать у работодателей и их представителей и безвозмездно получать от них необходимые документы, объяснения, информацию;
  • изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ;
  • расследовать несчастные случаи на производстве;
  • предъявлять работодателям и их представителям предписания об устранении нарушений трудового законодательства;
  • направлять в суды требования о ликвидации предприятий или прекращении деятельности их структурных подразделений;
  • выдавать предписания об отстранении от работы сотрудников, не прошедших обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;
  • запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным техническим требованиям и требованиям охраны труда; составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях.

Ростехнадзору дано право проверять, как соблюдаются требования:

  • ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасности (на объектах использования атомной энергии);
  • промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, которые применяются на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах;
  • безопасности в электроэнергетике;
  • безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами;
  • пожарной безопасности на подземных объектах и при ведении взрывных работ;
  • собственниками гидротехнических сооружений и эксплуатирующими организациями норм и правил безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений, а также гидротехнических сооружений, полномочия по осуществлению надзора за которыми переданы органам местного самоуправления);
  • технических регламентов в установленной сфере деятельности.

Роспотребнадзор вправе проверять, как выполняются требования законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также технических регламентов.

Прокурор надзирает за исполнением законов, в том числе и по охране труда. Он может:

  • предъявив служебное удостоверение, беспрепятственно входить на территории и в помещения проверяемых организаций и предприятий, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей информацией о фактах нарушения;
  • требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, статистических и других сведений;
  • требовать проведения проверок по поступившим в прокуратуру материалам и обращениям граждан;
  • вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов;
  • выносить представления с требованием устранить нарушения;
  • возбудить административное дело;
  • обратиться в суд в защиту прав работников или с требованием принудить к выполнению закона;
  • требовать проведения проверки другими контролирующими структурами, которые обязаны выполнить требование немедленно.

Несмотря на размытость формулировок закона, в реальности прокуратура обладает самыми большими полномочиями. Однако она не подменяет собой другие контролирующие структуры.

Профсоюзные инспекторы труда – это уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профсоюзов. Они также наделены правом контролировать, как работодатели соблюдают трудовое законодательство. Однако объём их широких полномочий ограничен возможностью проверки только тех работодателей, у которых работают члены данного профсоюза (ст. 370 ТК РФ).

Об органах управления службой

Охраной труда на предприятии в целом управляют не только инженеры по ОТ и ТБ, а еще несколько организационных структур. К ним могут относиться различные подразделения.

Отдел охраны труда выполняет контрольные функции, а также функции по разработке и введению в действие локальных нормативных документов. На этом подразделении сосредоточены все вопросы, связанные с охраной труда.

Подразделение главного энергетика. Это подразделение исполняет роль жизнеобеспечения объекта, то есть в его основных задачах стоит: снабжение электроэнергией, газом, теплоснабжение, водообеспечение, обеспечение работы вентиляционных установок, исправность работы оборудования под избыточным давлением и многое другое. На этом подразделении сосредоточены все узловые моменты, связанные с созданием комфорта и безопасности на рабочих местах.

Отдел кадров. Функция отдела кадров в системе охраны труда заключается в ведении личных карточек работников при поступлении на работу, а также оформление трудовых соглашений, приказов о допуске сотрудников к работе и работе в нерабочее время, начисление надбавок за особые условия трудового процесса.

Читайте также: Журнал учета прохождения медицинских осмотров и порядок его заполнения

В системе охраны труда на предприятии функционируют и такие службы, как:

  • комиссии по проведению оценки знаний создаются из числа аттестованных работников распорядительным документом руководителя объекта;
  • комиссии по приему вновь построенных и реконструируемых зданий в эксплуатацию, работа которых осуществляется на основании разработанных положений;
  • комиссии по проведению СОУТ создаются на предприятиях перед проведением оценки, в их состав входят главные специалисты объекта, в том числе инженеры по ОТ;
  • комиссии по расследованию несчастных случаев создаются в случаях травмирования работников на рабочих местах или на территориях предприятия.

Могут создаваться и иные комиссии на основании утвержденной структуры предприятия, их задачи определяются нормативными документами, разработанными на основе законодательных актов.

Какой бывает — виды

Фото 4


Согласно статье 212 ТК РФ, наниматель обязан организовать безопасную среду подчинённым в процессе эксплуатации ими строений, оборудования, зданий в целях осуществления технологического процесса.

Трудовым кодексом РФ утверждён порядок разработок и использования обучающего материала в рамках программы по охране труда.

Следовательно, раз имеется межотраслевой план мероприятий по соблюдению государственных нормативных документов, значит, их исполнение должно контролироваться, в том числе ведомственными структурами.

К существенным видам надзора относят проверки за соблюдением:

  • правил внутреннего трудового распорядка, утверждённого нормативными актами (коллективным договором);
  • процессов обучения безопасным методам и технологическим приёмам выполнения работ по охране труда, оказанию необходимой медицинской помощи при наступлении несчастного случая на предприятии;
  • уровня влияния на здоровье работников вредных примесей и опасных производственных факторов;
  • процесса расходования материальных и защитных средств, выделяемых на проведение мероприятий по улучшению безопасной среды и снижению процента загрязнения воздуха на производстве;
  • безопасной эксплуатации недвижимых объектов, оборудования, промышленных инструментов, сырья и иных материалов;
  • систематического направления работодателем персонала в медучреждения с целью диспансеризация или профосмотра;
  • распорядка труда и отдыха;
  • правильности применения средств индивидуальной и коллективной защиты на производстве;
  • санитарно-бытовых и лечебно-профилактических норм;
  • принятия профилактических мер по сохранению жизни и здоровья персонала в результате возникновения чрезвычайных ситуаций;
  • организации процесса проведения разбирательств и фиксации несчастных случаев на производстве, возмещения причинённого вреда;
  • исполнения протоколов нарушений, выданных должностными лицами ведомственных госструктур.

Таким образом, весь надзор можно разделить на пять групп.

Для каждого типа будет определён конкретный ответственный исполнитель:

  1. Ежедневный контроль выполнения плановых задач по охране труда – Начальник структурного подразделения, бригадир.
  2. Регулярные проверки состояния производственной среды – Инженер по ОТ.
  3. Многоуровневый контроль состояния условий труда на каждом отдельно взятом рабочем месте – Административный блок + Профсоюзная организация.
  4. Проверка системы управления охраной труда – Профком.
  5. Внешний надзор органом по сертификации организаций с последующей выдачей документа соответствия – Органы Госнадзора, Инспекция труда.

Во избежание нарушений по контролю безопасности на предприятии, в обязанности работодателя входит обеспечение должным образом безопасной среды, а также своевременное выявление и устранение изъянов, которые были установлены в результате проведения внутреннего аудита или после выдачи предписаний уполномоченными органами.

Виды контроля состояния ОТ на предприятии:

  • общественный;
  • государственный;
  • производственный;
  • трехступенчатый.

Для чего контролируется состояние ОТ?



Задачей любой тематической проверки является предотвращение наступления несчастного случая на производстве, травматизма и позднего диагностирования профессиональных заболеваний.

Поэтому методика своевременного проведения аудита осуществляется на 3-х уровнях:

  1. на первом этапе объектом контроля выступает участок подразделения, смена или бригада (ежедневная проверка);
  2. на втором этапе надзору подлежит структурное подразделение (по графику);
  3. на третьем этапе проверку проходит организация в целом (1 раз в квартал).

По выявленным нарушения на первой степени контроля разрабатывается план мероприятий по их устранению с конкретными сроками и списком ответственных за исполнение лиц.

Итоги фиксируются в специальном журнале, который хранится у руководителя.

Для проведения второй ступени контроля потребуется создать комиссию, в состав которой войдут: инспектор по ОТ, профсоюзный представитель, специалист подразделения и служб организации.

Итоги проверки также подлежат фиксации в журнале 2-й степени контроля. Если на лицо имеются грубые нарушения правил и норм ОТ, влекущие за собой причинение ущерба здоровью работающих, в такой ситуации работы на предприятии прекращаются по решению комиссии до устранения всех недочётов.

В контроле 3-ей степени участие принимает руководитель предприятия, начальник службы ОТ, руководители надзорных служб, профорг. Данная комиссия может быть разделена на подкомиссии во главе ведущих специалистов.

Проверка завершается подведением итогов, обсуждением планов по устранению нарушений, назначением ответственных исполнителей и установлением нормативных сроков.

Результаты аудита оформляются актом.

По окончании процедуры, чтобы обязать работников устранить выявленные недочёты, чаще всего издаётся распорядительный документ, по форме установленной делопроизводством.

Органы надзора за соблюдением требований ОТ на предприятиях РФ



Согласно статье 462 Трудового кодекса, надзор за соблюдением требований законодательства об охране труда проводит ведомственные государственные организации, действующие в рамках Российского законодательства.

Кто осуществляет контроль за соблюдением требований безопасности труда на предприятии, указано в таблице ниже:

При осуществлении государственного надзора и контроля ведомства взаимодействуют между собой, а также структурами, осуществляющими общественный контроль.

Вопросы и ответы

Источники

Использованные источники информации.

  • https://naimtruda.com/ohrana/kontrol-za-deyatelnostyu-sluzhby-ohrany-truda-osushhestvlyaet.html
  • https://naimtruda.com/ohrana/nadzor-i-kontrol-za-soblyudeniem-trebovanij-ohrany-truda.html
  • https://expert123.ru/gosudarstvennyj-kontrol-v-oblasti-bezopasnosti-i-ohrany-truda/
  • https://primtrud.ru/content/kto-i-kak-proveryaet-normyi-ohranyi-truda-v-organizatsii.html
  • https://beltrud.ru/organi-nadzora-i-kontrolya-za-ohranoy-truda/
  • https://azbukaprav.com/ohrana-truda/kontrol/nadzor-za-ot.html
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий