Повышение пенсионного возраста железнодорожникам не предусмотрено новым законом № 350-ФЗ. Льгота действует при соблюдении всех условий. Проведенная реформа не затронула критериев отправки железнодорожников на льготную пенсию. Показатели остались неизменны, все так же варьируются в зависимости от пола (ст.30 закона N 400-ФЗ)
Содержание
- Льготные профессии
- Досрочная трудовая пенсия железнодорожникам
- Сохранится ли досрочная пенсия для железнодорожников
- Корпоративная пенсия для железнодорожников через НПФ «Благосостояние»
- Увеличение пенсионного возраста с 1 января 2019 года
- Социальные льготы для работников РЖД
- Досрочная железнодорожная пенсия
- Основные условия для установления досрочной трудовой пенсии
- Условия назначения
- Досрочная пенсия для железнодорожников
- Формирование размера пенсии для сотрудников железной дороги
- Вопросы и ответы
Льготные профессии
Закон предоставляет льготы не всем пенсионерам-железнодорожникам. Статья 30 закона N 400-ФЗ, определяя право на «молодую» пенсию, в пятом подпункте пункта 1 отсылает к реестру профессий, утвержденному Правительственным Постановлением от 24 апреля 1992 г. N 272.
В нем упомянуты:
- бригадиры, дежурные, мастера и монтеры, работающие в обстановке интенсивного ж/д движения;
- работники станций с большим объемом и площадью (дежурные и диспетчера);
- диспетчеры и кондукторы;
- механики и регулировщики скорости;
- электромонтеры и электромеханики.
Данный список применим ко всем областям ж/д движения. Выплаты не зависят от сферы принадлежности предприятия, обслуживающего железнодорожные ветки. Железнодорожники частного сектора и государственного равны между собой при назначении пенсии. Главное – подтверждение условий ОСС и спецстажа, достижение исходного пенсионного возраста (55 и 50 лет).
Работникам, что не заняты непосредственно в локомотивных командах, не перевозят груз и не обеспечивают безопасности, льготный уход на отдых доступен со ссылкой на все ту же статью 30 закона N 400-ФЗ. Ее первый пункт (подпункты 1 и 2) отсылает еще к двум спискам профессий, принятым 26 января 1991 г. Постановлением СМ СССР N 10.
Список № 1 содержит специальности, работа по которым производится во вредных условиях. По нему «молодая» пенсия предлагается рабочим метрополитена и ж/д транспорта:
- бандажникам;
- заливщикам сплавов, в составе которых есть свинец и олово;
- пробивальщикам-продувальщикам каналов (труб);
- слесарям-ремонтникам, занимающимся подвижными составами, цистернами и их клапанами (при условии, что цистерны используются для этиловой жидкости).
Список № 2 привязан к сложным условиям работы (из-за чего она считается тяжелой) и более обширен. Здесь есть не только рабочие, но и специалисты, руководители. Смягчение пенсионных условий получают:
- аппаратчики и котельщики;
- кочегары и промывальщики;
- мастера промывочных станций (поездов, пунктов).
Регулярные ночные смены в метрополитене позволят стать пенсионерами раньше срока:
- бригадирам и дренажникам;
- водителям дрезин и машинистам;
- монтажникам, монтерам и наладчикам;
- операторам и тоннельным рабочим;
- слесарям и столярам;
- электромонтажникам и электромонтерам;
- инженерам и мастерам;
- инспекторам и техникам;
- электромеханикам.
Сотрудникам метрополитена льготный выход на отдых по списку № 2 доступен именно при ночных работах.
Досрочная трудовая пенсия железнодорожникам
В ОАО РДЖ работает разветвленная система сотрудников. Многим из них доступен более ранний (по сравнению с остальными) уход на пенсию в связи со спецификой работы. Обеспечение безопасного режима перевозок и движения на железной дороге, поддержание локомотивов в исправном состоянии – сложная и ответственная работа. Она сопряжена с круглосуточной деятельностью: как днем, так и ночью. Поэтому такие лица получают от государства социальную привилегию – досрочную пенсию по старости.
Специфика пенсионного обеспечения железнодорожников:
- предпенсионный возраст уменьшен на 5 лет;
- выплата производится до конца жизни.
Не все сотрудники железнодорожной сферы — льготники. Ранняя пенсия РЖД доступна тем, кто попадает под нормы статьи 30 закона N 400-ФЗ.
Сохранится ли досрочная пенсия для железнодорожников
Закон о повышении пенсионного возраста предусматривает, что работники профессий, проходящих по списку 1 и 2, сохраняют право выхода на досрочную пенсию.
Как и ранее, они могут подавать документы для назначения обеспечения в возрасте 55 (мужчины) и 50 (женщины) лет. Данное положение касается и таких профессий железнодорожников как:- бандажники;
- пробивальщики-продувальщики труб;
- слесари по ремонту подвижного состава, занятые ремонтом, заправкой и сменой клапанов цистерн, а также ремонтом цистерн из-под этиловой жидкости;;
- аппаратчики приготовления химических растворов;
- заливщики свинцово-оловянистых сплавов;
- бригадиры (освобожденные) предприятий железнодорожного транспорта, занятые на промывочно-пропарочных станциях (поездах, пунктах);
- котельщики, занятые теплой промывкой котлов паровозов;
- кочегары паровозов в депо;
- приемосдатчики груза и багажа, занятые в пунктах налива и слива сернистой нефти и едких веществ;
- промывальщики котлов паровозов;
- мастера промывочно-пропарочных станций (поездов, пунктов).
Обратите внимание, что помимо вышеперечисленных рабочих и руководящих специальностей право получать досрочную пенсию имеют и другие железнодорожники, но для них могут быть определенные ограничения. Это:
- машинист и его помощник, осуществляющие управление локомотивом, тепловозом или электровозом;
- сотрудники, обеспечивающие безопасность движения;
- железнодорожники, занятые непосредственно на перевозке грузов или пассажиров;
- работники вагонных депо, локомотивных бригад;
- дежурный по сортировочным горкам (при работе на внеклассных и 1 класса станциях);
- электромонтеры контактной сети при работе на магистральной железной дороге;
- диспетчер маневровый (при работе на внеклассных и 1 класса станциях);
- монтеры ж/д пути (если трудятся на участках с интенсивным движением).
- Какие года попадают на повышение пенсионного возраста в России - полный список
- Расчет выхода на пенсию с 2019 года для мужчин и женщин - график изменений
- Кого не коснется повышение пенсионного возраста в России - новости
В каждом конкретном случае стаж засчитывается при документальном подтверждении трудоустройства по льготным спискам:
- платежные ведомости;
- приказы;
- уточняющие справки, выдаваемые администрацией предприятия.
В стаж, дающий право досрочно стать пенсионером, включена только занятость в течение полного рабочего года. Не засчитываются периоды и время, затраченное на курсы повышения квалификации, простои, прогулы, отпуск за свой счет.
Корпоративная пенсия для железнодорожников через НПФ «Благосостояние»
Негосударственное обеспечение железнодорожников осуществляется в рамках корпоративной системы обеспечения сотрудников. НПФ «Благосостояние» выступает гарантом для всех работников РЖД, принимающих участие в программе формирования пенсии.
Сегодня уже более 600 тысяч железнодорожников принимают участие в этой корпоративной системе, а почти 300 тысяч – получают пенсию из резерва фонда. Корпоративная пенсия РЖД в прошлом году имела средний размер на уровне 6 тысяч рублей.
Корпоративная пенсия для железнодорожников формируется как двойное отчисление средств от работника ОАО РЖД и работодателя. Часть средств в накопительную часть пенсии удерживается из зарплат, остальное «докладывает» ОАО РЖД. Сотрудники имеют возможность выбрать оптимальную для себя схему накопления части пенсии:
- Страховая схема предлагает осуществлять работникам наиболее низкие взносы. К недостатку можно отнести факт, что такая часть негосударственной выплаты не может переходить по наследству.
- Сберегательно-страховая. Пенсия для железнодорожников может наследоваться, однако не ранее и не позднее установленной даты.
- Страхово-сберегательная. Наследовать средства можно сразу же после назначения негосударственной выплаты, но не до нее.
- Сберегательная. Наследовать средства можно в любой момент.
- Схема 6 предусматривает наследование денег только ближайшим родственником (или несколькими) даже до назначения выплаты.
Накопительная часть пенсии может быть получена после выхода работника РЖД на пенсию после достижения установленного возраста. Важен и размер стажа, в период которого активно осуществлялись взносы, — не менее 5 полных лет. Права на накопленную часть при выборе другого НПФ сохраняются за сотрудником в случае, если новый гарант является партнером РЖД.
Увеличение пенсионного возраста с 1 января 2019 года
Федеральный закон № 350-ФЗ вступает в силу 1 января 2019 года. Согласно ему в России стартует пенсионная реформа. Коснется она всех без исключения граждан. Среди значимых изменений числятся такие:
- Пенсионный возраст мужчин и женщин будет поэтапно увеличиваться. Первые два года шаг составит 6 месяцев, затем – 12. Начиная с 2028 года мужчины на общих основаниях смогут претендовать на начисление пенсии в 65, а женщины – в 60 лет.
- Индексация выплат будет производится раз в год. Для страховых пенсий будет учитываться не уровень инфляции, а обозначенное Правительством значение. Это позволит обеспечить опережающий рост пенсионного пособия.
- Для ряда льготников сохранятся прежние условия выхода на заслуженный отдых. Повышение предельного возраста для них не предусмотрено.
Социальные льготы для работников РЖД
Досрочная пенсия предложена железнодорожникам в качестве льготы за работу в нестандартных, физически сложных и опасных условиях. Из этого исходит государственное страхование. Корпоративная же система позволяет достичь двух целей:
- покрыть затраты такого ресурса, как здоровье;
- запастись деньгами для нормальной «пенсионной» жизни.
Досрочная железнодорожная пенсия
Работники ОАО РЖД, как и все прочие, по достижении определенного возраста получают право на выход на пенсию. Досрочно по старости получить такое право могут работники при соблюдении основных требований:
- Возрастная планка – 50 (женщины), 55 (мужчины) лет. Это минимальный возраст, когда сотрудник РЖД может претендовать на оформление выплаты.
- Мужчины/женщины в РЖД для досрочного ухода на пенсию должны иметь определенное количество лет стажа работником в локомотивной бригаде, в сфере безопасности движения на железной дороге и прочее.
При оформлении выплаты профессия заявителя должна находиться в Перечне профессий, которые дают ему право на досрочный уход на отдых. Перечень достаточно велик:
- дежурные ж/д станций;
- кондукторы;
- диспетчеры;
- бригадиры ремонтных бригад;
- кочегары;
- мастера;
- машинисты и их помощники;
- осмотрщики;
- механики;
- слесари;
- составители и прочие.
Список профессий в сфере железнодорожного транспорта, которые предполагают досрочный выход на отдых, был впервые опубликован в 1956 году и с тех пор не претерпел практически никаких изменений. Кроме соответствия профессии важно и наличие стажа. Так, для женщин установлен его размер 10 лет, для мужчин-железнодорожников – 12 с половиной лет. Общий же стаж также важен – минимально необходимый размер его составляет 25 и 20 лет соответственно.
Досрочный выход на отдых возможен и при недостаточном количестве лет спецстажа. Условие таково: получить льготную пенсию могут те работники, которые до начала 1992 года отработали в сфере РЖД минимум 6 лет и 3 месяца либо 5 лет. Однако в этом случае уменьшение пенсионного возраста составит не 5 лет как в общем случае, а 2,5 и 2 года соответственно.
Основные условия для установления досрочной трудовой пенсии
Пенсия железнодорожникам назначается раньше обычного срока при условии:
- выполнения на постоянной основе работ в составе локомотивной бригады или работ по безопасной перевозке грузов и пассажиров в метрополитене и ж/д транспорте;
- достижения минимального возрастного «порога»;
- накопления общего стажа (ОСС), сопровождавшегося оплатой взносов в ПФ РФ;
- наличия особого стажа (спецстаж) в рамках указанных работ.
Проведенная реформа не затронула критериев отправки железнодорожников на льготную пенсию. Показатели остались неизменны, все так же варьируются в зависимости от пола (ст.30 закона N 400-ФЗ):
Дополнительное условие – индивидуальный коэффициент (пенсионный) не должен быть ниже 30-ти.
Для сравнения: с 2019 года заслуженный отдых доступен мужчинам с 65 и женщинам с 60 лет при условии, что есть 15 лет ОСС, ИПК – 30 (ст. 8 закона N 400-ФЗ).
Условия назначения
Повышение пенсионного возраста железнодорожникам возможно только в случае несоблюдения следующих критериев:
- Достижение предельного возраста. В зависимости от списка вредностей он отличается от общеустановленного значения на 5 или 10 лет.
- Наличие общего трудового стажа. Для получения пенсионного обеспечения необходимо быть трудоустроенным на протяжении определенного количества лет. Не обязательно все это время работать железнодорожником.
- Наличие спецстажа. Сюда относится непосредственная занятость в должностях по списку 1 или 2 в течение строго оговоренного времени (минимальное значение).
Конкретные данные вышеперечисленных условий даны в сводной таблице:
Досрочная пенсия для железнодорожников
Работники ОАО РЖД, как и все прочие, по достижении определенного возраста получают право на выход на пенсию. Досрочно, пенсия для железнодорожников по старости назначается при соблюдении следующих требований:
- Возрастная планка – 50 (женщины), 55 (мужчины) лет. Это минимальный возраст, когда сотрудник РЖД может претендовать на оформление выплаты.
- Мужчины/женщины в РЖД для досрочного ухода на пенсию должны иметь определенное количество лет стажа работником в локомотивной бригаде, в сфере безопасности движения на железной дороге и прочее.
При оформлении выплаты профессия заявителя должна находиться в Перечне профессий, которые дают ему право на досрочный уход на отдых. Перечень достаточно велик:
- дежурные ж/д станций;
- кондукторы;
- диспетчеры;
- бригадиры ремонтных бригад;
- кочегары;
- мастера;
- машинисты и их помощники;
- осмотрщики;
- механики;
- слесари;
- составители и прочие.
Список профессий в сфере железнодорожного транспорта, которые предполагают досрочный выход на отдых, был впервые опубликован в 1956 году и с тех пор не претерпел практически никаких изменений. Кроме соответствия профессии важно и наличие стажа. Так, для женщин установлен его размер 10 лет, для мужчин-железнодорожников – 12 с половиной лет. Общий же стаж также важен – минимально необходимый размер его составляет 25 и 20 лет соответственно.
Досрочный выход на отдых возможен и при недостаточном количестве лет спецстажа. Пенсия для железнодорожников предусмотрена для тех работников, которые до начала 1992 года отработали в сфере РЖД минимум 6 лет и 3 месяца либо 5 лет. Однако в этом случае уменьшение пенсионного возраста составит не 5 лет как в общем случае, а 2,5 и 2 года соответственно. Более подробно можно посмотреть в пояснениях ПФ.
Формирование размера пенсии для сотрудников железной дороги
В России пенсия железнодорожникам может иметь как государственный, так и корпоративный характер. Сотрудник ж/д может выбрать схему своего страхования по возрасту:
- выплачивать взносы в ПФ РФ (как и работники остальных профессий – 22%);
- вносить страховые суммы в негосударственный ПФ.
Корпоративная страховая система позволяет сформировать резерв НПФ, из которого и производятся выплаты. Отчисления в такой фонд осуществляются по двойной схеме. Накопительная часть пенсии пополняется путем удержаний из зарплаты железнодорожника. Остальную часть выплат компенсирует ОАО РЖД.
Размер негосударственной пенсии зависит от:
- получаемой зарплаты;
- стажа участия в НПФ;
- выбранной схемы накопления.
Становясь участником НПФ, работник ж/д выбирает из нескольких вариантов:
- чисто страховой (низкие взносы, нет возможности передать по наследству);
- сберегательно-страховой (с установленного в соглашении момента средства могут быть переданы по наследству);
- страхово-сберегательный (наследование доступно с момента одобрения пенсии);
- сберегательный (после смерти железнодорожника передается его наследникам).
Выход на пенсию РЖД инициирует право на получение накопленных взносов из резервного фонда НПФ.
Вопросы и ответы
Источники
Использованные источники информации.
- https://zavtrapensiya.ru/pensioneram/otdelnym-kategoriyam-grazhdan/pensiya-zheleznodorozhnikov
- https://sovets24.ru/2248-povyshenie-pensionnogo-vozrasta-zheleznodorozhnikam.html
- https://severpens.ru/lgotnaya-pensiya-dlya-zheleznodorozhnikov/
- https://creditnyi.ru/oformlenie-pensii/pensya-rzhd-477/