Как страховая считает ущерб

 

Водители часто жалуются на то, что страховые компании занижают ущерб и платят меньше положенного. Важно знать, как рассчитать ущерб при ДТП самостоятельно. В статье рассказывается, как не быть обманутым и самостоятельно сделать расчет выплат по ОСАГО при ДТП в онлайн-калькуляторе на сайте РСА. Узнаете, от чего зависит сумма компенсации и как производят вычисление стоимости ущерба страховые компании?

Как делают расчет стоимости ущерба в страховой компании?

Как делают расчет стоимости ущерба в страховой компании?

Если было ДТП, стоимость ущерба и восстановительных работ считают на основании информации, собранной при первичном осмотре повреждённой машины, а при необходимости – при дополнительном осмотре, и зафиксированной в специальном акте.

Для определения стоимости ремонта страховщик складывает следующие составляющие:

  1. издержки на осуществление ремонтных работ;
  2. расход на материалы;
  3. стоимость заменяемых запчастей.

В свою очередь, затраты на запчасти определяются компанией-страховщиком как сумма расходов на каждую единицу запчасти, рассчитываемую путём умножения:

  • количества таких деталей;
  • их цены;
  • понижающего коэффициента, учитывающего износ старой детали.
Справка! Износ деталей необходим для определения понижающего коэффициента, на который уменьшается цена запчастей. Например, если износ составляет 30%, то будет применяться коэффициент 0,7, рассчитанный как разность между единицей и процентом износа, делённым на 100%. Подробнее о расчете износа для ОСАГО можно узнать тут.

Износ комплектующих исчисляется, исходя из сведений о:

  1. срока эксплуатации;
  2. пробега машины;
  3. коэффициентах влияния данных параметров на износ, значения которых установлены Положением Банка России от 19 сентября 2014 года № 432-П.

В случае полной гибели автомобиля страховщик обязуется выплатить деньги на приобретение нового. Размер выплаты в данном случае определяется как разность между:

  • стоимостью машины в день аварии;
  • стоимостью годных остатков.

Под годными остатками понимаются те детали и части машины, которые можно демонтировать и реализовать.

При этом цена годных остатков рассчитывается как произведение:

  • цены ТС в состоянии до аварии;
  • доли стоимости целых деталей в полной стоимости ТС;
  • коэффициента расходов на продажу запчастей (0,7 – для легковушек, 0,6 – для грузовых);
  • коэффициента срока эксплуатации ТС;
  • коэффициент степени повреждений.

Вышеперечисленные коэффициенты также определяются на основании Положения Центробанка.

Больше нюансов о единой методике расчета ущерба по ОСАГО можно узнать в этом материале.

В дополнение к тексту подзаголовка, смотрим видео о том, как происходит расчет убытков о оценка ущерба по ОСАГО после ДТП:

Возмещение по страховке после дорожного происшествия

Рассчитывать на страховое возмещение по полису ОСАГО может участник дорожного движения, который попал в аварию не по своей вине. Возмещает нанесённый вред пострадавшему не сам виновник ДТП, а его страховая компания, с которой он заключил договор ОСАГО. При этом у потерпевшего есть возможность обратиться за прямым возмещением убытков к своему страховщику, который, в свою очередь, имеет право запросить возмещение у страховщика виновника.

Важно! Владелец полиса ОСАГО не получает каких-либо выплат по данной страховке, независимо от того, на ком лежит вина. Если он выступает в качестве пострадавшей стороны, то выплаты в его пользу должен перечислить страховщик виновника.

Напротив, в случае если он виновен, то его страховая компания направляет страховое возмещение потерпевшему.

Выплаты, осуществляемые в пользу потерпевшего водителя или пешехода, направлены на покрытие ущерба, возникшего от действий виновника. В частности, такие отчисления направлены на:

  1. ремонт автомобиля с целью приведения его в состояние, которое было до аварии;
  2. покупку новой машины, если ремонт не возможен;
  3. лечение, если нанесён урон здоровью;
  4. покупку медикаментов;
  5. возмещение расходов за услуги эвакуатора и транспортировку пострадавших в больницу;
  6. покрытие ущерба, связанного с потерей трудоспособности;
  7. возмещение средств на погребение погибшего в ДТП человека.

Несмотря на величину реального ущерба, на основании статьи 7 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», максимальный размер выплаты составит:

  • 500 тысяч рублей, если нанесён вред здоровью или жизни человека;
  • 400 тысяч рублей, если пострадало имущество (автомобиль).

От чего зависит итоговая сумма компенсации по ОСАГО 

От чего зависит итоговая сумма компенсации по ОСАГО 

При расчете суммы выплат ущерба страховщиками принимаются во внимание следующие моменты: 

  • Степень износа деталей. Дело в том, что на момент аварии некоторые детали уже прослужили вполне приличный срок. Когда будет осуществляться восстановление машины после аварии, будет обязательно учитываться степень износа деталей;
  • Проведение независимой экспертизы. Для того чтобы оценить ущерб от аварии проводиться экспертиза автомобиля. Но не всегда сумма компенсации, рассчитанная на основании данной экспертизы, устраивает потерпевшего. Поэтому он, предварительно сделав ксерокопию заключения экспертов, инициирует проведение независимой экспертизы. После этого проводятся расчеты уже на основании выводов независимых экспертов. 

Выделяется несколько важных факторов, которые при расчете суммы компенсации оказывают влияние на ее размер: 

  • номер детали, материал, из которого она изготовлена;
  • дата аварии;
  • в каком экономическом регионе произошло ДТП;
  • повреждения и причина их возникновения;
  • марка автомобиля, который пострадал в аварии.

Когда страховщики проводят необходимые расчеты, они обязаны опираться на унифицированный справочник РСА. Некоторые неточности могут возникнуть в расчетах только при изменении названия детали и материала, из которого она изготовлена.

Как обратиться в страховую компанию после ДТП по ОСАГО?

О порядке возмещения ущерба по ОСАГО при ДТП, читайте тут.

Как возмещается ущерб с виновника ДТП по ОСАГО, читайте по ссылке: 

Дата аварии остается неизменной во всей документации, относящейся к данному происшествию.

Результатом работы оценщиков являются два документа: акт оценки ТС и калькуляция. В последнем документе содержится рыночная оценка стоимости ущерба.

Сведения, заключенные в обоих документах, имеют тесную связь, так, как информация, имеющаяся в акте осмотра, учитывается при проведении калькуляции.

В частности, в акте осмотра указываются следующие данные:

  • модель ТС, дата выпуска, гос. номер;
  • информация о владельце;
  • сведения о наличии повреждений, полученных в результате аварии;
  • какие восстановительные работы потребуются.

Оценщики часто не указывают в акте данные о скрытых повреждениях. В большинстве случаев указываются только видимые повреждения. 

Когда составляют калькуляцию, принимают во внимание данные, которые содержаться в акте осмотра ТС. Данный документ содержит сведения о: 

  • том, какой вид ремонта требуется выполнить;
  • сроках выполнения восстановительных работ (нормо-часы);
  • степени износа деталей;
  • заключение о сумме компенсации.
Фото 1

Акт осмотра транспортного средства после ДТП


После аварии необходимо составить акт осмотра транспортного средства (обычно этот документ составляется экспертами при участии людей, которые попали в аварию).

Акт осмотра ТС должен включать в себя следующую информацию:

  • Причина проведения осмотра транспортного средства (в нашем случае это будет ДТП).
  • Точная дата начала и окончания осмотра ТС.
  • Точный адрес. Если авария произошла возле какого-либо дома — название улицы и номер дома, если авария произошла на перекрестке — названия улиц, если авария произошла вдали от каких-либо населенных пунктов — название трассы, номер километра и направление движения.
  • Полная информация о собственнике, а также информация о человеке, который находился за рулем во время аварии (ведь в общем случае за рулем может находиться не владелец авто, а какой-либо другой человек, например, друг владельца автомобиля).
  • Информация о транспортном средстве — комплектация, начало эксплуатации, пробег и так далее.
  • Информация о повреждениях, которые возникли до ДТП. Следует указать не только все старые повреждения, но и указать вид повреждений, их расположение и так далее. Если был произведен ремонт или менялись запчасти — этот факт также необходимо отразить в акте.
  • Информация о повреждениях, которые возникли вследствие ДТП. Следует указать не только все имеющиеся повреждения, но и указать вид повреждений, их расположение и так далее.
  • Если для проведения дополнительной экспертизы бралась какая-либо деталь на анализ, этот факт необходимо отразить в акте.
  • Также следует указать в акте текущее состояние автомобиля. Если автомобиль был эвакуирован — следует отразить в акте информацию о том, куда и как было эвакуировано транспортное средство.

Как проверить точность расчетов по страховке

Учитывая, что в этом году будет введен закон, делающий ремонт приоритетным видом компенсации, водители захотят проверить честность своей страховой компании. Вы можете использовать базу РСА для расчета суммы возмещения по страховке. Она содержит информацию по стоимости деталей в регионе, нормочасам и другим параметрам, используемым при расчете страховщиками.

Следует отметить, что особую тщательность при проверке результатов экспертизы стоит уделять при ДТП, начиная с 2019 года. Практически полное исчезновение натурального возмещения ущерба по ОСАГО сделает невозможным ремонт без дополнительных затрат, если в процессе обнаружатся скрытые повреждения.

Как посчитать ущерб по ОСАГО


Давайте попробуем самостоятельно подсчитать размер ущерба:

  • Пусть у нас имеется автомобиль CHERY TIGGO (T11). Предположим, что машина была выпущена в 2012 году. Ее пробег составил 70 тысяч километров.
  • В марте 2019 года произошла авария.
  • Давайте подсчитаем сперва степень износа. Для этого можно воспользоваться специальной сложной формулой; также можно воспользоваться специальным онлайн-калькулятором. Вне зависимости от метода расчета мы получим степень износа, которая составляет 0,35 (или 35%).
  • Напомним, что размер компенсации считается по следующей формуле: размер компенсации (РК) = стоимость материалов (СМ) + стоимость ремонта (СР) + стоимость деталей (СД).
  • Рассчитаем сперва параметр СД (стоимость деталей). Пусть нам следует купить бампер, правую фару и крепление для правой фары. Для этого зайдем на несколько сайтов и узнаем, сколько будет стоить одни и те же детали на разных сайтов (мы посетим 3 сайта). После этого следует расчитать среднее арифметическое (это и будет среднерыночная стоимость). Пусть бампер будет стоить на разных сайтах , и рублей — тогда среднее арифметическое будет рублей. По такой же самой схеме рассчитаем стоимость фары и крепления для фары — пусть их среднерыночая цена будет составлять 3000 рублей и 800 рублей соответственно. Теперь сложим эти три цифры — получим рублей. Теперь рассчитаем стоимость деталей с учетом износа: (1 — 0,35) * = рублей.
  • Рассчитаем теперь параметр СР (стоимость ремонта). Пусть нам нужно лишь отремонтировать колесную арку и провести колесную балансировку. Пусть среднерыночная цена нормо-часа в 1 и 2 случае составляет по рублей. Теперь откроем приложение №3 — там указано, что норматив составляет 3,0 и 0,1 в первом и втором случае соответстенно. Рассчитаем СР: СР = 3,0 * + 0,1 * = рублей.
  • Теперь рассчитаем параметр СМ (стоимость материалов). Пусть нам следует покрасить новый бампер и крепление для бампера. Предположим, что среднерыночная цена нормо-часа составляет и 500 рублей соответственно. Откроем приложение — там указано, что норматив составляет 1,0 и 0,4 соответственно. Рассчитаем СМ: СМ = 1,0 * + 0,4 * 500 = + 200 = рублей.
  • Теперь у нас есть все данные. Рассчитаем теперь размер страховой выплаты: РК = СМ + СР + СД = + + = рублей.

От чего зависит размер компенсации?

Размер ущерба зависит от следующих критериев:

  1. Коэффициент износа. Этот показатель не учитывается только при восстановлении элементов безопасности, при неисправностях которых эксплуатировать авто запрещено. Речь идет о тормозной и рулевой системах, элементах оптики, подушках и ремнях безопасности. Индивидуальные коэффициенты применяются к тем деталям или элементам, которые изношены сильнее, нежели должны в соответствии с возрастом.
  2. Возраст ТС. Рассчитывается начиная с года эксплуатации. Например, машина была произведена в 2009, а продана только в 2011 году. Именно с 2011 года будет рассчитан возраст авто.
  3. Пробег ТС. Определяется по электронному счетчику пробега.

Страну-производителя в формулу не включили в связи со сложностями определения места, где именно авто было собрано. Это связано с тем, что у крупных производителей в каждой стране есть достаточно много представительств, занимающихся сборкой ТС.

Цены на запчасти внесены в единый справочник. Актуальность данных в нем обновляется 1 раз в полугодии. К сожалению, некоторых деталей в этом справочнике нет. Их стоимость в подобных ситуациях оценивается вручную. По этой причине в дальнейшем и могут возникать споры между страховщиком и страхователем.

Процедура вроде бы правильная, но не нужно терять бдительность, так как независимая экспертиза не всегда оказывается таковой на деле. Поскольку очень часто оценка авто после ДТП осуществляется фирмой, сотрудничающей со страховщиком. Такие организации, в первую очередь, руководствуются интересами фирмы-партнера, а не пострадавшей стороны. А как известно, страховщики идут на все, чтобы минимизировать свои расходы.

Варьировать оценкой ущерба по ОСАГО можно благодаря такому субъективному понятию, как износ деталей, подлежащих замене. Многие эксперты просто завышают этот показатель. И в результате, денег для полноценного ремонта авто не хватает. Как показывает практика, эксперты, сотрудничающие со страховой компанией, занижают реальную стоимость ущерба в 1,5-2 раза.

Ранее у автовладельцев была возможность обращаться к услугам независимых экспертных организаций – чем они и пользовались довольно часто. Однако на данный момент такая возможность утратила свою актуальность. То есть проводить независимую экспертизу можно, но ее результаты во внимание судом не принимаются (пункты 11 и 13 статья 12 «Закона Об ОСАГО»).

Фото 2

Как рассчитать сумму ущерба по ОСАГО

Восстановление автомобиля после аварии, при наличии страхового полиса, ложится на плечи страховой компании. Кроме непосредственного ремонта, происходит замена вышедших из строя деталей.

Процесс выплат компенсации потерпевшим в ДТП находится на контроле государства. 

Страховщики обязаны полностью обеспечить оплату запчастей и ремонтных работ (Закон № 40-ФЗ).

Хотя, если внимательно ознакомиться с правилами ОСАГО, можно заметить, что там существует некая специфика в выплате ущерба. При расчете суммы компенсации учитывается износ деталей. Это положение идет в разрез с требованиями законодательных документов нашего государства.

Большинство страховых компаний не имеют такой цели, как полная оплата ремонта автомобиля, пострадавшего в аварии, именно поэтому новые детали не оплачиваются.

Давайте на примере рассмотрим процедуру подсчета суммы компенсации.

Предположим, что вы попали в ДТП, в результате чего пострадала машина. Прежде всего, известите вашу страховую компанию о наступлении страхового случая. Не откладывая дело в долгий ящик, представьте страховщикам необходимые документы. Сделать это необходимо в течение 15 дней с момента аварии.

Представитель страховой компании обязан принять ваше заявление и бумаги, организовать проведение осмотра ТС (в течение 5 дней). Так как по закону вы должны присутствовать на экспертизе, вам должны сообщить время и место ее проведения. 

Во время осмотра машины эксперты обращают внимание на: 

  • характер повреждений авто, полученных во время ДТП;
  • из-за чего появились данные повреждения;
  • какие ремонтные работы необходимы для восстановления авто.

Размер компенсации будет определен по результатам данного осмотра.

По итогам экспертизы составляется необходимая документация:

  • акт осмотра состояния автомобиля;
  • расчеты и определение рыночной стоимости вреда, полученного ТС в аварии.

В акте, составляемом экспертами, содержится следующая информация:

  • модель автомобиля;
  • год выпуска;
  • номера авто и другая информация;
  • сведения о владельце ТС;
  • какие повреждения получил автомобиль в результате аварии;
  • что нужно сделать для полного восстановления транспортного средства.

Кроме этого, специалисты, проводившие экспертизу, уточняют информацию о поврежденных деталях, которые пришли в негодность еще до аварии.

При осмотре машины учитываются внешние повреждения. В большинстве случаев скрытые повреждения остаются без внимания.

На основании данных экспертизы проводятся расчеты суммы компенсации. В данном случае оговариваются следующие моменты:

  • какой именно ремонт необходим: замена деталей, установка новых запчастей, реставрация лакокрасочного покрытия, прочее;
  • сколько времени нужно для восстановительных работ;
  • конечная стоимость услуг;
  • расчеты, касающиеся степени износа запчастей.

Стоит отметить, что обычно расчеты проводятся в пользу страховой компании, редко кто хочет компенсировать полную стоимость ремонта. Поэтому размер компенсации часто занижается.

В том случае, когда во время ДТП никто из водителей и пассажиров не пострадал, и при этом автовладельцы имеют страховой полис ОСАГО, особых проблем с получением компенсации не будет.

Хотя размер компенсации не может превышать в таком случае 50 тысяч рублей.

Если вы являетесь виновником аварии, а сумма выплат потерпевшему от страховщика не покрывает все его расходы, вам придется доплатить недостающую сумму из своего кармана.

Изменения расчета возмещения в 2019 году

В января 2019 года были введены существенные изменения в правила обязательного страхования автогражданской ответственности.

Теперь приоритет над страховой выплатой имеет восстановительный ремонт. Денежную компенсацию пострадавший в аврии может получить в случае:

  • поврежденный автомобиль не подлежит восстановлению;стоимость ремонта значительно превышает лимит страховой выплаты;в результате дорожного происшествия вред причинен не только автомобилю (жизни, здоровью или иному имуществу);
  • по каким-либо причинам заранее невозможно установить сроки проведения восстановительного ремонта;
  • ремонт нельзя произвести в ремонтной организации, выбранной страховой компанией и страховщиком.

Лимиты компенсации за ущерб

Возмещение ущерба ограничено максимальными суммами выплат. На сегодняшний день установлены следующие значения:

  • 400 000 рублей – выплаты за повреждения, нанесенные непосредственно автомобилю;
  • 500 000 рублей – покрытие вреда здоровью и жизни людей, рассчитывается отдельно на каждого потерпевшего.

Дополнительно было увеличено возмещение ущерба при ДТП по ОСАГО по европротоколу. Начиная с 2014 года при оформлении аварии без вызова ГИБДД можно получить до 50 000 рублей.

Для столичного региона действует особое правило, касающееся европротокола. Размер взыскания по нему может достигать 400 000 рублей, но только в том случае, если в автомобили есть сертифицированный видеорегистратор. Устройство должно уметь записывать видео, фиксировать скорость и направление движения, координаты и автоматически передавать информацию о ДТП при столкновении.

Фото 3

От каких входных данных зависит сумма ущерба?

Сумма ущерба транспортному средству зависит от стоимости ремонта. Сумма восстановления автомобиля может быть определена двумя способами:

  1. силами страховой организации;
  2. с помощью независимого оценочного мероприятия.

Но в любом случае сумма ущерба транспортному средству будет зависеть от следующих параметров:

  • дата происшествия, повлекшего урон машине;
  • регион;
  • марка автомобиля;
  • год его выпуска;
  • пробег транспортного средства;
  • дата начала эксплуатации ТС;
  • его комплектация;
  • дефекты доаварийного характера;
  • износ деталей, взамен которых устанавливаются новые.

Каков порядок проведения экспертизы

Для того, чтобы оценить ущерб авто после ДТП и получить полную сумму компенсации от вашего страховщика, проводится процедура экспертизы транспортного средства. Как правило, страховые компании предлагают для этого свои СТО, с которыми они сотрудничают на партнерских условиях, однако, намного надежнее делать сразу оценку у независимого эксперта.

Выбирать необходимо компанию, которая есть в реестре аккредитованных независимых экспертов и ни в коем случае не полагаться на мнение фирм-однодневок, которые пишут отчеты и пропадают вместе с вашими деньгами. Поэтому, выбор оценщика – это один из наиболее важных этапов этой процедуры и относиться к нему нужно максимально ответственно.

Отчет, в котором стоимость ущерба автомобиля после ДТП, предоставленный независимым экспертом в страховую компанию, считается наиболее адекватным документом, на основании которого будет определяться сумма выплаты. Она может проводиться с учетом износа и без оного, в зависимости от того, какой у вас полис ОСАГО.

Данная процедура, позволяющая оценить повреждения автомобиля, которые произошли в результате ДТП, должна проводиться согласно действующего законодательства и нормативных актов до начала любого рода ремонтных работ.

Готовим автомобиль к осмотру

Для того, чтобы эксперту не пришлось нервничать и ждать, авто можно подготовить заблаговременно для того, чтобы оценить его ущерб.

Какие требования должны быть выполнены?

  • машина должна быть чистой, что позволяет выявить дефекты всех её частей;
  • капот и задняя дверь (крышка багажника) должны открываться, а при невозможности этот момент стоит согласовать со специалистом до проведения экспертизы;
  • в багажном отсеке должно быть пусто, если он имеет повреждения;

Каков порядок действий организатора независимой оценки авто?

Процедура происходит так:

  1. Обращаемся в организацию, которая будет проводить оценку. Специалисты должны быть зарегистрированы в союзе оценщиков и иметь аккредитацию на свои услуги.
  2. Согласуем с независимой экспертизой дату, место и время процедуры, где будет производиться оценка авто после дорожно-транспортного происшествия.
  3. В данном мероприятии, как правило, есть другие заинтересованные лица, а именно: виновник инцидента, страховой агент, работники ГИБДД. Всех их следует пригласить посредством телеграммы с уведомлением о вручении. Заказчик независимой экспертизы самостоятельно отправляет телеграмму с уведомлением, и получает на руки копии телеграмм с телеграфа с мокрой печатью. Сроки отправления телеграммы: если второй участник ДТП проживает в одном городе с вами, то телеграмма отправляется за 3 дня до мероприятия по оценке ущерба, а если иногородний – то до 6 рабочих дней.
  4. Экспертиза будет начата в любом случае, если организатор оценки авто предоставит специалистам и страховщикам копии телеграмм (подтвердит отправку приглашения).
  5. Предоставляем документы о регистрации автомобиля, документы о повреждениях, и, само собой, транспортное средство на осмотр. После чего оценивается состояние ТС согласно всем установленным нормативам, актам и формулам рассчета.
  6. После того, как оценка будет завершена, все данные будут занесены в акт. Организатор должен ознакомиться с ними и подписать, если никаких дополнительных замечаний не выявлено.
  7. Далее, оценочная фирма на основании подписанного акта может посчитать размер повреждений автомобиля, которые подлежат возмещению.
Стоит отметить, что стоимость независимой экспертизы, в том числе и отправка телеграмм должна быть также компенсирована страховой компанией виновника дорожного инцидента.

Что такое Единая методика расчета ущерба?

Единая методика расчета ущерба (ЕМРУ) — это специальный метод, с помощью которого можно рассчитать размер страховой компенсации по ОСАГО.

Фактически ЕМРУ представляет собой совокупность формул.

Единая методика расчета регулируется следующими документами:

  • Федеральный закон № 432-П. Представляет собой основной нормативный документ, в соответствии с которым рассчитывается размер денежной компенсации.
  • Федеральный закон № 433-П. Представляет собой дополнительный нормативный документ, который регулирует правила проведения независимой экспертизы, с помощью которой можно оценить размер ущерба и установить некоторые детали аварии.
  • БЦЗ. Представляет собой электронную базу данных, в которой хранится информация о стоимости тех или иных запчастей к большинству транспортных средств.

Разработкой законопроектов занимались Минтранс, Центробанк и Российский союз автостраховщиков (РСА). До введения ЕРМУ существовало более 5 рекомендуемых государственных методик, с помощью которых можно было определить размер ущерба.

Проблема заключалась в том, что эти методики плохо согласовывались друг с другом, что приводило к путанице. Еще одной проблемой было то, что разные методики давали разные результаты, а размер рекомендуемых выплат при использовании различных методик мог отличаться в 2-3 раза.

Из-за такой неразберихи многие недовольные автовладельцы подавали в суд на страховую компанию, а в 2013 году перед принятием закона количество подобных судебных исков составляло более 600 тысяч.

Принятие ЕМРУ позволило решить множество проблем:

  • Уменьшение нагрузки на судебные органы.
  • Увеличение уровня прозрачности между страховыми компаниями и автомобилистами.
  • Унификация расчетов.
  • Стабилизация экономической модели ОСАГО.
  • Повышение надежности страховых компании.

Как оценивают сумму возмещения по ОСАГО

Фото 5

Оценка размера компенсации по страховке осуществляется с помощью автотехнической экспертизы. Специалисты устанавливают все скрытые и видимые повреждения, условия и причины ДТП, анализируют дорожные условия и другие параметры. В результате формируется целостная картина аварии, подготавливаются выводы по спорным вопросам, и устанавливается сумма ущерба в ДТП.

При том, как оценивают ущерб, многие страховые компании стремятся скрыть некоторые повреждения и занизить сумму выплат. Вы можете оспорить результат осмотра специалиста от страховой компании, обратившись к независимым экспертам. Они проведут экспертизу ущерба и подготовят свои выводы о его повреждениях.

Общие положения

Если произошло ДТП, надо незамедлительно вызвать ГИБДД для составления документов. Их (а именно – справку и извещение о ДТП, а также отказ в возбуждении уголовного дела) надо представить в страховую. При получении документов компания назначает независимую экспертизу для оценки состояния транспортного средства и, соответственно, определения размера компенсации.

Эксперт должен выполнить тщательную проверку автомобиля и составить заключение для страховой. В нем указывается перечень повреждений и суммарный размер страховой выплаты. Страхователь обязан только предоставить автомобиль на проверку, а также указать банковские реквизиты, куда страховщик может перечислить компенсацию. Также деньги могут быть получены через кассу компании или путем перечисления на счет организации, занимающейся проведением ремонта ТС.

С 2014 года при установлении размера ущерба все эксперты (независимые и сотрудничающие со страховщиками) должны пользоваться Единой системой оценки. Она представляет собой формулу расчета стоимости ремонта.

Когда можно использовать единую методику расчета ущерба по ОСАГО?

Единую методику расчётов ущерба могут использовать следующие лица:

  • Страховые компании и их официальные представители, которые имеют право проводить осмотр поврежденных транспортных средств.
  • Сертифицированные экспертные организации (в том числе независимые).
  • Частные эксперты, которые прошли аттестацию и имеют лицензию.
  • Судебные эксперты, которые прошли аттестацию и имеют лицензию.

Структура методики


ЕМРУ представляет собой документ, с помощью которого можно рассчитать стоимость страховой компенсации. В ЕМРУ содержатся следующие сведения — определение основных терминов, алгоритмы расчетов, формулы для расчетов, справочные материалы, правила составления экспертных отчетов и так далее. С помощью этих сведений можно точно установить размер страховой выплаты на ремонт.

Единая методика расчета ущерба содержит информацию обо всех основных автомобилях, которые можно встретить в Российской Федерации (общее количество автомобильных марок — более 67 штук, а сам список периодически обновляется).

Также следует помнить, что ЕМРУ может использоваться только в том случае, если клиентом страховой компании является физическое лицо.

Методика имеет следующую структуру:

  • 7 основных глав, которые содержат основную информацию о расчете страховой компенсации по ОСАГО.
  • 10 приложений, которые содержат некоторую дополнительную информацию (поправочные коэффициенты, список деталей, для которых устанавливается нулевое значение износа, размер среднегодового пробега автомобилей и так далее).
  • Также существует специальная электронная база данных, которая содержит информацию о среднерыночной стоимости деталей. Называется эта база данных БЦЗ.

Выплаты по ОСАГО в 2019 году

Ущерб по ОСАГО рассчитывается страховщиком при обращении к нему пострадавшей стороны. В зависимости от ситуации, размер выплаты способен покрыть ремонтные работы полностью или только частично. При расчете выплат по ОСАГО учитываются результаты экспертизы повреждений, а также износ автомобиля и его отдельных частей.

Что снижает размер страхового возмещения за ущерб

При оценке ущерба автомобилю учитывается в первую очередь его износ. Именно он оказывает максимальное влияние на изменение стоимости ремонта. Так за новый автомобиль, проездивший меньше года, выплатят практически 100% компенсацию.

Если же машина проездила несколько лет, то страховая выплата будет значительно ниже. Чем старше автомобиль, тем больше износ. Защищает водителей тот факт, что в законе прописано максимальное значение этого параметра – 50%. Поэтому страховая компания может снизить выплату только до половины от положенной суммы.

Страховое возмещение по ОСАГО можно увеличить, если сохранять чеки и квитанции за установленные детали. Например, если машина 2007 года выпуска, а пострадавшие фары были поставлены в этом году, то по ним износ не учитывается.

Сложности расчета

До 2014 года у автолюбителей, пострадавших в ДТП было очень много проблем, связанных с возмещением ущерба. Это объяснялось тем, что страховые компании на своих экспертизах занижали стоимость повреждений, в результате чего пострадавший получал меньшую сумму выплат.

На сегодняшний день разработана единая система оценки, которой пользуются и страховые компании, и аварийные комиссары, а также независимые автоэксперты, имеющие лицензию на данные услуги для пострадавших в ДТП.

Такая инициатива, автором которой является РСА (Российский Союз Автостраховщиков), была поддержана и на законодательном уровне, после внесения изменений в ФЗ «Об ОСАГО».

Единая система оценки представляет собой формулу, по которой оценщики могут рассчитать стоимость ремонта, а также учитывать коэффициент износа автомобиля, в зависимости от возраста и пробега ТС.

А вот страну производителя автомобиля учитывать не стали, поскольку многие крупные автозаводы имеют свои представительства в разных странах, и где именно была собрана данная модель, установить порой проблематично, а иногда и вовсе невозможно.

Какие же данные и критерии износа учитываются для того, чтобы оценить ущерб при ДТП и как это считают?

  1. Возраст транспортного средства считается по количеству полных лет с даты эксплуатации авто. Так, например, автомобиль, выпущенный в 2010 году, был продан только в 2012. Именно с этого времени будет отсчитываться срок его эксплуатации.
  2. Индивидуальный коэффициент износа. Его применяют в случае, если та или иная деталь автомобиля более изношена, нежели должна быть в соответствии с его возрастными данными. Так бывает, когда авто уже было в ДТП и ремонтировалось.
  3. Коэффициент износа не учитывается при восстановлении элементов безопасности, при неисправности которой автомобиль запрещено эксплуатировать.
    К этим элементам относятся:

    • вся тормозная система;
    • система рулевого управления;
    • все элементы оптики;
    • подушки и ремни безопасности.

Для того, чтобы не было расхождений в стоимости ремонта, цены на запчасти занесены в единый справочник, там же будут расценки на работы. Цены в справочниках актуальны и обновляются раз в полгода.

К сожалению, некоторых деталей в справочнике нет, в этих случаях стоимость восстановительного ремонта будет рассчитываться вручную. Здесь не будет применяться формула, а определение стоимости будет рассчитано по средней планке на основании ценовых предложений у дилеров автомобилей.

Данный документ снимает огромное количество споров и недоразумений у клиентов страховых компаний, а также позволяет экономить хорошие суммы для пострадавших на судебные иски.

Вопросы и ответы

Источники

Использованные источники информации.

  • https://avtoguru.pro/strahovanie/osago/raschet-o/posle-dtp-onlajn.html
  • http://uropora.ru/dtp/vozmeshhenie-ushherba-ot-dtp/kak-schitayut-ushherb-pri-dtp-po-osago.html
  • https://osago-go.com/osago/raschyot-ushherba-po-osago
  • https://www.vbr.ru/strahovanie/help/osago/rasche-usherb-osago/
  • https://zakoniavto.ru/avtostrahovanie/kak-strahovaya-otsenivaet-ushherb-posle-avarii.html
  • https://detepe.ru/damage/kak-rasschitat-ushherb-pri-dtp-samostoyatelno.html
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий