Публичный сервитут: что это такое, когда устанавливается, виды, особенности, примеры, определение границ действия, установление платы. Сервитут – это ограничение в праве пользования объектом недвижимости его владельцем. Разберемся, как работает публичный сервитут на земельный участок и как он устанавливается.
Содержание
- Особенности публичной формы
- Границы зон действия публичных сервитутов
- Возможна ли продажа участка после наложения сервитута
- Что такое публичный сервитут?
- Ошибочная кадастровая запись
- Прекращение действия ограничений
- На каких основаниях может быть установлен?
- Что это такое?
- Виды общественного обременения
- Последовательность установления публичного сервитута
- Сервитут в отношении участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
- Границы зон действия публичного сервитута
- Основания (цели) установления публичного сервитута
- Что надо знать о межевании земельных участков?
- Публичный сервитут и общественные слушания
- Цели установления
- Оплата публичного сервитута
- Алгоритм установления публичного сервитута на земельный участок
- Установление публичного сервитута. Порядок. Цели
- Порядок установления ограничений
- Оспаривание нормативного акта об установлении сервитута в суде. Подведомственность спора
- Вопросы и ответы
Особенности публичной формы
Как уже отмечалось, для такого вида сервитута характерно участие в нём органов местного самоуправления, или иных органов государственной власти.
Это не единственное отличие его от частного сервитута. Если последний может быть заключён с обоюдного согласия обеих сторон, то публичный сервитут устанавливается после проведения публичных слушаний на основании государственного правового акта, либо аналогичного документа субъекта РФ, либо актом органов местного самоуправления.
Налагается такое обременение для:
- Обеспечения проезда, или прохода через земельный участок.
- Обеспечения производства необходимых работ по прокладке, ремонту или обслуживанию каких-либо коммуникационных сетей.
- Обеспечения забора воды, или водопоя сельскохозяйственных животных.
- Прогона скота на водопой, пастбище и обратно.
- Обеспечения проведения дренажных работ.
- Обеспечения проезда к сенокосным угодьям в определённые периоды времени.
- Обеспечения свободного доступа к береговой линии находящегося на участке естественного водоёма. А так же обеспечения возможности ловли там рыбы и охоты, или для сбора грибов и ягод в имеющихся на участке лесных угодьях.
Владелец имеет право потребовать от органов, установивших такое обременение, изъять или выкупить у него данный участок и возместить все понесённые убытки.
Кроме того, Земельным кодексом РФ предусмотрено предоставление собственнику участка с сервитутным публичным обременением права требовать от тех, в пользу кого было составлено такое обременение, разумной платы за пользование его участком. Такая оплата может быть истребована и с органов власти установивших сервитут.
Границы зон действия публичных сервитутов
Возникновение сервитута имеет две основные формы, определяющие правообладателя, в чью пользу устанавливается обременение:
- федеральный;
- муниципальный.
Ограничение хозяйствующего субъекта допускается только с разрешения собственника, то есть государства. Если некоторые виды работ требуют отчуждения части городских земель или массивов в населённых пунктах региона, публичные слушания проводятся на федеральном уровне, а региональные власти приглашаются для участия в них.
Получив резолюции, муниципалитеты устанавливают обременение в пределах указанных границ. Когда инициатором ограничения становится местная власть, она выносит резолюции самостоятельно.
Для определения границ действия публичных сервитутов проводится проектирование зоны отчуждения. Участок, подлежащий обременению, должен быть заранее подготовлен в кадастровом отношении:
- размежёван;
- поставлен на кадастровый учёт.
После вынесения определения о сервитуте, требуется составить межевой проект. Этот документ относится к градостроительной документации и составляется на основе картографического межевого плана. Карта копируется топографами с имеющегося межевого плана. В неё входит массив земель, которые требуются для использования муниципальным властям.
На карту, поверх имеющихся топографических знаков, наносятся символы, выделяющие обозначенную границу в том же масштабе, в котором изготовлена карта-план. После подготовки чертежа, производится его подробное описание, соответствующее стандартам, принятым для данного вида работ.Этот вид документации утверждается комиссией, после чего передаётся для выноса границ сервитута в натуру, на местность. В указанных пределах на участке будет распоряжаться уполномоченное лицо.
Возможна ли продажа участка после наложения сервитута
Публичный сервитут не лишает собственника права продать свои владения. Сделать это можно предложив их выкуп стороне, подавшей заявку на наложение обременения, либо любому другому лицу.
В случае продажи участка стороннему лицу, не имеющему никакого отношения к наложению сервитута, собственнику необходимо заранее уведомить его о наличии обременения. Если данный факт будет сокрыт, возможно признание договора купли-продажи недействительным.
Переход права собственности на землю с сервитутом по договору дарения или завещанию, также не исключен. Само по себе, обременение не является преградой для передачи прав на владение участком.
Что такое публичный сервитут?
Публичный сервитут – форма обременения, ограничения собственника ЗУ, выражающаяся в отчуждении его части, по распоряжению местных властей. В результате оформления ограничения, индивидуальное пользование обозначенной частью со стороны правообладателя утрачивается. Он вправе использовать отчуждённую часть наряду с остальными жителями населённого пункта.
Например:
- для прохода или проезда;
- выхода к водным ресурсам;
- прогона скота к пастбищу и т.п.
Публичный и частный сервитуты — отличия
Иногда публичный земельный сервитут отождествляют с общественным. Вероятно, в силу того, что его установление производится на основании общественных слушаний. Однако эти ассоциации юридически некорректны. Общественный сервитут это обременение, которое устанавливается в сторону ограниченного числа правообладателей.
Такие варианты распространены в садовом товариществе или кооперативе. Оно является видом частного сервитута, который существенно отличается от публичного как по характеру правового действия установления, так и по принципу использования:
- Может возникать по согласию сторон путём регистрации обременения в Росреестре.
- Допускает требования соразмерной платы за пользование ЗУ.
- Разрешает использование только ограниченному числу участников.
Публичный сервитут устанавливается нормативно правовым актом в пользу граждан города или населённого пункта. К таковому относятся только те формы отчуждения права пользования, которые официально принимаются на общественных слушаниях, инициированных властями, при участии компетентных экспертов, проектирующих вид деятельности, затрагивающий ЗУ собственника. На слушаниях допустимо присутствовать и выступать в защиту своих имущественных интересов, всем заинтересованным лицам.
Что к публичным сервитутам в городах не относится?
Некоторые виды использования территории, населённой гражданами или занимаемой предприятиями, организациями, используются для общественных нужд, но сервитутом не облагаются. К таковым относятся линейные объекты:
- линии электропередач;
- опоры линий электропередач (столбы);
- подвод газа к участкам;
- водопроводные трубы, проведённые к жилым домам;
- канализационные трубы.
Они ограничивают использование земельного ресурса.
В частности, под линией электропередач недопустимо возводить капитальное строение, растить или вырубать (без разрешения специалистов) деревья. В местах подземных коммуникаций недопустимо проводить работы, углубляясь на несанкционированную регламентом глубину. То есть, здесь допускается использование всего участка, некоторые ограничительные рамки причиняются лишь в отношении видов работ. Поэтому считать обозначенное ограничение сервитутом нецелесообразно.
Ошибочная кадастровая запись
Если в кадастровых записях обнаружились сведения об обременении, но в реальности сервитут не установлен, этот факт следует отнести:
- на счёт допущенной технической ошибки;
- к титульному инциденту с участком.
Вероятно, что в истории владения ЗУ предшествующими собственниками, факт обременения присутствовал. По выполнении работ его требовалось снять, о чём должна была внестись соответствующая запись. Если регистратор Росреестра не оформил надлежащим образом снятие обременения, то запись сохранилась. То же могло произойти, если халатность проявил собственник, не пройдя регистрационную процедуру отмены сервитута.
В этом случае следует написать заявление начальнику местного отделения кадастра и картографии с просьбой об исправлении записи, утратившей актуальность. В случае отказа можно подать иск.
Прекращение действия ограничений
Существует несколько оснований для прекращения действия публичного сервитута на земельный участок:
- Устранение причины, по которой он был наложен.
- Окончание срока действия сервитутного обременения, если оно было срочным, и срок был указан в зарегистрированном акте.
В случае, когда результатом действия сервитутного обременения стала невозможность использования участка по его непосредственному назначению, то собственник вправе через суд требовать прекращения действия этого обременения.
Действие сервитута может быть прекращено из-за фактического уничтожения участка в результате стихийных катаклизмов (землетрясения, затопления и т.п.).Независимо от того, по какой причине прекращено действие сервитута, это должно быть оформлено правовым актом структур, вынесших решение о наложении обременения, с его последующей государственной регистрацией.
Никаких особенных хитростей в этом вопросе нет. Получить чёткое представление о том, что такое земельный публичный сервитут можно прочитав эту статью, но чтобы уяснить все тонкости применения этого права на практике, придётся покопаться в отдельных статьях регионального законодательства РФ, или воспользоваться консультациями опытных юристов.
На каких основаниях может быть установлен?
Данное право ограниченной эксплуатации участка обычно диктуется муниципальными требованиями. Основанием может выступать прошение, переданное главе администрации субъекта РФ. В заявлении отражается необходимость использования конкретного участка с приведением фактов, подкрепляющих данную потребность.
Появление публичного сервитута может иметь место строго на законных основаниях. При его установлении учитываются нормативные правовые акты как государственного, так и местного уровня. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов публичных случаев, где выясняются цели, для которых планируется эксплуатировать участок. Наиболее распространенными являются:
- проход или проезд (о сервитуте на проход и проезд к участку читайте тут);
- выпас или прогон животных;
- осуществление дренажных работ;
- геологоразведочные изыскания, планируемые на конкретном куске земли;
- размещение на территории надела геодезических и межевых знаков;
- для проведения сенокоса, ловли рыбы или охоты;
- проведения инженерных, коммунальных, электротехнических и иных действий.
Примеры
Публичный сервитут представляют следующие примеры:
- Разрешение людям пользоваться государственными лесами, для того чтобы собирать грибы, ягоды и так далее.
- Разрешение пользование прибрежной полосой, например, для купания или рыбалки.
- Возможность пользоваться государственной землей для выпаса скота.
Что это такое?
Понятие о сервитуте пришло в современное законодательство из далёкой эпохи Римской империи. Где такая юридическая практика применялась очень широко.
Естественно, современные юридические нормы сервитутов сильно отличаются от древнеримских.
Само понятие земельного сервитута означает ограничение прав использования собственником участка в пользу третьих лиц. Или, иными словами, посторонним лицам разрешено постоянное ограниченное право использование чужого участка земли.
При этом сервитут на земельный участок подразделяют на частный (простой) и публичный (предиальный):
- простое соглашение может быть между частными лицами;
- в публичной форме с одной стороны могут выступать органы, обеспечивающие таким образом интересы населения или государства.
Виды общественного обременения
Виды публичного сервитута, подобно частному аналогу, классифицируются по периодам действия соглашения. Определяют постоянный и срочный типы упомянутого права (о разнице между постоянным и срочным сервитутом читайте тут).
Для первого сроки действия не устанавливаются и не прописываются в тексте соглашения. У другого, наоборот, существуют конкретные сроки, в течение которых действует право ограниченной эксплуатации участка.
Также определяется возмездное и безвозмездное основание для сервитута. В случае безвозмездного публичного сервитута хозяину участка не предоставляются никакие компенсации, даже когда применение права ограниченной эксплуатации земли приносит ущерб или сильно ограничивает пользование участком со стороны самого владельца.
Если же имеет место возмездного сервитута, хозяин будет получать определенные компенсации от государственных органов.Предлагаем узнать и про другие виды сервитутов, кроме публичного, например, про личный и городской.Последовательность установления публичного сервитута
Публичный сервитут вводится на основании акта, созданного органами местного самоуправления. Его принятие осуществляется в следующем порядке:
- Заинтересованное лицо или государственная служба подает заявление о наложении обременения на участок.
- Заявка рассматривается уполномоченным органом.
- Назначается публичное слушание, в процессе которого каждая из сторон вправе высказать свое мнение.
- Принимается решение о наложении сервитута.
- Осуществляется государственная регистрация обременения.
Подать заявление может как физическое, так и юридическое лицо. В его тексте должна содержаться полная информация о владельце, участке и причинах наложения обременения. Заявителю необходимо понимать, что просьба должна быть подкреплена документальными фактами. В противном случае, возможно получение отказа.
В процессе слушания составляется протокол. В нем отмечается мнение сторон, включая пожелания и претензии. По результатам слушания, составляется акт с указанием сведений о владельце участка и границах обременения.
Сервитут обретает юридическую силу только после регистрации в Росреестре. Ее оформлением должен заниматься заявитель. Он же несет траты на оплату государственной пошлины.
Если владелец участка не согласен с введением сервитута, он вправе подать судебный иск в Арбитражный суд.
Сервитут в отношении участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
Глава V.3 Земельного кодекса РФ ("Установление сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности") введена Федеральным законом от N 171-ФЗ.
Теперь Земельным кодексом предусмотрена возможность установления сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности). Если такой земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение либо в аренду или безвозмездное пользование на срок более чем один год, с целью заключения соглашения об установлении сервитута необходимо обратиться к землепользователю, землевладельцу, арендатору (п. 1 ст. ЗК РФ).
Границы зон действия публичного сервитута
Граница зоны действия публичного сервитута — это установление пределов участка, на территории которых действует обременение.
Как уже было сказано выше, сервитут может распространяться не только на целый участок, но и на часть земли.
Границы зоны действия сервитутного обременения определяются посредством топографогеодезических работ. Все расходы берет на себя заинтересованная сторона, т.е. муниципалитет или администрация. Результаты фиксируются в кадастровых документах.
Также следует знать, что перед установлением сервитута необходимо проверить, было ли проведено межевание земельного надела. Здесь государственный орган имеет дело с двумя типами участков:
- Оформленные участки, которые состоят на кадастровом учете.
- Неоформленные участки, на которых границы еще не сформированы и кадастровые работы не проведены.
В готовом проекте межевания конкретного участка в обязательном порядке должны быть указаны границы зон действия публичного сервитута. Если же проекта межевания пока нет, то тогда нужно сначала провести процедуру межевания, а потом установить границы действия публичного обременения.
При заключении сделки купли-продажи собственники часто интересуются, как узнать кадастровую стоимость квартиры.Что такое отказ от преимущественного права покупки сельхозземель, вы можете узнать в нашей статье.
Что лучше: подарить земельный участок или продать его? Все преимущества и недостатки каждой сделки описаны здесь.
Основания (цели) установления публичного сервитута
Статья 23 Земельного кодекса РФ в редакции до 1 сентября 2019 года содержала исчерпывающий перечень оснований (целей) для установления публичного сервитута. Так, указанная статья содержала нормы о возможности установления публичного сервитута для целей:
1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;
2) использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;
3) размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;
4) проведения дренажных работ на земельном участке;
5) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;
6) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;
7) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;
8) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);
9) временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ
В редакции, действующей с 1 сентября 2019 года цели установления публичного сервитута в статье 23 ЗК РФ существенно не изменились: в п. 4 статьи содержится аналогичный перечень целей, за исключением:
- пп. 2 "использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры"
- пп. 9 ("временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ".
- добавлен пп. 8 ("использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей настоящего Кодекса").
Что надо знать о межевании земельных участков?
Факты, сообщающие о наложенном публичном сервитуте обязательно отражаются в кадастровом плане земельного надела. Но чтобы эти факты были зафиксированы, потребуется осуществить межевание, а именно определить границы установленного обременения на этот кусок земли.
При этом нередко встает вопрос о характере границ, определяемых при межевании. Будут ли сохраняться установленные границы, или же их определят заново? И обязательно ли наличие акта органа госвласти для проведения процедуры межевания участка? Для зарегистрированного в кадастровой палате участка процесс достаточно прост.
Владельцу земли потребуется дождаться акта от органа госвласти, после чего провести межевание. А если надел не зарегистрирован в кадастровой палате, придется делать операцию дважды. Сначала заказывать межевание для официального оформления участка, а затем повторить его для наложения сервитута.
Границы зон действия
Указанные границы устанавливаются с помощью межевого проекта. Эта бумага содержит дополнительную информацию к главному межевому плану. В последнем указываются кадастровый номер и факты, взятые из баз кадастровой палаты.
При наложении сервитута на несколько наделов, составляющих комплекс, межевой проект определяется в отношении всех территории, на которую определяется обременение. В оформлении межевого проекта принимают участие инженеры и проектировщики.
Когда муниципальный объект находится на территории надела, находящегося в собственности, межевой проект конструируется с учетом записей кадастровой палаты. На снимок интерактивного плана наносят межевые линии. С помощью последних определяется зона надела, на которой действует сервитут.
Утверждается межевой проект муниципалитетом. Составление документа проводится по установленному образцу.
Публичный сервитут и общественные слушания
Установление публичного сервитута на земельный участок осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.
Порядок проведения общественных слушаний может устанавливаться нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальных образований. Для этого производится информирование населения через СМИ о планируемом установлении сервитута с указанием на способы выражения мнения заинтересованных лиц.
Если, например, постановлением администрации города в отношении земельного участка, принадлежащего организации на праве собственности, установлен публичный сервитут, а общественные слушания не содержат сведений о необходимости в установлении указанного публичного сервитута для обеспечения интересов местного населения или интересов органов местного самоуправления, то в отношении этого земельного участка данный нормативный акт признается недействительным (например, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 18 июня 2009 г. по делу N А43-31249/2008-1-452).
Вместе с тем, следует учитывать, что общественные слушания, как правило, проводятся формально, а мнение "общественности", полученное по результатам их проведения, может и не учитываться местными или федеральными властями.
Цели установления
Далеко не всегда публичный сервитут может быть установлен. Для каких целей не может устанавливаться публичный сервитут? Причинами для этого могут стать следующие ограничения:
- обременение надела при его нахождении в зоне земли, используемой для строительства объектов, необходимых для безопасности государства;
- при строительстве на данной территории энергетических объектов, применимых для нужд населения или предприятий;
- если участок используется для утилизации промышленных и бытовых отходов;
- применение права обременения надела для возведения постоянно функционирующего предприятия.
Несмотря на то, что результаты общественных слушаний имеют преимущественно рекомендательный характер, только с при их наличии и с их учетом может проводиться установление публичного сервитута.
Оплата публичного сервитута
Гражданский и Земельный кодексы РФ предусматривают возмещение моральной компенсации владельцу участка за наложение сервитута. Определение его размера происходит исходя из рыночной стоимости земли.
Оплата публичного сервитута осуществляется:
- Единоразово. Собственнику выплачивают одну сумму единым платежом за весь период наложения ограничения.
- Регулярно. Владелец будет получать денежные платежи на протяжении всего срока действия сервитута.
Определение размера оплаты публичного сервитута может вызвать большие споры между владельцем участка и лицом, подавшим заявку на его наложение. Сумма определяется на основании обоюдной договоренности или решения органа местного самоуправления.
Алгоритм установления публичного сервитута на земельный участок
Заинтересованные лица обращаются в администрацию с уведомлением о необходимости использования части территории ЗУ. Заявление пишется на имя главы городского (сельского) исполкома. В нём должны содержаться сведения:
- О заявителе, с указанием должности и места работы. Если заявителя представляет группа лиц, обозначить её структуру, по смыслу проявленной инициативы.
- Об участке, к которому проявлен интерес, с указанием адреса, места расположения и иных доступных сведений.
- Причины, по которым лица ходатайствуют о пользовании указанной территорией.
- Обоснования, согласно которым вопрос не решается иным путём.
В заключение ставится дата, подпись заявителя с расшифровкой. Если обращается должностное лицо, подпись скрепляется печатью предприятия (компании). Когда инициаторами выступает группа лиц, каждый участник ставит подпись и расшифровку фамилии – собственноручно.
Предварительно, до обращения в административные органы, заявителю требуется обратиться к собственнику с предложением о составлении соглашения. Если соглашение об установлении сервитута будет составлено, его следует приложить к заявлению. Если нет – об этом следует оповестить администрацию в письменном виде.Принятое заявление рассматривается в пределах 5 дней, после чего – принимается в производство или отклоняется, с письменным указанием причин. После принятия в производство, в отдел, уполномоченный на проведение работ в заданном массиве, приглашается собственник надела. Он оповещается о необходимости ограничения участка и причинах, повлекших данное действие.
Глава исполкома обязан предложить собственнику разрешить вопрос об обременении его надела путём составления соглашения.
Следует понимать, что в соразмерной степени владелец ЗУ терпит ущерб. Соответственно, власти зачастую предлагают встречные уступки. Если владелец надела не возражает, он составляет соглашение, где изъявляет согласие на использование части земельного надела. Соглашение отражает момент начала взаимодействия между исполкомом и владельцем. При условии его не согласия – составляется официальное уведомление об отказе.Документы собираются в пакет, который передаётся в специальный земельный отдел для ознакомления. Назначаются общественные слушания и указывается их дата. На слушаниях могут присутствовать заинтересованные стороны, с имеющимися у них аргументами. При положительном развитии тенденций, комиссия выносит положительное заключение, принятое на слушаниях.
Рекомендуем также ознакомиться с правом на бессрочное пользование ЗУ и прочитать алгоритм получения такого права.При признании необходимости обременения, но при отказе собственника, комиссия может принять решение о передаче дела в суд. Тогда публичный сервитут будет установлен в судебном порядке.
После принятия решения по согласованию или по решению суда, имеющуюся документацию требуется зарегистрировать в Росреестре.
Теперь вы знакомы с порядком установления публичного сервитута, но что делать если вдруг вы нашли ошибку в записях?
Установление публичного сервитута. Порядок. Цели
В отличие от сервитута частного, который устанавливается либо соглашением сторон, либо на основании решения суда, публичный сервитут устанавливается органами власти или местного самоуправления.
Для установления публичного сервитута не требуется согласие владельца земельного участка, не заключается с ним и соглашение.
Права лиц, использующих земельный участок на основании публичного сервитута, определяются законом или иным нормативным правовым актом, которым установлен такой сервитут (п. 2 ст. 41 ЗК РФ).
Публичный сервитут, согласно п. 2 ст. 23 ЗК РФ, может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков.
Порядок установления ограничений
Публичный сервитут на земельный участок устанавливается нормативным правовым актом уполномоченного муниципального органа. Для того чтобы такое ограничение было установлен, нужно выполнить следующие условия:
- Должно быть подано заявление об установлении такого обременения в органы власти, которые правомочны решить этот вопрос.
- Далее следует рассмотрение заявления властными структурами.
- После рассмотрения заявления наступает черёд организации публичных слушаний для выяснения общественного мнения по такому вопросу.
- Лишь после этого органами власти выносится решение о наложении сервитута.
- Заключительным этапом будет обязательная государственная регистрация.
Заявление может быть подано юридическим, или физическим лицом, а так же группой граждан от лица местного населения.
В этом заявлении должен быть подробно описан земельный участок, приведены все необходимые данные о его собственнике, грамотно обоснована необходимость наложения обременения и указаны сроки его действия.Поданное заявление рассматривается властными структурами. Чаще всего этим занимаются местные органы самоуправления населённым пунктом или сельским поселением.
На слушания должны быть приглашены все заинтересованные лица, включая собственника участка земли, на который предполагается наложить сервитутное обременение.
В процессе слушания обязательно должен вестись протокол и должен быть составлен поимённый список всех, кто присутствовал на этом мероприятии.
В протоколе должны быть отмечены все пожелания, мнения и претензии участников слушаний.
На основании результатов общественных слушаний властными органами выносится решение в виде нормативного правового акта об установлении публичного сервитута на земельный участок. В нём скрупулёзно отмечаются границы обременяемого участка, указывается его номер кадастрового учёта, даются необходимые сведения о владельце этого участка.
Законную силу сервитут обретёт лишь после обязательной государственной регистрации и присвоении этому акту номера в Едином Государственном Реестре.Если собственник участка считает, что его права нарушены, то он может подать исковое заявление в Арбитражный суд.
Оспаривание нормативного акта об установлении сервитута в суде. Подведомственность спора
Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке, то есть, требовать в суде признания указанного правового акта недействительным (п. 8 статьи 23 ЗК РФ в редакции, действующей до 1 сентября 2019 года).
С 1 сентября 2019 года п. 14 статьи 23 ЗК РФ содержит следующую норму права:
"Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке".
Пунктом 1 статьи 61 ЗК РФ предусмотрено, что … нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.
Согласно пункту 2.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от N 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в арбитражный суд, если федеральным законом прямо предусмотрено обжалование нормативного правового акта в арбитражный суд, а также, если в федеральном законе содержится указание на рассмотрение в арбитражном суде споров в определенной сфере правового регулирования, так как это означает, в том числе и возможность обжалования в арбитражный суд нормативных правовых актов в этой сфере.
Таким образом, законодатель помимо связи предмета спора с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, определил необходимость установления судом федерального закона, который бы отнес рассмотрение данных дел к компетенции арбитражного суда.
Исходя из положений пункта 8 статьи 23 и пункта 1 статьи 61 ЗК РФ, не содержащих указаний о том, что споры о признании недействующим нормативного правового акта об установлении публичного сервитута отнесены к компетенции арбитражных судов, такие споры не подлежат рассмотрению арбитражным судом.
Учитывая изложенное, за защитой своих прав, в данном случае, следует обращаться не в арбитражный суд, а в суд общей юрисдикции в порядке, изложенном в Кодексе административного производства РФ с административным исковым заявлением о признании недействующим нормативного правового акта РФ, субъекта РФ, или органа местного самоуправления.
Вопросы и ответы
Источники
Использованные источники информации.
- http://terrafaq.ru/zemlya/zemleustroystvo/publichnyj-servitut.html
- https://myrealproperty.ru/zemelnyj-uchastok/servitut/publichnyj-servitut-i-chto-ne-otnositsya-k-nemu-v-gorodah.html
- https://prosadidom.ru/land/registration-land/publichnyj-servitut-na-zemelnyj-uchastok/
- https://urexpert.online/nedvizhimost/zemelnyj-uchastok/ispolzovanie-vladenie-i-rasporyazhenie/pravo-polzovaniya/servitut/vidy-s/publichnyj-s.html
- http://logos-pravo.ru/articles/publichnyy-servitut-opredelenie-ponyatiya
- https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/ispolzovanie-vladenie/pravo/servitut/vidy/publichnyj.html