Доступная среда что это

 

Государственная программа "Доступная среда" на 2018 – 2020 года для инвалидов в Российской федерации. Федеральные и региональные особенности. Описание и порядок реализации. Параметры и задачи ФЦП "Доступная среда для инвалидов". Подпрограммы ФЦП "Доступная среда". Реализация программы для детей-инвалидов. Промежуточные итоги.

Цели и задачи программы «Доступная среда»

Главная цель программы – повышение качества жизни инвалидов и интеграция их в общество. Ее реализация планируется за счет достижения следующих задач.

  1. Создание доступной средыдля маломобильных категорий населения к жизненно необходимым объектам и услугам городской инфраструктуры.
  2. Обеспечение доступных реабилитационных и абилитационных (формирование новых навыков) услуг для граждан с ограниченными возможностями. Эта же задача подразумевает доступ к образовательным услугам и трудоустройству.
  3. Повышение прозрачности работы экспертов МСЭ и объективности принимаемых ими решений.

На реализацию поставленных задач запланирован бюджет в размере 401 млрд рублей. В частности в 2019 году планируется расход свыше 45 млрд рублей. Источниками формирования бюджета программы выступают федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды.

На основании каждой из вышеуказанных задач составлены отдельные подпрограммы.

Подпрограмма №1

Первая подпрограмма направлена на оценку существующего уровня доступности для инвалидов жизненно важных объектов городской среды, а также создание условий для ее повышения.

В состав мероприятий в рамках данной подпрограммы входит следующее.

  1. Проектирование новых зданий и модернизация уже существующих с учетом потребностей инвалидов. Это пандусы и лифты для свободного передвижения малоподвижных граждан, создание дополнительных баннеров, упрощающих поиск нужного объекта, и т. п. Адаптировать к возможностям инвалидов необходимо не только государственные ведомства, но и строящиеся жилые дома.
  2. Установка на улицах светофоров и остановок со звуковым сопровождением.
  3. Оснащение общественного транспорта выдвижными пандусами и внедрение новых единиц с пониженным уровнем пола.
  4. Обеспечение детям-инвалидам возможности получать образование наравне с остальными сверстниками. Это касается не только создания безбарьерной среды, но и технического оснащения школ оборудованием для физического и психологического восстановления детей (тренажеры, компьютеры для детей с ограничениями по слуху и зрению, сенсорные комнаты для релаксации и др.). Не менее важно иметь в штате образовательного учреждения психологов, оказывающих ребенку-инвалиду поддержку при возникновении проблем в общении со сверстниками.
  5. Финансирование спортивных учреждений, деятельность которых направлена на развитие адаптивной физкультуры и паралимпийского спорта.
  6. Проведение культурных мероприятий, предполагающих участие лиц с ограниченными возможностями.
  7. Внедрение сурдоперевода в трансляции главных российских телеканалов.

На реализацию подпрограммы №1 запланирован бюджет в размере 35 млрд рублей.

Подпрограмма №2

Вторая подпрограмма направлена на повышение качества и доступности реабилитационных и абилитационных услуг для инвалидов. Другой важной целью является создание условий для получения ими профессиональной подготовки и дальнейшего трудоустройства наравне с теми гражданами, которые не имеют ограничений по здоровью.

Для реализации поставленных целей запланирован ряд мероприятий.

  1. Оценка потребностей инвалидов и создание в соответствии с ними отрасли по изготовлению специализированных товаров.
  2. Открытие центров, ориентированных как на общую реабилитацию инвалидов посредством медикаментозного лечения и санаторно-курортных услуг, так и медицинскую абилитацию в виде реконструктивной хирургии и протезирования.
  3. Введение в образовательную программу уроков, направленных на формирование адекватного восприятия детей-инвалидов остальными сверстниками.
  4. Организация совместных мероприятий органами соц. защиты и центрами занятости по профессиональной подготовке граждан, из-за проблем со здоровьем лишившихся возможности работать по прежней специальности.
  5. Стимулирование работодателей с помощью налоговых льгот на создание рабочих мест для инвалидов.

На реализацию данных целей предусмотрено финансирование в размере 33,5 млрд рублей.

Подпрограмма №3

Третья подпрограмма нацелена на повышения объективности решений МСЭ. Цель планируется достигнуть за счет осуществления следующих мероприятий.

  1. Разработка новых методик проведения экспертизы.
  2. Совершенствование критериев назначения групп инвалидности.
  3. Оснащение бюро МСЭ современным диагностическим оборудованием.
  4. Создание системы независимой оценки эффективности работы экспертов МСЭ.
  5. Налаживание эффективного взаимодействия между учреждениями МСЭ разных уровней.
  6. Повышение квалификации сотрудников.
  7. Создание при главных бюро МСЭ общественных советов, рассматривающих обращения граждан по поводу неэтичного поведения экспертов.
  8. Противодействие коррупции. С этой целью планируется внедрить в деятельность МСЭ такие современные технологии, как электронная очередь, аудио- и видеонаблюдение.

На реализацию подпрограммы №3 планируется выделить 103 млрд рублей.

Существующие подпрограммы

Государственная программа «Доступная среда» предполагает реализацию следующих подпрограмм:

  1. Доступность объектов и услуг в тех сферах жизнедеятельности, которые являются приоритетными для инвалида или маломобильного человека. Для этого необходимо реализовать следующие мероприятия:
    • скрытое субтитрование любой телевизионной программы, трансляция которой производится на каком-либо общероссийском обязательном общедоступном телеканале;
    • помощь финансового характера спортивным учреждениям, одним из направлений которых является адаптивная физическая культура и спорт;
    • организация учебы для специалистов, входящих в состав психолого-медико-педагогической комиссии в образовательном учреждении, которая принимает  решение относительно получения ребенком-инвалидом образования в обычной школе;
    • установка в образовательном учреждении специального, в том числе учебного, реабилитационного и компьютерного оборудования, а также приобретение соответствующего автотранспорта для того, чтобы ребенок, у которого нарушена работа зрения, слуха или опорно-двигательного аппарата, мог учиться наравне со всеми;
    • приведение существующего здания или сооружения в соответствие с требованиями строительной нормы и правил, определяющих доступность для инвалидов;
    • приспособление входа, лестницы, пандусного съезда, зоны оказания услуг, санитарно-гигиенического помещения и прилегающей территории;
    • оборудование здания или сооружения лифтом или другим подъемным устройством, оснащенным в свою очередь голосовым оповещением и пространственно-рельефным указателем и многое другое.
  2. Совершенствование механизма, в соответствии с которым предоставляются услуги в таких сферах, как реабилитация и государственная медико-социальная экспертиза. В этих целях необходимо:
    • пересмотреть классификацию и критерии, используемые при проведении освидетельствования гражданина;
    • повысить качество мероприятий, которые проводятся в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации инвалидов (детей-инвалидов);
    • разработать и внедрить независимую оценку качества услуг, осуществляемых во время медико-социальных экспертиз.

Ввиду того, что повсеместно появляются новые методы диагностирования и лечения, нужно по-новому посмотреть на обоснование инвалидности.

Так, должны быть разработаны отдельные, более подробные классификации и критерии установления группы ограниченности ребенку. Нельзя оставлять без внимания и клинико-функциональные особенности на любом возрастном этапе его развития. Чтобы устранить какой-либо социальный риск, 2 региона страны запланировали пилотную апробацию на 2017 год, доработку на 2018 год, а внедрение лишь на 2019 год.

В 2019 году разработаны новые классификации и критерии, в соответствии с которыми определяется, насколько утрачена профессиональная трудоспособность в процентах в результате произошедшего несчастного случая или профессионального заболевания. Апробация и внедрение будут осуществляться поэтапно.

Повышение качества предоставления услуг медико-социальной экспертизы предполагает реализацию следующих положений:

  • обеспечение кадрового состава;
  • открытость деятельности данных учреждений;
  • этике и служебному поведению будет уделяться особе внимание, например, любое принятое решение должно быть разъяснено гражданину;
  • профилактические меры в отношении нарушений коррупционного характера.

Финансирование программы

Государственная программа «Доступная среда» принималась для того, чтобы создать правовые, экономические и институциональные условия, благодаря которым будет происходить интеграция инвалидов в общество и улучшаться их уровень жизни.

Размер планируемого финансирования государственной программы на 2011 – 2020 годы составляет более 424 млрд. рублей.

Субсидии субъектам Российской Федерации на реализацию задач, указанных в программе, распределяются из федерального бюджета в соответствии с утвержденными правилами.

Правила, обеспечивающие доступность жилья для инвалидов

Согласно федеральному закону, подписан приказ, в котором предписывается выполнение мер, обеспечивающих доступность придомового пространства для всех инвалидов. Предусматривается возможность переоборудования всех помещений (как личного, так и общего пользования) в многоквартирных постройках. Эти нормы включают в том числе и следующие требования:

Лифт для инвалидов-колясочников
  • Поверхность ступеней на территории всего дома, где прописан инвалид, должны выполняться с шероховатым покрытием.
  • На навесе крыльца должно находиться ограждение, спасающее от дождя или снега. Кроме того, на нём необходимо наличие стоков. На крыльце должно также присутствовать электроосвещение.
  • Кроме ступеней, у подъездов домов должны сооружаться боковые пандусы. Дополняется крыльцо непрерывными ограждениями с двух сторон. Нижнюю, а также верхнюю ступеньку необходимо выделять фактурой или же цветом.
  • Входная дверь в подъезд должна иметь табличку с указанием номера дома и квартир. Рядом должна находиться другая табличка, включающая ту же информацию, однако она должна быть оформлена шрифтом Брайля.

Если перед подъездом имеется одиночная ступенька, то в смету необходимо включить её замену пандусом, а в случае двух и более лесенок сооружение такого бокового приспособления. Во дворах должны стоять тактильные дорожные указатели. Перед подъездом делают место для разворота кресел-колясок.

В постановлении также имеются требования к жилым помещениям, где проживают граждане с ограниченными возможностями. В их перечень входят:

  • жилая комната;
  • санузел совмещённый;
  • коридор (не меньше четырёх квадратных метров).

Дверные проёмы должны иметь съёмные пандусы. Отдельно оговариваются размеры всех дверей, санузла и площадки в подъезде. Для любого переоборудования необходим официальный документ – паспорт.

Читайте также: Паспорт доступности для инвалидов

Существуют также некоторые требования по проектированию зданий для реабилитации, воспитания и образования детей-инвалидов. Главными принципами являются:

  • создание небольших по объёму классов или групп для появления возможности уделить больше внимания каждому ребёнку;
  • подготовка учебных мест с учётом характера недостатков детей;
  • применение новых методов и технических средств для обучения;
  • включение в здание медицинского оборудования для реабилитации.

Классы для школьников оборудуются специальными одноместными столами.

Кроме того, в кабинетах предусмотрена и игровая зона, где проводят паузы во время занятий и между уроками. Спальни в домах для детей-инвалидов проектируются отдельно для девочек и мальчиков. В таких заведениях имеются раздевалки, санузлы, комнаты для стирки и индивидуальных занятий, кладовки.

Территория школьных учреждений и ДОУ должна располагаться на озеленённых участках (возможно, в пригородной зоне). Расстояние от промышленных предприятий, оживлённых дорог и железнодорожных путей не должно быть менее 3000 метров. Вечером данные участки должны хорошо освещаться. На территории заведения устанавливается стоянка, как минимум для шести автомобилей. Все участки имеют ограждения в высоту до двух метров, около которых высажены кустарники.


На территории школ и детских садов размещаются различные площадки: игровые, бассейн, для физкультурных, реабилитационных и гимнастических занятий и многое другое
Фото 1

Подпрограммы «Доступной среды»

Сложные задачи необходимо делить на сегменты, чтобы конкретизировать и детализировать их реализацию.

Для этого в ФЦП выделены следующие подпрограммы:

  1. Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения. В том числе:
  • формирование условий для просвещенности граждан в вопросах инвалидности и устранения барьеров во взаимоотношениях с другими людьми;
  • обеспечение доступности инвалидов к объектам и услугам в наиболее важных сферах жизнедеятельности инвалидов и маломобильных групп населения (социальная защита, здравоохранение, культура, образование, транспорт, информация и связь, физическая культура и спорт);
  •  формирование методической базы по обеспечению доступности к приоритетным объектам и услугам инвалидов.
  1. Совершенствование комплексной системы реабилитации и абилитации инвалидов. А именно:
    • определение потребности инвалидов в реабилитационных и абилитационных мероприятиях;
    • формирование условий для повышения уровня профессионального развития и занятости инвалидов;
    • формирование и поддержание нормативно-правовой и методической базы по организации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов. Особое внимание планируется уделить детям-инвалидам;
    • формирование условий для развития комплексной системы реабилитации и абилитации инвалидов;
    • формирование современной отрасли по производству товаров для лиц с ограниченными возможностями.
  2. Совершенствование государственной системы медико-социальной экспертизы:
    • выработка и внедрение объективных методик медэкспертизы;
    • повышение доступности и качества предоставление государственной услуги медико-социальной экспертизы.
К 2019 году доля объектов, доступных для инвалидов, увеличилась до 45% (для сравнения показатель 2010 г. — 12%). За пятилетие своего существования программа позволила модернизировать под нужды и физические возможности инвалидов свыше социально значимых для них объектов.

Сферы жизнедеятельности

В первую очередь преобразования коснутся внешнего вида городов – начиная с пресловутого пандуса и заканчивая новым универсальным дизайном, позволяющим слепому или глухому человеку ориентироваться на улице наравне с обычным прохожим.

Внутри здания оснащаются светящимися табло и табличками с точечно-рельефным шрифтом (шрифт Брайля). В каждом учреждении общественного характера планируется организация мест для инвалидов, а также установка специальных касс, таксофонов и систем синхронного выводы информации в речевом и текстовом формате.

«Доступная среда» – это база, способствующая объединению инвалидов и общества. Реализация комплекса предусмотренных мероприятий позволяет превратить человека с ограниченными возможностями в субъект, способный стать полноценным участником таких сфер деятельности, как: культурно-массовая, социальная, политическая и многих других. Таким образом, люди данной категории смогут реализовать свои конституционные права, собственный потенциал и развить государство в целом.

Задачи и цели

Программа «Доступная среда» должна решить следующие задачи:

  1. Оценку и повышение уровня доступности объектов и услуг для людей с ограниченными возможностями.
  2. Равноценный доступ к любому реабилитационному средству и услуге для каждого инвалида.
  3. Модернизацию государственных систем медико-социальных экспертиз.

Кроме того, планируется, что в рамках реализации программы, сформируется дружественное отношение к данной группе населения.

Основная цель «Доступной среды» – беспрепятственный доступ инвалида к любому приоритетному объекту, а также к каждой услуге в важнейшей для него сфере. Антикризисная направленность государственной программы предусматривает перевод инвалидов из экономически пассивной группы в активную. Для этого осуществляется усиление реабилитационной направленности путем содействия со стороны соответствующих министерств в таких сферах, как трудоустройство и занятость.

Что сделано к 2019 году, планы и текущее финансирование программы

Реализации Программы «Доступная среда» в России уделяется немало внимания и средств. Так, в 2019 году на выполнение запланированных нею мероприятий выделено на 10 млн. рублей больше, чем в предыдущем. Эта цифра составила 90 млн. рублей.

Проект “Доступная среда” для инвалидов в 2019 году имеет успешно реализованные мероприятия, среди которых можно выделить следующие:

  • предприятия, на которых работают люди с инвалидностью, оснащены всем необходимым и нормально функционируют;
  • возросло число центров по реабилитации инвалидов по стране;
  • в больших и малых городах организованы светофоры со звуковыми маячками, табличками и указателями для слабо- или невидящих граждан;
  • обустроены для инвалидов-колясочников платформы московского метрополитена;
  • активно внедряется звуковое оповещение в объектах общественного транспорта;
  • все чаще строятся здания, учитывающие требования инвалидов на колясках, а в Улан-Удэ подобным образом спроектирован целый жилой квартал.

В 2019 году уже внесены изменения о совершенствовании некоторых критериев медико-социальной экспертизы для инвалидов, и оптимизации условий выдачи субсидий для этой категории граждан. Продолжается работа по инклюзии во всех областях и сферах общественной жизни.

Приоритеты и цели Программы «Доступная среда» для инвалидов

Программа «Доступная среда» направлена на то, чтобы интегрировать людей с нарушениями здоровья в социум, сделать все возможное, чтобы инвалиды не чувствовали ограничений, барьеров в доступе к окружающим объектам, будь то аптека, магазин или троллейбус.

Целью государственной программы является формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов, устранение препятствий для доступа МГН к приоритетным объектам и услугам, открытым для населения.

В задачи госпрограммы входит:

1. Оценить текущее состояние приоритетных объектов и услуг в плане приспособленности их для людей с нарушениями здоровья.

2. Повысить уровень доступности всех объектов инфраструктуры для людей с ограниченными возможностями.

3. Устранить социальную разобщенность инвалидов и здоровых граждан.

4.  Модернизировать государственную систему медицинской и социальной реабилитации инвалидов.

5.  Обеспечить всем людям с нарушениями здоровья равный доступ к реабилитационным мероприятиям.

На первых этапах реализации программы стало ясно, что социальная среда в России большей частью вообще не приспособлена для инвалидов. Например, инвалиду, передвигающемуся на коляске, очень сложно выйти из дома, пройти через дорогу, зайти в магазин без посторонней помощи.

При этом организация доступной среды для инвалидов подразумевает не только банальное обустройство пандусов для колясок, но и оснащение визуальной и звуковой информацией различных объектов (например, светофоров, телефонов-автоматов, опасных зон), установку механизмов для автоматического открывания дверей, поручней в санузлах, низкорасположенных телефонов или банкоматов и так далее.

Законы и нормативы по Программе «Доступная среда» для инвалидов в России

Фото 3

Программа «Доступная среда» в России стартовала в 2012 году, после ратификации РФ Конвенции ООН о правах инвалидов. Согласно документу, люди с ограниченными возможностями – это самостоятельные, независимые личности, которые имеют право всесторонне участвовать во всех сферах жизни общества. Государство же обязано обеспечить доступность окружающей среды для инвалидов наравне с другими гражданами, комфортный доступ к транспорту, всем возможным объектам и услугам, что и является основной целью Конвенции.

Последовательность и детали формирования беспрепятственного доступа инвалидам к объектам физического окружения, транспорту, связи, информации описаны в ФЗ о программе “Доступная среда” для инвалидов (Федеральный закон № 181-Ф3 от ). Сама программа на 2011–2015 годы была утверждена Правительством России в Постановлении № 175 от , затем продлена до 2020 года (Постановление № 1297 от ). В январе 2019 года было решено продлить госпрограмму до 2025 года.

Обустройство зданий, сооружений, помещений, путей движения, общественного транспорта, бассейнов и спортивных площадок для людей с особыми потребностями имеет свои тонкости. Особое внимание должно уделяться безопасности конструкций и качеству материалов. При проектировании обязательно необходимо учитывать соответствующие нормативные документы по программе “Доступная среда” для инвалидов:

  1. Своды правил (СП), касающиеся доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения (МГН). Номера СП: , , , 35-101-2001, 35-102-2001, 35-103-2001, 35-104-2001, 35-105-2002, 30-102-99, 31-102-99, 31-113-2004.
  2. Государственные стандарты (ГОСТ) устанавливают требования безопасности и доступности к подъемным платформам, указателям, опорным устройствам, светофорам, средствам общественного транспорта для различных групп инвалидов. Номера ГОСТов: 55555-2013, Р 51261-99, Р 52875-2007, 56305-2014, Р ИСО 23600-2013, Р 52131-2003, Р 51671-2015, Р 51671-2000, Р 56421-2015, Р 56832-2015.
  3. Правила безопасности (ПБ): ПБ 10-403-01 – о безопасной эксплуатации подъемных платформ в жилых, общественных, промышленных зданиях для инвалидов.

Особенности организации повсеместного доступа для инвалидов

Пространство без барьеров направлено на то, чтобы человек с ограниченными возможностями не чувствовал себя неполноценным, ущемленным в правах и получении различных услуг. Создание доступной среды для инвалидов подразумевает дооборудование уже существующих объектов и проектирование новых с учетом потребностей МГН.

Мероприятия по организации доступной среды в школах

Для создания удобного доступа и комфортного обучения в школах и других образовательных учреждениях для детей с ограничениями физических возможностей предусматривают ряд мероприятий.

Что должна включать доступная среда в школе: оборудование  для инвалидов, безопасный безбарьерный путь к школе, адаптированные для детей с нарушениями слуха и зрения информационные сигналы.

Все помещения в здании школы должны быть приспособлены для ребят с нарушениями: санузлы, классные кабинеты, лестницы, холлы, коридоры, спортивные залы, столовые, раздевалки, библиотеки. Для этого  используются разнообразные приспособления и современные технические устройства:

  • пандусы;
  • подъемники – вертикальные, наклонные, лестничные;
  • рампы и аппарели (складные или откидные для экономии пространства);
  • тактильная плитка;
  • картинки по программе “Доступная среда” для инвалидов (тактильные пиктограммы, на которых рельефно обозначены особенно значимые объекты инфраструктуры: лифт, туалет, гардероб, эскалатор, вход / выход из помещения и другие; как правило, представляют собой черные рисунки и символы на ярко-желтом фоне);
  • специальные поручни;
  • системы вызова для инвалидов (кнопки);
  • звуковые и световые маячки;
  • тактильные табло, пиктограммы;
  • индукционные системы для школьников с нарушениями слуха.

В каждом учреждении должен быть разработан план или дорожная карта по доступной среде для инвалидов в сфере образования. В этом документе прописывается поэтапное осуществление реорганизации объекта, направленное на создание комфортных условий для обучения детей с особыми потребностями. Утверждается план директором школы, за выполнение каждого этапа назначается ответственное лицо из сотрудников учреждения.

Оснащение объектов транспортной и социальной инфраструктур для инвалидов

Транспорт – важнейшая составляющая жизнедеятельности граждан, благодаря которой осуществляется связь между местом проживания и остальными объектами социальной инфраструктуры города. Для полноценного внедрения МГН в общество любые транспортные средства (ТС) должны стать безбарьерными и приспособленными к обслуживанию этой группы населения.

Чтобы проконтролировать проводимые в этом плане мероприятия и сроки их выполнения, Законом предусмотрено, что у каждой негосударственной организации должна быть карта доступности объектов РФ по программе “Доступная среда” для инвалидов. В этот документ включают все планируемые этапы по реорганизации ТС для доступа инвалидов. Из оснащения и оборудования, объекты транспортной и социальной инфраструктур должны дополняться следующими элементами:

  • звуковые сигналы у светофоров;
  • указатели в местах, где идет строительство;
  • пандусы и поручни у лестниц;
  • пологие спуски у тротуаров;
  • знаки для инвалидов по программе “Доступная среда”;
  • (тактильные знаки доступности для разных категорий инвалидов: по слуху, по зрению, для колясочников, и всех групп вместе; размещаются при входе в здания или помещения, приспособленные для людей с ограниченными возможностями; а также пиктограммы в сочетании с системой Брайля для ориентирования МГН: ограничение ширины проходов, лестница, пути эвакуации, неровная дорога, выступы и так далее);
  • рампы, аппарели, подъемные устройства в автобусах;
  • специальные места в транспорте для колясочников с креплениями;
  • обустройство адаптированной тротуарно-тропиночной сети без барьеров;
  • выделение парковочных мест для инвалидов на стоянках.

Работники на объектах транспорта, обслуживающий персонал в различных общественных организациях должны иметь памятки по оказанию помощи инвалидам и следовать им.

Ключевые моменты при организации доступной среды

Кнопка вызова – это одно из важнейших устройств, предназначенных для того, чтобы инвалид мог беспрепятственно посетить любое общественное заведение – театр, кинотеатр, библиотеку, музей, вокзал, аэропорт, больницу или образовательное учреждение, – вызвав для этого кого-либо из персонала.

Кнопка устанавливается снаружи здания, на высоте 85–100 см от пола таким образом, чтобы инвалид-колясочник мог свободно до нее добраться. Рядом с кнопкой размещают стандартную наклейку «Инвалид». Устройство вызова снабжают камерой, картинка с которой выводится на табло охранного поста

Конкретные мероприятия и советы по организации безбарьерного пространства для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, органов слуха и зрения описывают методические рекомендации по доступной среде для инвалидов, разработанные Министерством здравоохранения и социального развития РФ в 2012 году. В случаях нарушения требований либо уклонения от обеспечения доступной среды инвалидам юридические и физические лица подлежат административной ответственности. Штраф должностных лиц составит 2-3 тысячи рублей, юрлиц – 20-30 тысяч рублей.

Продумывая организацию доступной среды на объекте, важно не просто ограничиться установкой перил и пандусов для колясочников, но и учесть требования других групп инвалидов. В частности, доступная среда для инвалидов по зрению подразумевает оборудование зданий специальными информационными элементами, понятными для слепых граждан.

Для обозначения входов и выходов из зданий согласно ГОСТу на полу обустраивают тактильные плиты (или специальные ковры) с особым рифлением, проемы оснащают звуковым маячком, дверные ручки должны обеспечивать легкое открывание дверей, ступени – быть закрытыми, а поручни – беспрерывными и максимально удобными для обхвата кистью.

В обязательном порядке план обустройства объекта оборудованием для комфортного передвижения инвалидов, другими словами, паспорт по программе “Доступной среды” для инвалидов должен быть в наличии на объектах:

  • медицинские учреждения;
  • магазины с индивидуальным обслуживанием клиентов;
  • сервисы по оказанию услуг инвалидам.

Данный документ выступает своеобразным гарантом того, что владелец обязуется оснастить объект оборудованием для доступа инвалидов. Выдается паспорт только после того, как объект пройдет проверку специализированными государственными органами.

Если заведение предоставляет услуги инвалидам, но паспорт доступности у него отсутствует, на владельца будет наложен штраф

Порядок реализации

Фото 4
Реабилитация инвалидов – это не просто актуальная проблема для общества, но и приоритетное направление государственной политики.

Доступная среда – это информация, связь и транспорт, дооборудованные таким образом, чтобы человек, ограниченный в возможностях, мог чувствовать себя полностью независимым.

В первую очередь доступность должна быть обеспечена в учреждениях лечебно-профилактического характера, а именно, в поликлиниках, диспансерах и центрах различных уровней обслуживания (как сельского, так и республиканского значения).

Любая входная группа, путь движения, санитарно-гигиеническая комната, регистратура или лифт должны быть оборудованы таким образом, чтобы соблюдались:

  • доступность;
  • безопасность;
  • комфортность;
  • информативность.

Промежуточные итоги реализации ФЦП «Доступная среда»

Реализация такой сложной задачи, как доведение качества жизни инвалидов до уровня здорового гражданина, является трудоемким процессом.

Иной раз кажется, что полностью добиться заявленной цели не получится.

Однако действительность показывает сдвиги в общественном сознании в нужном направлении.

  1. Нормально функционируют предприятия, где трудятся инвалиды.
  2. В стране увеличилось количество центров реабилитации.
  3. В массовых мероприятиях люди с ограниченными возможностями принимают участие все активнее. Перестают стесняться увечий.
  4. На улицах больших и малых городов появились светофоры со звуковыми сигналами, таблички и указатели для инвалидов по зрению.
  5. Работают телеканалы с сурдопереводом.
  6. Платформы столичного метрополитена устроены с тем, чтобы в вагон могли спокойно заезжать колясочники.
  7. Звуковое оповещение об остановках внедряется на общественном транспорте и пр.
Другие федеральные программы тоже включают в себя элементы улучшения жизни инвалидов, профилактики появления на свет малышей с ограниченными возможностями. То есть правительство осуществляет комплексный подход к решению заявленных задач.Важно: в октябре 2019 года российским Правительством был сделан еще один шаг на пути реализации указанных программ. В частности, контроль  и надзор за обеспечением доступности для лиц с инвалидностью объектов социальной инфраструктуры (средств связи) передан Роскомнадзору.

Что делается для детей-инвалидов

В Российской Федерации инвалидность имеет порядка 1,5 миллиона детей. Часть из них обучается в специализированных образовательных учреждениях (90%). А это, в свою очередь, создает преграды для их социальной адаптации.

Дети лишены возможности общаться со здоровыми сверстниками, что затрудняет нормальное восприятие их проблем подрастающим поколением без отклонений. Однако попытки организовать совместное обучение положительных результатов не показали.

В регионах развивают иные виды поддержки детей-инвалидов:

  1. В Тамбове реализуется местная программа по созданию безбарьерного образования. В нее включено порядка 30 школ, в которых проводится инклюзивное обучение.
  2. В некоторых регионах за счет местных бюджетов:
    • постоянно приобретается и направляется в школы специализированное оборудование;
    • проводится реконструкция зданий с тем, чтобы облегчить их использование детьми с ограниченными возможностями.
  3. Централизованно организована подготовка кадров для работы с такими гражданами в области:
    • логопедии;
    • олигофренопедагогике;
    • сурдопедагогике и других.
Дети страдают от осознания своей неполноценности больше, чем взрослые. Одна ободряющая улыбка или слово незнакомого человека значит для такого ребенка намного больше, чем вся активная деятельность чиновников.

Промежуточные успехи регионов

На уровне субъектов федерации тоже идет работа по созданию для людей с ограничениями достойных условий.

Например:

  1. В некоторых районах столицы строятся здания, адаптированные для жизни инвалидов-колясочников. Дома снабжены широкими подъемниками, нестандартными дверными проемами. Туалеты и ванные комнаты в квартирах обустроены специализированными приспособлениями, позволяющими инвалидам самостоятельно пользоваться удобствами.
  2. В Улан-Удэ спроектирован целый жилой дом для людей с ограниченными возможностями.

Здание адаптировано для удовлетворения нужд инвалидов.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Вопросы и ответы

Источники

Использованные источники информации.

  • https://subsived.ru/lgoty/programma-dostupnaya-sreda
  • http://posobie-help.ru/subsidii/lgoty-invalidam/dostupnaya-sreda.html
  • https://invalidu.com/prava/proekt-dostupnaya-sreda-invalidov
  • http://lgoty-vsem.ru/lgoty/programma-dostupnaya-sreda-dlya-invalidov.html
  • https://reabilitilog.ru/pravovye-aspekty/prava-lgoty-garantii/dostupnaya-sreda-dlya-invalidov.html
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий