Как общаться с гаишниками

 

Важно знать, как правильно разговаривать с ГАИшниками, ведь встреча с сотрудниками ГИБДД - явление весьма нередкое. Как нужно себя вести, если вас остановили для проверки документов. В нашей статье мы расскажем, как правильно разговаривать с сотрудниками ГИБДД, а также поделимся хитростями и секретами, которые могут быть полезны

Нормативные правила взаимоотношений

Примечателен и взгляд с другой стороны на взаимоотношения между сотрудником ГИБДД и автовладельцем. Поведение инспектора регулируется правилами, которые прописаны в регламенте МВД. Согласно им гаишник должен проявлять уважение к гражданским лицам, а также быть решительным и принципиальным в обеспечении правопорядка. Чтобы понимать, как разговаривать с гаишниками, важно учитывать названные предписания установки, но не забывать, что люди разные, и к каждому сотруднику требуется индивидуальный подход.

Продолжая тему обязанностей инспекторов, стоит отметить и еще несколько положительных моментов. Любые ограничения, накладываемые на водителя, должны сопровождаться разъяснениями. В конфликтных ситуациях гаишникам предписано деликатно относиться к нарушителям, давая им возможность успокоиться и в то же время обстоятельно пояснять причины их остановки.

Советы и рекомендации

Мы рассмотрели наиболее распространенные ошибки, которые могут допускать инспекторы при остановке вашего транспортного средства. Теперь давайте поговорим о том, как разговаривать с ДПС так, чтобы у них было меньше поводов выписывать вам штраф.

Вы увидели характерный взмах жезлом. Для начала — уверены ли вы, что сигнал был направлен именно в ваш адрес? Если помимо вас на дороге есть еще какие-то машины, возможно, остановиться было приказано не вам. В этом случае немного сбросьте скорость и поезжайте дальше, посматривая при этом в зеркало.

Если работник ГАИ продолжит вам сигнализировать — включите правый поворотник и прижмитесь к обочине. Не забудьте, что инспектор уже направляется к вашему автомобилю и каждая ваша ошибка может стоить вам дополнительного наказания.

И сразу хотелось бы сделать пометку — убедитесь, что там, где вас остановили, нет знака «остановка запрещена». Если он есть — обязательно зафиксируйте этот момент. Останавливать в таком месте вас имеют право только в исключительных случаях, которые должен будет обосновать государственный служащий.

Также обратите внимание — где стоит машина ДПС? В обязательном порядке она должна стоять на видном месте, не в кустах, не за поворотом и не за знаком. Также обязательно наличие специальных знаков на государственном автомобиле. Если вы видите нарушение установленных правил — обязательно зафиксируйте это фотокамерой.

Штрафы, выписанные сотрудниками ГИБДД, спрятавшими свое транспортное средство от глаз водителей, очень легко оспариваются, даже без помощи адвокатов. Главное, что нужно сделать — это предоставить доказательства.

Но если все в порядке, пока никаких визуальных нарушений выявлено не было — нужно просто подождать, пока сотрудник подойдет к вашему авто.

Важно — из машины вам выходить не нужно. Просто откройте окно и послушайте, что будет говорить гаишник. Помните, что первым делом он должен представиться, сообщить свое звание, предъявить документ. Затем должна будет проследовать информация о том, почему вас остановили.

Теперь — немаловажный психологический нюанс. Да, остановки «по требованию» —явление не ежедневное, на подсознании каждый начинает думать, что «сейчас влетит». Знайте — волнение лишь даст почву для подозрений в противоправных действиях. Поэтому рекомендуем вам держаться спокойно, расслабленно, улыбаться и всем своим видом показывать готовность мирно решить любой вопрос.

Если сотрудник ГИБДД не представился, на его груди нет значка, и он не предъявил документы — в вежливой форме попросите вам все продемонстрировать. Эта скрупулезность даст понять гаишнику, что вы не школьник в юридических вопросах, и выполнить за ваш счет план — не получится.

Манера общения

Почему-то многие автомобилисты считают, что если они будут дерзко вести себя с защитниками правопорядка, их быстрее отпустят, еще и вывод сделают: «крутой, наверное». Спешим вас разочаровать — хамское поведение в разговоре с госавтоинспектором сулит вам только дополнительно потраченным временем.

Если же вы будете вежливы, то даже в ситуации, когда у вас имеется какое-то незначительное нарушение, вас могут отпустить — просто потому, что вы не стали портить настроение, устранили нарушение и с улыбкой пообещали так больше не делать.

Проверки на дальних маршрутах

Кстати, хотелось бы обратиться к дальнобойщикам и водителям пассажирских автобусов, перемещающихся на дальние дистанции. Вас могут остановить не только для проверки документов, но также просто для того, чтобы проверить степень вашей усталости.

Нет, конечно, проверка будет осуществляться не на глаз, и не на интуитивном уровне. Для категорий таких транспортных средств наличие в автомобиле тахографа — является обязательным, за его отсутствие, кстати говоря, водители безжалостно штрафуются. Но речь не об этом.

Дело в том, что тахограф ведет учет отдыха водителя. Поэтому, если ваш прибор покажет, что вы слишком долго находитесь в пути без сна, разговор с ГИБДД будет коротким — вы никуда не поедете до тех пор, пока не поспите. И дело тут не только в том, что инспекторы беспокоятся о вашем здоровье.

Угроза уснуть за рулем грозит бедой не только для вашего большого транспортного средства, но и для маленьких легковушек, для которых удар с вами с высокой долей вероятности окажется фатальным.

Тахографы стали обязательным атрибутом транспортных средств, преодолевающих до тысячи километров за сутки, с 1 апреля 2014 года. Помимо контроля отдыха ими производится также фиксирование пробега, расход бензина и всего, что может учитываться на коммерческом транспорте.

Если выявлены нарушения

Итак, если все в порядке, и у вас просто решили проверить документы — предоставьте их, после чего отправляйтесь дальше. Если вам будет предъявлено обвинение, например, в нарушении скоростного режима, вам в обязательном порядке должны будут продемонстрировать запись с камеры видеофиксации. Если ее нет — то и нарушения, по сути, нет.

Но если у вас затонированы стекла, не читаются государственные номера, отсутствуют права — здесь так просто освободиться не удастся. И если в первых двух случаях можете устранить нарушения на месте, то с последним —все будет зависеть как раз от того, как вы настроите в свой адрес представителя закона.

Ведь, по закону, он вообще может ваше ТС отправить на штрафстоянку. Но ведь есть и другой вариант —попросить его пойти вам на встречу, ограничиться штрафом в 500 рублей и съездить домой за документом. Конечно, такой вариант возможен только в том случае, если документ у вас действительно есть. 

Также рекомендуем вам ознакомиться с детальным разбором ситуации, при которой вам будет предложено пройти освидетельствование на состояние алкогольного обвинения, сделать это вы можете здесь.

При предъявлении любых обвинений должны быть предоставлены доказательства, без которых все обвинения являются голословными. Если вашу машину хотят обыскать — требуйте предоставить основания, желательно, в официальной форме. Не стесняйтесь звонить в подразделение, в котором работают сотрудники, и уточнять о правомерности предпринимаемых в ваш адрес мер.

Если вы не согласны с обвинением, которое вам предъявляют, обязательно это укажите. В протоколе, который будет составлять инспектор, есть специально отведенное место для комментариев водителя. Места там слишком мало, поэтому, если вы захотите подробно расписать то, с чем вы не согласны, можете попросить дополнительный бланк.

Подписывайте протокол только в том случае, если в нем не было допущено ошибок. Также помните, что перед составлением протокола инспектор обязан перечислить вам ваши права.

Не забывайте, что помимо возможности дать свое несогласие на месте остановки, вы можете сделать это также в течение 10 дней с момента выписки протокола. В нашей статье мы подробно рассказывали о том, как этот процесс осуществить.

Жалоба на гаишника

Фото 2

Хотя в России практика подачи жалоб на дорожных инспекторов не распространена, ее польза в случае удовлетворения позволит и недобросовестного сотрудника наказать, и, возможно, снять с себя риск наказания. Но писать жалобу необходимо только в случаях, если действительно для этого есть веские основания. Это может быть использование неисправных измерительных приборов, отказ в предоставлении документов, некорректно составленный протокол и т. д. Учитывая описанные правила того, как нужно разговаривать с гаишниками в напряженной ситуации, следует еще на месте остановки собрать максимум доказательств, которые сделают жалобу убедительнее. Для этого опять же используются фото- и видеоматериалы, а по возможности и свидетельские показания. Отправить составленную жалобу можно начальнику местного отделения ГИБДД, в суд или прокуратуру.

Как построить беседу

Если вас остановил гаишник, то очень важно построить разговор правильно, чтобы минимизировать собственный ущерб от вашей встречи. Следует понимать, что для ведения беседы водитель совершенно не обязан покидать салон своей машины. Таким образом, ответить на все вопросы сотрудника ГИБДД он может спокойно сидя в своем водительском кресле.

Спокойствие и адекватность — лучшие козыри в общении с сотрудниками ГИБДД

Прежде всего, у автолюбителя и гаишника должно произойти знакомство, в ходе которого последний представляется и запрашивает у водителя документы на управление его машиной. В ответ на это автомобилист должен предъявить удостоверение, причем отдавать его следует непосредственно в руки представителю власти.

Гаишник может попросить водителя выйти из салона его машины лишь в некоторых исключительных случаях:

  • Если он заподозрил, что автолюбитель нетрезв;
  • Если необходимо произвести осмотр авто и находящегося в нем груза;
  • Если необходимо ликвидировать поломку транспортного средства;
  • Если водитель не соблюдал правила по перевозке грузов в машине;
  • Если возникла необходимость в проверке номеров авто;
  • Если у гаишника есть основания полагать, что-либо водитель, либо его пассажиры являются участниками преступления;
  • Если личное присутствие автолюбителя необходимо для оформления документов или требуется его помощь.

Очевидно, что последний пункт может быть распространен практически на любую дорожную ситуацию. Поэтому, если представитель власти просит вас покинуть авто, то лучше не спорить с ним и выйти.

Имеет смысл отдельное внимание обратить на то, чего ни в коем случае не нужно делать, если органы правопорядка остановили вас на дороге. Соблюдение этих несложных правил-табу поможет вам, в том числе, и лучше понять, как правильно разговаривать с гаишниками:

  • Никогда не говорите гаишнику, что вам некогда, что вас ждут дела. Как правило, услышав это, представитель власти начинает с особенной тщательностью и медлительностью проверять ваши документы и номера вашего авто по своей базе;
  • Никогда не предлагайте деньги первыми. Многие автолюбители пытаются сразу же замять ситуацию, предложив гаишнику определенную сумму. Но его реакция может отличаться от ожидаемой: он может заподозрить неладное либо начать проверять вас еще более досконально, чтобы впоследствии увеличить сумму;
  • Не пытайтесь угрожать сотруднику ГИБДД тем, что вы будете жаловаться его руководству или добиваться его увольнения. Этим вы вряд ли его напугаете, зато легко настроите против себя. Если нарушение будет найдено, то госслужащий оформит вам штраф, а если нет – то при всем желании ни к чему не сможет придраться;
  • Не разговаривайте с гаишником грубо, не показывайте явное пренебрежение к нему. Как минимум это будет грозить вам тщательной проверкой, как максимум – административным арестом;
  • Не стройте из себя человека, который досконально знает все нормы законов, особенно в том случае, если на самом деле это далеко не так. Если вы не знакомы с какой-либо нормой, то не пытайтесь ссылаться на нее. Учтите, что многие сотрудники ГИБДД отлично подкованы в юридическом плане. Поэтому, если вам что-то непонятно, то просто попросите пояснить.

При общении с гаишниками не забывайте, что это их работа, и относитесь к ним с уважением

Водителя остановили

Фото 3

Как должно проходить общение с сотрудниками ГИБДД в случае непосредственной остановки транспортного средства? Согласно с п.67 Приказа №185, а также главы 4 Приказа МВД №6, после остановки инспектор ДПС обязан подойти к автомобилю, представиться (указать свои ФИО, а также должность и звание), вкратце объяснить причину, по которой транспортное средство остановлено, а также объяснить суть проблемы и необходимые для этого действия со стороны водителя.

При проверке документов не обязательно передавать их непосредственно в руки инспектору — достаточно лишь показать их (например, приложить к стеклу), а в случае требования передачи документов на руки можно опровергать такие требования на основании вышеназванных Приказов. После проверки документов не следует бежать за инспектором для «общения» в служебном автомобиле: выход из транспортного средства — это право, а не обязанность водителя.

Согласно с п.70 Приказа №185, а также п.18.4 Приказа №6, инспектор ДПС вправе требовать от водителя выхода из транспортного средства в следующих случаях:

  • Устранить существующие неисправности, которые имеются на автомобиле, или же устранить существующие нарушения правил перевозки грузов.
  • При наличии оснований для вывода о том, что водитель находится в состоянии опьянения (токсического, алкогольного или наркотического), или же при наличии признаков болезненного состояния.
  • Проведение проверки узлов и агрегатов на ТС, а также бортовых номеров в присутствии водителя.
  • В случае необходимости проведения досмотра автомобиля.
  • В случае, если водитель или пассажиры подозреваются в совершении преступления и/или представляют опасность для инспектора ДПС.
  • При необходимости оказания помощи или сотрудникам полиции, или участникам дорожного движения.

Видео: Юрист о правилах общения с сотрудниками ГИБДД

Права водителя

Существует ряд особо заметных нарушений, которые довольно часто совершают сотрудники патрульно постовой службы. Некоторые из них настолько привычные, что некоторые, особенно не сильно юридически подкованные водители, воспринимают, как данность.

Однако, это не правильно: во-первых, — так никогда настоящего порядка на дорогах не добиться, а во-вторых, — свое время, а тем более, деньги (в том случае, если вам незаконно решат выписать штраф) нужно тратить на что-то более приятное.

Вообще, как только сотрудник останавливает автомобиль, он обязан сам к нему подойти. Водитель не должен выходить из машины! Зачастую, особенно если автомобиль проехал несколько дальше того места, на которое указал жезлом работник, он может специально очень медленно идти, чтобы автовладелец сам вышел и пошел к нему на встречу.

  1. Первое, что делает госавтослужащий — представляется, называет свое звание, показывает удостоверение. Если общение с инспектором ГИБДД начинается не с этого — можно считать это нарушением установленного регламента.
  2. Также нередко сотрудники не сообщают причину остановки. Не сообщают, потому что водители привыкли послушно протягивать документы. А тем временем, если с вашей стороны не было каких-то явных нарушений, основания должны быть. К слову сказать, пункт этот является условным, ведь, как говорится, «было бы желание, а повод мы всегда найдем». То есть по сути, даже если вас остановили вне поста ДПС, попросили предъявить документы, а вы решили задать вопрос: «на каком основании?», вам, скорее всего, скажут, что «пришла ориентировка, ваша машина под описания подходит, проверяем». Спорить в данном случае практически бесполезно.
  3. Данный пункт является не очевидным для многих автолюбителей. Замечали на трассах, за кустами, либо в городе, спрятанными за огромными рекламными щитами, автомобили сотрудников ДПС? Конечно, встречали. Излюбленное место для отлова нарушителей — то, где машину будет не видно, а значит, больше шансов на то, что водитель не сбросит скорость, следовательно — можно выписать штраф и быстрее выполнить «план». Имейте в виду, что это незаконно.
  4. С недавних пор на месте нарушения права отбираться сотрудниками ГИБДД не могут. Если раньше, задержав пьяного водителя, инспекторы имели полное право забрать документ и выдать «времянку», то сейчас ВУ остается у автомобилиста до того момента, пока суд не примет решение о мере пресечения.
  5. В том случае, если вы решите записать разговор с инспектором на видеокамеру, а в ответ услышите, что этого делать нельзя — смело продолжайте съемку. Инспекторов снимать можно, а в ситуации, когда вас пытаются убедить в обратном — даже нужно, потому что, скорее всего, обвинение вам также попытаются предъявить необоснованно.
  6. Не раз фигурировал вопрос об отсутствии аптечки. Дело в том, что ТС автомобилистов угрожали задержать по причине отсутствия набора медикаментов. Это прямое нарушение должностных обязательств, потому что отсутствие аптечки, огнетушителя, запасного колеса и т. п. не имеют никакого отношения к возможности изъятия транспортного средства. Об официальных причинах задержания можно почитать в этой статье.

При любых намеках сотрудников на взятку, немедленно приступайте к фиксации всего, что будет происходить. Подготовьте свой телефон так, чтобы в любой момент можно было включить диктофон или видеокамеру. Сделать это можно по пути к машине инспекторов, где обычно такие разговоры и происходят.

Если нет прав

Фото 4

Наверное, каждый водитель хоть раз в жизни, но оставлял права дома. Ситуация неприятная, но и здесь можно или нарваться на крупные финансовые потери, или потерять несколько часов, но избежать грозящих санкций. На этот раз многое зависит именно от инспектора, а закон довольно суров к забывчивым автолюбителям. Для понимания того, как надо разговаривать с гаишниками, если прав на руках нет, следует учитывать два момента. Во-первых, максимальное наказание может обратиться в виде штрафа в 500 руб. (за отсутствие прав) и нескольких тысяч за содержание машины на штрафстоянке. Во-вторых, наказания можно избежать, если документы будут предоставлены до того как автомобиль будет эвакуирован. Иными словами, задача водителя – максимально толково пояснить гаишнику ситуацию и написать ему ходатайство с прошением о том, чтобы предоставить 1-2 часа на доставку прав.

Если нарушения не было

Самая неприятная ситуация – это агрессивный сотрудник, который констатирует нарушение, хотя на самом деле его не было. Конечно, в большинстве случаев добросовестные инспекторы отпускают автовладельцев, но так бывает не всегда. В напряженной обстановке следует не только вспомнить о том, как разговаривать с гаишниками, но и быть готовым к следующим действиям:

  • Оставаться в машине и не выходить из нее (даже передавать документы водители имеет право, сидя в машине). Это важно для психологического комфорта.
  • При первых признаках странного поведения инспектора необходимо включить запись видеорегистратора или телефона – это подготовка доказательств на случай дальнейших разбирательств.
  • Привлечь свидетелей к происходящему.

Все описанные действия требуются для того, чтобы подтвердить возможное злоупотребление полномочиями со стороны инспектора. Как правило, тон, в котором ведется разговор с гаишниками, дает уже на первых минутах понять рамки законности, в которых они действуют. Поэтому не стоит игнорировать возможности фиксации происходящего на камеру.

Водителя останавливают

Фото 5

Согласно с требованиями, изложенными в Приказе МВД №185, а также в Приказе №329, к основаниям, из-за которых инспекторы ДПС имеют право останавливать транспортное средство, относятся:

  • Визуально установленные, или определенные с помощью специальных технических средств, признаки нарушений требований безопасности дорожного движения на транспортном средстве;
  • Наличие объективных данных (служебной ориентировки, информация от третьих лиц, других постов ДПС или дежурных) о том, что лица, находящиеся в транспортном средстве, причастны к совершению преступления, ДТП или другого административного правонарушения;
  • Данные о том, что автомобиль, который останавливают работники ГИБДД, находится в розыске или может использоваться для противоправных целей;
  • Необходимость опроса водителя и пассажиров автомобиля в качестве очевидцев преступления или ДТП, при котором они присутствовали;
  • Привлечение пассажиров транспортного средства в качестве понятых;
  • Необходимость использования автомобиля или водителя для оказания помощи работникам ДПС или участникам дорожного движения;
  • Проверка водительских документов на право транспортировки определенных грузов, на право управления транспортным средством, самой документации на автомобиль, а также документов, которые удостоверяют личности пассажиров, находящихся в транспортном средстве. Отметим, что общение с ГАИ по поводу проверки документов может проводиться исключительно на полицейских контрольных пунктах, КПП или стационарных постах ГИБДД;
  • Проведение специальных мероприятий, санкционированными распорядительными актами высших руководителей МВД и ГИБДД, направленных на проверку и установление личностей водителей транспортных средств и грузов, которые транспортируются.

Иные случаи остановки

Остановки в других случаях, кроме перечисленных, расцениваются как нарушение служебной дисциплины, согласно с «Наставлениями по службе ДПС ГИБДД». Согласно с данным документом, остановка и проверка документов, а также иные действия, не мотивированные вышеперечисленными пунктами, проводятся вне зоны ответственности поста ДПС.

Как правильно вести себя с гаишником

При общении всегда учитывайте то, что, скорее всего, остановивший вас гаишник имеет внушительный трудовой стаж и определенный опыт работы с нарушителями. Поэтому если вы что-то скрываете или просто не уверены в себе, то он обязательно это заметит.

Читайте также: Почему машина жрет много бензина

При общении с сотрудниками ГИБДД старайтесь соблюдать некоторые несложные правила:

  • Сохраняйте спокойствие и терпение, если вы уверены в том, что не нарушали правила и ваши документы в полном порядке. Не нервничайте, смотрите представителю власти в глаза, разговаривайте с ним уверенно и твердо. Ваш бегающий взгляд вкупе с трясущимися руками стразу покажет гаишнику, что вы можете быть в чем-то виноваты. За счет этого ему будет гораздо проще получить с вас деньги.
  • Человек, который опрятно выглядит и едет в чистой машине, всегда вызывает у гаишника меньше подозрений;
  • Если вы знаете правила на дороге и прочие законы, то при разговоре с гаишником это будет для вас существенным плюсом;
  • Постарайтесь записать ваше общение с инспектором на телефон, диктофон или видеокамеру. Включите устройство, назовите дату, время и ваше местоположение, попросите также гаишника представиться, показать свое удостоверение и назвать данные этого документа. При этом не покидайте салон вашего автомобиля;
  • Общайтесь с сотрудником ГИБДД вежливо и корректно. Выразите свое уважение к тому, что он находится на работе и проверять авто – это его непосредственная обязанность. Зачастую встретив грубого автомобилиста, инспектор начинает вести себя также ему в ответ. Если же вы будете максимально вежливы, то тем самым выбьете гаишника из привычной для него колеи;
  • Отличный способ наладить общение – подражать жестикуляции и манере речи гаишника. Вы этим расположите его к себе. Ведите себя спокойно. Если вас обвиняют в том, что вы нетрезвы, попросите провести алкотест, если говорят, что вы превысили скорость – попросите показать вам видеозапись, на которой будут видны номера вашего авто. И ни в коем случае не предлагайте гаишнику деньги.

Всегда необходимо останавливаться по требованию сотрудника ГИБДД

Фото 5

Если нарушено правило ПДД

Для начала важно отметить, что независимо от того, было нарушение или нет, сотрудник должен представиться, предъявить документы и сообщить основания, по которым произведена остановка машины. Если было совершено нарушение, то инспектор обязан выписать штраф. На этом моменте следует остановиться подробнее, чтобы прояснить, как правильно разговаривать с гаишниками, если основания для составления протокола о нарушении действительно есть. К сожалению, большинство инспекторов начинают провоцировать водителей на дачу взятки. Это может выражаться фразами типа «ну, что будем делать?». Поддаваться на такой соблазн не стоит по двум причинам: дача взятки карается законом, и статистика, по которой несговорчивых водителей отпускают даже без штрафа. Как ни странно, бывают случаи, когда гаишники элементарно не хотят возиться с документами, а иногда оснований для штрафа просто нет, и единственное, что им остается, – отпустить водителя.

Вопросы и ответы

Источники

Использованные источники информации.

  • https://businessman.ru/new-kak-razgovarivat-s-gaishnikami-pravilno.html
  • https://prava.expert/avtoyurist/voditelyu/kak-razgovarivat-s-gaishnikami-pravila-i-sekrety.html
  • http://ktonaavto.ru/avto-faq/raznoe/kak-razgovarivat-s-gaishnikami.html
  • http://pravo-auto.com/pamyatka-voditelyu-pri-obshhenii-s-dps/
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий