Обсуждение основных проблем развития бизнеса в России и секретов успешного планирования. Как застраховать груз при перевозке автомобильным транспортом? В чем особенности страхования грузов при международных перевозках? Кто предлагает выгодные тарифы на страхование грузов в Москве?
Содержание
- Порядок страхования грузов
- ТОП-7 компаний по страхованию грузовых автоперевозок
- Правила страхования грузов
- Какие грузы можно застраховать – обзор ТОП-4 основных видов
- Страхование груза при перевозке: подотрасли
- Страхование грузов:кому это может быть интересно
- Наступление страхового случая и осуществление выплат
- Нужно ли страховать груз
- Виды страхования грузов
- Кто предлагает выгодные тарифы на страхование грузов
- Основные моменты заключения договоров
- Что можно застраховать
- Особенности страхования опасных грузов
- Правила страхования — основа договора
- Страхование ответственности перевозчиков
- Общепринятые виды рисков
- Страхование единовременных и периодических перевозок
- Порядок оформления договора
- ТОП-4 ошибки при страховании грузов, которые приводят к отказу в страховом возмещении
- Вопросы и ответы
Порядок страхования грузов
Если вы впервые будете оформлять страховку для грузов, рекомендуем ознакомиться с нашей пошаговой инструкцией. С ней вы точно не упустите важных моментов.
Итак, чтобы застраховать транспортируемые предметы, необходимо пройти несколько этапов:
- Определяемся со страховой компанией. Выбирайте такую, которая имеет большой опыт страхования грузов. Предпочтение отдавайте страховщикам, существующим на рынке как минимум 10 лет. Они уже подтвердили свою платёжеспособность, точно не являются мошенниками и идут навстречу клиентам (например, Росгосстрах). Также один из известных деятелей страхового рынка – Ингосстрах, предоставляющий широкий выбор страховых объектов;
- Выберите риски. Важно сформировать перечень из тех страховых событий, которые действительно могут наступить. Не нужно включать возможность землетрясения, если путь перевозчика не следует через сейсмически нестабильные участки земли. Чем меньше необоснованных рисков в вашем полисе, тем меньше вы переплатите;
- Подготовьте документы для страховщика. Ими будут бумаги, подтверждающие право владения грузом. При этом может понадобиться акт описи имущества, составленный оценщиком. Потребуется и договор собственника грузов с перевозчиком. Акт осмотра транспорта и многие другие документы, которые зависят от способа транспортировки, вида груза и территории пути;
- Внимательно ознакомьтесь с договором. Сверьте все данные, просмотрите сумму покрытия и случаи, при которых она полагается. Уточните, какие риски не будут возмещены и при каких обстоятельствах в выплате будет отказано;
- Подпишите договор и оплатите услуги страховщика. На данном этапе вы можете оплатить часть страховки или весь объём: смотря на каких условиях подписан полис. Вы получаете на руки оригинал договора и оплаченную квитанцию. Копии документов остаются у страховщика, который вбивает данные в базу. Обычно действие договора начинается со дня, следующим за датой его подписания.
ТОП-7 компаний по страхованию грузовых автоперевозок
Ниже представлен перечень компаний, которые зарекомендовали себя как надежные страховщики.
«Спасские ворота»
Лидер среди страховщиков грузов. Имеет целый набор доступных тарифов, которые подходят, в том числе, и новичкам. Главными достоинствами фирмы считаются быстрое оформление полиса и реализация выплат по страховым случаям в течение 10 дней. Зарегистрировать можно любой тип перевозки: как на автрмоавто, так и по воздуху или по морю.
Компания «Пари»
Работает с 1992 года. Фирма изначально специализировалась на страховании грузов. При возникновении страховых случаев менеджеры быстро реагируют, решают юридические проблемы и организуют выплату компенсации в ближайшее время.
«АльфаСтрахование»
Считается одним из самых надежных страховых агентств. Полисы оформляются не только на груз, но и на транспортно-экспедиционную деятельность.и железнодорожного транспорта. Клиенты имеют доступ к круглосуточной службе поддержки, многие операции выполняются онлайн.
«Ингвар»
Компания открыта с 1993 года и специализируется на обслуживании юридических лиц. Страхованию подлежат различные грузы, в том числе, например, нефтепродукты. Менеджеры оперативно действуют в чрезвычайных ситуациях и учитывают все пожелания клиента.
«Капитал-Полис»
Работает на рынке уже более 20 лет. Приоритет страхования — это грузы, товары на складе и экспедиторская деятельность. Предоставляется возможность открыть разовый полис на все товары, перевозимые одним страхователем.
«Ингосстрах»
Имеет контракты с такими крупными клиентами, как РЖД «Московский метрополитен» и т.д. Страхование грузов является одним из приоритетных направлений. Компания гарантирует своевременные выплаты компенсации, высокий уровень сервиса, онлайн-обслуживание и прочие преимущества.
«AIG»
Международная компания с хорошей репутацией. Представлена в России уже 20 лет. Главное достоинство — наличие полисов на международные перевозки, работающих для любого типа транспорта.
Правила страхования грузов
Каждая страховая компания составляет свод правил, на которых и строится взаимодействие страховщика с собственником грузов. В них оговариваются страхуемые риски, порядок выплаты возмещения, а также те случаи, наступление которых не является поводом для выплаты компенсации.
На последние-то условия многие страхователи и закрывают глаза. А, между прочим, нужно знать, когда не стоит надеяться на страховую.
Правила большинства страховых компаний исключают из покрытия следующие риски:
- Военные действия на территории доставки грузов;
- Нахождение водителя в алкогольном опьянении или под действием сильнодействующих средств;
- Нарушение правил движения водителем (по незнанию или намеренно);
- Умышленные действия собственника груза ради получения денег от страховой компании;
- Неисправность транспортного средства перед поездкой (если собственник имущества знал об этом и скрыл данный факт от страховщика);
- Изъятие груза на таможне или во время пути сотрудниками правоохранительных органов;
- Повреждение товаров вследствие воздействия насекомых, грызунов, плесени;
- Разрушительное влияние температуры на грузы;
- Возгорание пожароопасных грузов при разгрузке или погрузке (если об этом не был осведомлён страховщик);
- Неисправность упаковки, послужившая причиной потери части груза;
- Ядерный взрыв;
- Косвенные убытки (потеря прибыли в результате низкой скорости транспортировки и падения цен).
В правилах также оговариваются особенности заключаемого договора.
В него обязательно должны быть включены следующие условия:
- Перечень страхуемых объектов (их наименование, количество, стоимость, подтверждаемые документами на собственность);
- Список страховых случаев, при наступлении которых страхователь может рассчитывать на компенсацию затрат;
- Величину покрытия;
- Срок, на который заключён договор.
Лишь при указании данных особенностей договор страхования считается готовым к подписанию сторонами. Важно также сверить данные касаемо собственника имущества и перевозчика. Ошибка в сведениях может стать поводом для отказа в полагающейся компенсации.
Не забывайте и о правилах страхования, которые будут установлены между вашей компанией и перевозчиком. Необходимо установить, кто из вас будет выгодоприобретателем, то есть, кому будет выплачено возмещение при наступлении страхового случая. От этого зависит учёт НДС в бухгалтерии предприятия.
Какие грузы можно застраховать – обзор ТОП-4 основных видов
Страхованию подлежат практически любые виды грузов и перевозок. Защитить можно всё, начиная от нефтепродуктов и заканчивая изделиями из стекла и хрусталя.
Виды страхования грузов классифицируются также по способу перемещения грузов. Каждый способ имеет свои особенности, которые мы сейчас и рассмотрим.
Вид 1. Страхование авиаперевозок
Воздушные перевозки – самый молодой вид транспортировки и самый перспективный. Главное преимущество этого способа перемещения грузов известно всем – это высокая скорость доставки.
Для крупных объектов или оборудования используются специализированные борта – грузовые самолёты с повышенной вместительностью.
Несмотря на предвзятое отношение некоторых граждан к авиационным перелётам, этот тип транспорта считается у страховщиков наиболее безопасным.
Вероятность порчи либо полной утраты имущества минимальна, а стало быть, страховые риски — низкие. Правда, для некоторых категорий грузов (дорогостоящей оргтехники, электроники) существует риск хищения. Особенно часто грузы воруют в промежуточных пунктах пребывания авиатранспорта по пути к конечной точке.
Вид 2. Страхование морских грузов
История морских перевозок уходит во тьму веков. Именно морские грузы испанцы называли словом «cargo» — отсюда пошло интернациональное обозначение грузового страхования.
Морская транспортировка связана с большим количеством рисков: груз можно повредить при погрузке и разгрузке, а целостность товара и скорость его прибытия сильно зависят от погоды и условий хранения.
Но в некоторых ситуациях перевозка по воде – единственная возможность доставить груз до пункта назначения. В особенной степени это касается внешней торговли между странами. По воде транспортируют зерно, технику, скот и многое другое.
Перевозки по морю-океану страхуются полностью или частично, в зависимости от сложности маршрута, его протяженности и прочих факторов. Здесь в меньшей степени присутствует риск хищения, но зато высока вероятность намокания и порчи груза в результате попадания на борт судна морской воды.
Вид 3. Страхование железнодорожных перевозок
Ежедневно по железной дороге перемещается сотни тонн промышленных и коммерческих грузов. В России этот транспорт особенно популярен ввиду расстояний между регионами и относительной дешевизны.
Риски перевозок по «железке» немногочисленны:
- повреждение груза в результате схода с рельсов или неудачных маневров;
- нарушение герметичности упаковки;
- порча в связи с погодными условиями;
- хищение.
Страхование железнодорожных грузов – относительно редкий вид страхования, поскольку этим способом часто перемещается то, что в особой защите не нуждается – щебень, руда, уголь, древесина.
Вид 4. Страхование автомобильных грузов
Автоперевозки характеризуются максимально высокими рисками. На дорогах случается большое количество аварий и других ситуаций, связанных с повреждением, порчей и хищением грузов. Велика вероятность мошенничества, подлога, подделки документов и прочих противоправных деяний.
Больше информации – в статье «Страхование имущества».
В таблице наглядно представлены виды перевозок и их особенности:
Страхование груза при перевозке: подотрасли
- Страхование авиаперевозок. Перемещение грузов по воздуху — самый молодой и перспективный из всех способов. Таким образом обычно перевозят грузы небольших размеров. С целью транспортировки более крупных объектов возможно использование чартерных рейсов специализированных бортов. Страховой риск здесь обычно невысокий, поскольку этот вид транспорта считается наиболее безопасным. Превышение максимально допустимой массы груза в данном случае недопустимо, поскольку угрожает безопасности полёта. По этой же причине возможность порчи или утраты груза, перевозимого таким образом, минимальна. Для некоторых видов товаров (например, одежды, компьютерной и иной электронной техники) высок риск хищения, особенно в промежуточных пунктах пребывания во время следования к месту назначения.
- Страхование морских грузов. Такой вид перевозки связан со множеством рисков, например, повреждением при погрузочно-разгрузочных работах или транспортировке, неблагоприятными погодными условиями. Несмотря на высокую степень риска, в некоторых случаях отправка груза водным транспортом — единственный способ доставки его к месту назначения. Морские перевозки допускают использование полного и частичного страхования транспортируемого имущества. Второй вариант предполагает страховую защиту груза лишь на отдельном участке пути. Размер премии по договору здесь зависит от условий перевозки, длины маршрута, количества промежуточных пунктов и прочего.
- Страхование железнодорожных перевозок. Повреждение имущества в случае схода вагонов с рельсов или смещения в результате манёвров, а также его порча при нарушении герметичности, хищение — вот основные рисковые ситуации, связанные с перемещением груза таким образом. Точный их набор для конкретного случая страхования определяется с учётом характера груза и транспортного средства.
- Страхование автомобильных грузов. Этот способ перевозки считается самым высокорисковым. Такое положение дел обосновано наличием большого количества дорожных аварий и противоправных действий со стороны третьих лиц. Размер страховой премии здесь зависит от особенностей маршрута перевозки, типа грузового автотранспортного средства.
Страхование грузов:кому это может быть интересно
Ситуации бывают разные, и никто не даст гарантию, что по пути следования не случится никаких непредвиденных событий. Для того, чтобы быть уверенным, что если уж не сам товар, то хотя бы его денежный эквивалент сохранится, и была создана данная услуга.
Страхование груза – это вид имущественного страхования, направленный на защиту интересов владельца перемещаемого объекта при транспортировке последнего.
Оно преследует следующие цели:
- Защита посылаемых ценностей в пути.
- Соблюдение интересов хозяев товара.
- Создание условий для обязательной компенсации потерь при повреждении или утрате карго, возникших по независящим от страхователя причинам.
В нашей стране это необязательная процедура. Однако все больше предпринимателей, чей бизнес связан с перевозками к ней прибегают. Кроме того, сами транспортные компании могут отказаться заключать договор, если отсутствует соответствующий полис, защищающий товар в пути. Надо понимать, что договор с фирмой, занимающейся грузоперевозкой, не подразумевает ее полную ответственность за сохранность вещей в дороге. Российским и международным законодательством предусмотрены случаи, когда перевозчики полностью освобождаются от необходимости возмещать ущерб. Поэтому ставить знак равенства между таким договором и актом страхования будет в корне неверно.
В полисе можно учитывать следующие виды рисков:
- природные катастрофы (ураганы, наводнения, землетрясения и пр.);
- пожар;
- умышленные противоправные действия третьих лиц;
- повреждения по вине перевозчика;
- пропажа товара без вести;
- другие.
На усмотрение страхователя можно включить все возможные ситуации или выбрать только некоторые, наиболее вероятные, по мнению обратившегося. Кроме того, есть возможность оговорить, что возмещение будет только в случае полного разрушения перевозимого товара. К этому чаще всего прибегают при доставке подержанной электроники, чтобы финансовая компания сняла с себя обязательства по уже имеющимся неполадкам.
Наступление страхового случая и осуществление выплат
Если наступление одного или нескольких страховых случаев по ранее заключённому договору на страхование грузов всё же произошло, страхователь должен незамедлительно оповестить об этом страховую компанию. Такое предварительное информирование может быть произведено любым доступным способом: посредством телефонного звонка, факса или электронной почты, причем непременно с обязательным указанием места и времени произошедшего, предполагаемых причин и размера убытка.
Официальным же уведомлением служит письменное заявление о наступлении страхового случая, которое необходимо отправить в адрес страховщика заказным письмом, курьерской доставкой либо по электронной почте. Сроки его представления различны для каждой страховой компании и должны находиться в диапазоне от 24 часов до 5 рабочих дней.
Страхователь обязан приложить все усилия для обеспечения сохранности имущества, являющегося объектом договора, до его осмотра уполномоченным на то представителем страховщика. Он также может перевести пострадавший груз с места происшествия, если это требуется для поддержания должного уровня его безопасности (при условии наличия разрешения на то от другой стороны).
Страховщик вправе потребовать предоставления документов, необходимых для подтверждения факта обоснованности и определения особенностей страхового случая, а именно:
- Сведения о страхователе (для физических лиц — паспорт или иной, подтверждающий личность документ, для юридических — свидетельство о регистрации и учредительная документация).
- Свидетельство существования договора страхования (оригинал договора, страховой полис, извещение о начале перевозки, дубликат документа, подтверждающего факт оплаты страховой премии в полном объёме, заявление о выплате страховки).
- Бумаги, указывающие на наличие имущественного интереса к объекту страхования (комплект договоров купли-продажи, накладные, счета, счета-фактуры и прочая накладная документация).
- Документы, доказывающие факт перевозки (договор с транспортной компанией, заявка на перевозку, сопроводительная перевозочная документация).
- Бумаги, удостоверяющие наступление страхового случая (основной — акт об имущественной недостаче, остальной состав зависит от вида перевозок).
- Документы, обосновывающие размер причинённого ущерба. Это расчёт сумм страховых выплат, заключения экспертов, фотографии и т. п.
- Документы, подтверждающие реализацию права суброгации (копии претензий к транспортной компании, ответные письма и комментарии).
Нужно ли страховать груз
Ежедневно в разные города и страны транспортируются тонны товаров, начиная от печатной продукции и заканчивая домами. На этом построено взаимодействие продавцов и покупателей, а посредниками между ними выступают перевозчики. Последние отвечают за сохранность груза и доставку его до места назначения.
На дорогах, в воздухе или воде не исключены риски возникновения аварий, порчи товара или его кражи. Чтобы исключить потери (особенно если груз представляет особую ценность), перевозимые предметы принято страховать.
В России данный вид защиты не является обязательным, однако, некоторые контрагенты не заключают договоры на транспортировку товаров при отсутствии страхового полиса. Оно и понятно: есть риск лишиться всего имущества.
Страхование грузов используется для следующих целей:
- Защита прав собственности на груз его обладателем;
- Сохранность товаров;
- Своевременная реакция на неприятности и быстрое решение сложных вопросов;
- Получение возмещения для минимизации потерь.
Добровольное страхование позволяет сэкономить при наступлении непредвиденных обстоятельств, связанных с порчей груза. Защитить можно весь объём перевозимых товаров или их часть в зависимости от условий, которые будут обозначены в страховом полисе.
Существует огромное число рисков, которому подвержены транспортируемые грузы.
Наиболее часто встречающиеся среди них:
- Аварии;
- Возгорание;
- Неправомерные деяния третьих лиц (порча грузов, разбойные нападения, кража, разрыв упаковки и т. д.);
- Загрязнение, поломка и другие обстоятельства, связанные непосредственно с особенностями транспортировки;
- Пропажа самого транспорта;
- Природные катаклизмы (град, удары молнии, смерч и другие).
Если при транспортировке крупногабаритного и дорогостоящего груза произойдёт авария, которая приведёт к его порче, и при этом груз не будет застрахован, то весь ущерб будет покрываться перевозчиком или самим собственником.
Последний несёт ответственность за транспортируемое имущество, о чём сообщается в договоре, подписанном между ним и контрагентом. Отсутствие страховки ведёт к тяжёлым судебным процессам и часто непосильным расходам.
Виды страхования грузов
Бесплатная консультация юриста по телефонуЗадать вопрос юристу
По Москве и Московской области7 (499) 113-16-34 Санкт-Петербург и область7 (812) 243-19-31 Федеральный номер7 (800) 511-91-49Страховка грузов не является обязательной, однако в зависимости от вида транспорта, с помощью которого будет перевозиться груз, может стать условно-обязательной. Так, некоторые фирмы отказывают в перевозке вообще, если при выборе определенного типа перевозки не приобрести страховку – это понятно и объяснимо, ведь ТК заинтересована в минимизации рисков.
Соответственно, некоторые виды перевозок «опаснее» других:
- Авто перевозки имеют большой риск — попадания в ДТП и повреждения товаров.
- Морские перевозки также сопряжены с высоким уровнем порчи грузов и опозданиями (очень медленный вид).
- ЖД имеет пониженный риск порчи предмета перевозки, однако является не скоростным видом.
- Авиаперевозки – низкий риск, практически нет опозданий, быстро. Минус – дороговизна.
В зависимости от выбора вида перевозки различают и виды страхования:
- Страховка воздушных грузоперевозок – используется редко, когда нужно доставить быстро и безопасно, и имеет пониженный порог риска. Чаще всего используется, если транспортируется дорогостоящее оборудование.
- Страховка морских перевозок – используется, когда нужно перевести большую партию, обычно из страны в страну (международное страхование).
- Страховка ЖД-перевозок – невысокий риск, но применяется очень редко других видов страхования, поскольку среди грузов, отправляемых по железной дороге, обычно то, что повредить невозможно (руда, уголь).
- Страховка автоперевозок – самая покупаемая страховка, поскольку перевозка сопряжена с огромными рисками, в том числе, мошенничества и хищения.
Также, существует разделение по категориям:
- Страхование покрывающее все риски.
- Страхование покрывающее сокращенный список рисков.
- Страхование лишь в случае полной потери груза или его повреждений вследствие поломки ТС (риски крушений).
Кто предлагает выгодные тарифы на страхование грузов
Из чего складывается размер выплат? Ваш товар оценивают в какую-то сумму, затем вы выбираете, какой процент от неё вам выплатят в случае убытков. Чем больше ставка – тем больше вам вернут, но тем выше взносы, которые берёт агентство за услугу. Разумеется, если с имуществом ничего не случится, страховая компания просто оставит деньги себе. Вот несколько популярных агентств, предлагающих страхование груза при перевозке автомобильным транспортом по выгодным тарифам:
- «АльфаСтрахование» – 0,02 – 0,2% от стоимости вашего груза;
- «Страховой дом ВСК» – от 0,09%, но есть и фиксированные тарифы (например, по ставке 49 р. в день, вы получите 100 тысяч рублей);
- ООО «Абсолют страхование» – 0,25%;
- СК «Согласие» – 0,25%;
- «Спасские ворота» – 0,25%;
- «Пари» – 0,25%.
Основные моменты заключения договоров
Лицо, решившее застраховать свой груз, должно обратиться с этой проблемой в соответствующую компанию до момента его отправки в пункт назначения. Договор страхования грузов — основной документ, инициирующий правовые отношения между сторонами и описывающий порядок их взаимодействия. Он также должен содержать в себе определяющие условия, отсутствие которых в содержании отменяет признание его договором имущественного страхования, а именно:
- Соглашение сторон об определении конкретного имущества или материальных интересов в качестве объекта страхования.
- Перечень страховых случаев.
- Величина страховой суммы.
- Оговоренные сроки действия.
Важным нюансом страхования имущества при транспортировке является установка величины франшизы, которая представляет собой некоторый максимальный уровень материального ущерба. Наличие таковой отменяет обязательства страховщика по договору. Иными словами, если общая стоимость убытков меньше согласованного сторонами показателя, возмещение не выплачивается. Франшиза может быть зафиксирована в виде конкретной суммы денежных средств или в форме процента от общей стоимости страховки. Она также может быть:
- Условной. Предусматривает возмещение при наличии ущерба выше стоимости франшизы.
- Безусловной. При наступлении страхового случая выплаты производятся за вычетом её стоимости.
Договор на страхование грузов может предусматривать наличие у страховщика права суброгации — возможности предъявить материальные претензии третьим лицам, в том числе виновным в причинении ущерба. Такое право может быть реализовано им только после осуществления всех причитающихся выплат страхователю. Примером может являться доказанное повреждение или утрата транспортируемого имущества или его части по вине перевозчика.
В период действия договора могут произойти какие-либо существенные события, обеспечивающие изменение степени риска. В таком случае возможен пересмотр его условий. По этой причине страхователь, узнав о произошедшем, обязан в кратчайшие сроки поставить в известность и страховщика.
Что можно застраховать
Застраховать можно любой груз, однако некоторые виды подлежат согласованию со страховой:
- Деньги – наличные.
- Произведения искусства.
- Живность.
- Военные товары (оружие, техника).
- Драг. металлы и украшения.
- Акцизные грузы.
- Растения.
Особенности страхования опасных грузов
Несмотря на то, что в России есть обязательные нормы по транспортировке опасных веществ и товаров, их защита все же не является обязательной. Тарифы на перевозку таких карго значительно выше, что связано с необходимостью нести ответственность не только за саму посылку, но и за окружающее пространство или третьих лиц, в случае получения ими вреда из-за ее воздействия.
При этом учитываются следующие виды рисков:
- порча или полное разрушение товара;
- причинение вреда здоровью или жизни третьих лиц;
- повреждение чужого имущества в связи с транспортировкой;
- загрязнение территории.
изображение с сайта
Правила страхования — основа договора
Правила страхования грузов — издаваемый страховщиком документ, служащий базой для заключения любого страхового договора. Он регламентирует общие условия и порядок взаимодействия сторон, может содержать дополнительные моменты страхования. Они будут обязательны для исполнения страхователем в том случае, если такая необходимость прописана в договоре. Содержание «правил» может являться основной частью документа или приложением. Второй вариант предполагает вручение копии бумаги страхователю непосредственно при подписании договора и внесение в него соответствующей записи.
В нашей стране каждая страховая организация разрабатывает собственный вариант этого документа. Правила страхования грузов могут иметь отличия в нюансах, но должны включать обязательные для всех разделы. По этой причине они подлежат обязательному лицензированию в уполномоченном органе — Федеральной службе по финансовым рынкам.
Страхование ответственности перевозчиков
В мировой практике страхование ответственности перевозчика грузов — общепризнанная обязательная норма взаимодействия между субъектами бизнеса. В нашей стране сложилась несколько иная ситуация. Такая защита интересов транспортных операторов является добровольной. Также такое решение, как страхование груза, перевозчиком может быть принято и под давлением клиентов. Всё потому, что далеко не все пожелают доверить транспортировку товара исполнителю без полиса страхования ответственности. Действительно, его наличие предоставляет некоторые преимущества для обеих сторон:
- При наступлении страхового случая по вине перевозчика ему будет гарантировано возмещение причинённого ущерба.
- Рост доверия к конкретному перевозчику как к реальному партнёру.
- Услуги по оценке объёма и выяснению причин возникновения страхового случая осуществляются бесплатно для владельца груза.
Порча, пропажа, гибель транспортируемого имущества, а также убытки его владельца, связанные с задержкой или срывом поставки по вине перевозчика — основные причины, вызывающие наступление его ответственности. Также возможно страхование ответственности перевозчика грузов от причинения непреднамеренного вреда.
Общепринятые виды рисков
За все время применения практики страховой защиты перевозимого имущества в мире разработаны и активно используются виды страхования, по каждому из которых может быть заключен соответствующий договор. Это условия, предусматривающие ответственность страховщика за:
- Все возможные риски. В такой ситуации полис гарантирует защиту имущественных интересов в общей аварии. Она предполагает нанесение ущерба или утрату всего груза или его части по любой причине, кроме случаев присутствия в действиях страхователя злого умысла или небрежности по отношению к перевозимому объекту, наличия у последнего особых характеристик, а также наступления военных рисков и воздействия радиации. Перечень исключений по конкретному договору определяется страховщиком.
- Частную аварию. Здесь работает обратный принцип: договор описывает рисковые ситуации, наступление которых подлежит страховой защите. Выплаты должны производиться при причинении ущерба или гибели всего имущества или его части в результате наступления оговоренных обстоятельств.
- Отсутствие ответственности за повреждение, за исключением случаев крушения. Принцип заключения такого договора аналогичен предыдущему варианту. Однако в этом случае полис страхования грузов предполагает возмещение убытков лишь в ситуации абсолютной утраты перевозимого имущества или его части. Обычно таким образом страхуется электронное оборудование, бывшеее в употреблении, поскольку такой подход снимает ответственность страховщика за уже имеющиеся на момент отправки неполадки.
Два последних вида страхования, построенные на перечислении конкретных рисков, менее обширны, чем дорогостоящий первый. В подавляющем большинстве случаев заключение договора осуществляется именно на условиях охвата всех возможных рисков.
Страхование единовременных и периодических перевозок
Сроки действия договоров могут быть различными. В зависимости от этих условий различают разовое и периодическое страхование грузов. Единовременные перевозки — стандартный случай, где договор с периодом действия 30-60 дней с момента зачисления средств на счёт страховщика предусматривает страхование одной конкретной транспортировки.
При страховании периодических поставок один договор (обычно годовой) обеспечивает защиту однородных партий груза. Страхователь в этом случае обязан информировать страховщика об очередной перевозке, а тот, в свою очередь, выдавать индивидуальный страховой полис. Применение такого вида защиты предусматривает наличие особого приложения к договору — бордеро. Оно представляет собой описание всего ряда перевозок с указанием объёмов и особых условий каждой. Страховые премии могут начисляться как в конкретном случае, так и периодически, на протяжении действия договора.
Порядок оформления договора
Чтобы застраховать перевозимые товары, необходимо:
- Выбрать СК – оценить надежность, отзывы, рейтинг страховых.
- Рассчитать тариф в выбранной СК.
- Собрать документы:
- Удостоверяющие страхователя и его статус.
- Подтверждающие объявленную стоимость перевозимого товара.
- Подтверждающие право собственности на товар.
- Передать страховой информацию о том, какой именно груз будет перевозиться – наименование, упаковка, количество, габариты.
- Обозначить риски, от которых будет страховаться перевозка.
- Подписать договор – действие совершается двумя сторонами, указанными в тексте соглашения. Один экземпляр у вас, второй – у СК.
Составление самого договора, как правило, берут на себя юристы – это обеспечивает надежность и «не-липовость» соглашения. Перед подписанием необходимо тщательно ознакомиться с текстом и условиями договора страхования во избежание недоразумений, а уже потом подписывать.
ТОП-4 ошибки при страховании грузов, которые приводят к отказу в страховом возмещении
Поскольку в РФ страхование грузов – практика относительно новая, не все страхователи до конца понимают природу и механизмы защиты рисков. Чтобы обезопасить свои интересы, клиентам следует избегать типичных ошибок транспортного страхования.
Ошибка 1. Невнимательное заполнение заявления
Такая ошибка особенно актуальна для частных лиц, занимающихся грузоперевозками. Если в документе допущена неточность при внесении официальных данных относительно груза или личности страхователя, компания вправе отказать в выплатах по такому договору.
Вывод: заполняя заявление, данные надо проверять и перепроверять по несколько раз. Невнимательность при составлении договора чревата финансовыми потерями.
Ошибка 2. Несвоевременное уведомление страховой компании о наступлении страхового случая
У каждой компании – свой регламент. Согласно договору, страхователю отводится от 24 часов до 5 суток для уведомления представителей фирмы о том, что с грузом произошёл страховой случай. Сообщить о происшествии клиент имеет право по телефону, письмом, через интернет-каналы.
Ошибка 3. Предоставление неполного пакета документов в страховую компанию
Страховая ситуация должна быть зафиксирована по всем правилам. Если страхователь предъявил неполный пакет документов или не предоставил реальных доказательств происшествия, агенты вправе отказать в составлении страхового акта и выплате компенсации.
Ошибка 4. Некорректное указание рисков, которые покрываются договором страхования
В любом документе перечислены риски, которые страхователь соглашается или НЕ соглашается включить в окончательный вариант договора. Если риски указаны некорректно или нужные пункты вовсе отсутствуют, то никакого возмещения вы не получите.
Рекомендую к просмотру видеоролик по теме страхования железнодорожных грузов.
Вопросы и ответы
Источники
Использованные источники информации.
- https://bfrf.ru/strahovanie/strahovanie-gruzov.html
- https://yurfor.ru/strahovka/gruzov.html
- https://hiterbober.ru/insurance/strahovanie-gruzov.html
- https://businessman.ru/new-straxovanie-gruzov-pri-perevozke.html
- https://byd-spokoen.ru/articles/strahovanie-veshchej/strakhovanie-gruza-pri-perevozke.html
- https://insure-guide.ru/property/straxovanie-gruza-pri-perevozke/
- https://econom-trans.ru/docs/pravila-poryadok-strahovaniya-gruzov-pri-perevozke.html