Куда обращаться за защитой

 

Методическое пособие: как защитить свои права?, Права человека: способы защиты, мониторинг, Проекты Общественная организация «Правосознание». Чем занимается общество защиты прав потребителей? Какой номер телефона горячей линии общества по защите прав потребителей? Как через официальный сайт общества защитить свои права?

4 полезных совета по защите прав для потребителя

Ну и наконец, хочу дать вам несколько полезных советов, которые помогут облегчить задачу отстаивания своих прав.

Совет 1. Всегда требуйте чек на покупку

При совершении любых покупок требуйте чек. Это значительно облегчит предъявление претензий торговой точке в случае обнаружения некачественного товара.

Помните, отсутствие чека не считается основанием для отказа в предъявлении требований, но вам придется каким-то образом доказать, что вы совершили покупку именно в этом магазине.

Для этого можно воспользоваться юридической услугой адвоката, который знает, какие доказательства потребуются в суде. В частности, он может запросить товарные накладные и по ним определить, приобретен товар в этом месте или в каком то другом.

Совет 2. Обратите внимание на наличие гарантии

Сложные технические товары, а также обувь и некоторые виды одежды всегда имеют гарантийный срок, установленный производителем.

В магазине вам обязаны выдать гарантийный талон на такие изделия с отметкой о дате продажи. Иногда магазины за дополнительную плату увеличивают гарантийный срок. Пользоваться этим предложением или нет — дело ваше.

Совет 3. Соблюдайте правила эксплуатации приобретенного товара

Соблюдать правила эксплуатации изделия нужно обязательно. Ознакомьтесь с ними в первый же день использования товара. Главная причина отказа в замене — нарушение этих правил потребителем. Не давайте дополнительного повода отказать вам, относитесь к товару бережно, соблюдайте инструкции к применению. Любые повреждения будут трактоваться не в вашу пользу.

Совет 4. Постарайтесь оплачивать большие покупки с помощью кредитной карты

Оплата в безналичном виде гарантирует то, что сделка будет зафиксирована в вашем банке. В этом случае продавец не сможет заявить, что не продавал вам товар, даже если вы потеряете чек. Единственное неудобство — вернуть деньги вам смогут тоже только на карту. На это понадобится некоторое время.

Куда обращаться, если нарушены права?

Чтобы не получить отказ, нужно точно знать, куда адресовать свои претензии.

От того, насколько грамотно будет составлена претензия, а, главное, предъявлена в организацию, осуществляющую надзор за соблюдением прав потребителей, зависит успех вашего предприятия.

В Роспотребнадзор

Эта организация контролирует нарушения прав потребителей в таких сферах:

  • оказание банковских услуг;
  • торговля;
  • услуги всякого рода, оказываемые населению;
  • санитария в системе ЖКХ (качество питьевой воды, вывоз мусора и бытовых отходов, наличие грызунов, уровни шума, вибрации, температуры в домах, содержание и неправильное использование придомовых территорий и т.п.).

В этих определениях кроется масса нюансов, которые могут дать право продавцу или тому, кто предоставляет услуги, переложить свою ответственность на другого.

В Госжилинспекцию

К примеру, шумы в квартире могут означать не беспокойство от деятельности близко расположенного ночного клуба или от разгрузочных работ у магазина, а тем, что звукоизоляция межквартирных и междуэтажных конструкций выполнена с недолжным уровнем качества, с нарушением строительных норм.

Данные и подобные вопросы уже не в компетенции Роспотребнадзора, а Госжилинспекции. Сюда же следует направлять свои жалобы, если:

  • управляющая компания не выполняет своих обязанностей или завысила тарифы;
  • выполняется явно несогласованная, производящаяся с нарушением норм перепланировка квартиры, подвала, и т.п.

Все, что касается непорядка в отношением управления и обеспечением жизнедеятельности многоквартирных домов управляющими компаниями, нужно выяснять и искать правды в Госжилинспекции.

В санэпидемстанцию

В санэпидемстанцию следует адресовать жалобы, касающиеся нарушения санитарных норм во всех сферах производства, перевозки и торговли продуктами питания, включая момент транспортировки и хранения.

В суд

Суд следует использовать как самую крайнюю меру воздействия на нарушителей прав потребителей. Сначала нужно максимально испробовать досудебные средства, а в суд обращаться во всеоружии:

  1. с письменными отрицательными ответами,
  2. c отказами,
  3. c непринятыми претензиями,
  4. с результатами экспертиз.

Образец заявления в Государственную жилищную инспекцию скачать здесь. Образец искового заявления о защите прав потребителей в суд скачать здесь.

Задачи инспекции труда

Задачи инспекции труда

Обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;
Обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
Обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
Доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие законов и иных нормативных правовых актов.

Какими правами обладает потребитель?

Фото 2

К сожалению, правовая культура персонала российских предприятий торговли и сферы услуг до сих пор остается далекой от совершенства. Все мы можем столкнуться с грубостью, непониманием и откровенным хамством даже в крупных торговых сетях, не говоря уже о мелких прачечных и химчистках.

Кроме того, никто не застрахован от приобретения некачественных, просроченных, несоответствующих аннотации товаров.

Чтобы как-то бороться с этими явлениями, существует Закон о защите прав потребителей, имеющий статус федерального. Он регулирует взаимоотношения потребителя товаров и услуг с их поставщиками, а также подробно раскрывает сущность прав, которые все мы имеем при этом взаимодействии.

Основные права, прописанные в федеральном законе:

Большая часть всех злоупотреблений происходит из-за того, что люди не знают своих прав и не информированы о том, как их защитить.

Дополнительные сведения по теме вы найдёте в статье «Защита прав потребителей — возврат товара».

Моё вводное слово

В соответствие с рекомендациями международных организаций в последние годы повышенное внимание уделяется развитию внесудебной защиты прав человека, как на международном, так и национальном уровне. Институты внесудебной защиты прав и свобод человека и гражданина призваны дополнить существующие механизмы судебной защиты.

В современном мире у конкретного гражданина или группы людей остаетсявсё меньше возможностей для защиты своих прав и законных интересов. Не редко гражданину приходится противодействовать крупному бизнесу, корпорациям, нарушающим его права. В таких случаях чаша весов редко склоняется в пользу отдельного человека, не обладающего в отличие от бизнес-элит широкими возможностями лоббировать свои интересы в органах власти. Бизнес же развивается и реализует свои цели, не видя проблем отдельных людей.

Напротив, представители коммерческих организаций находят аргументы в пользу «социальной значимости» своих проектов. Планируя разместить мебельный магазин на месте сквера и напротив жилого дома, фирма-заказчик доказывает, что это позволит улучшить условия проживания граждан. Приводятся такие аргументы: здание мебельного магазина снизит шумовое воздействие проезжей части, одновременно с этим на рынке мебельной продукции повысится конкуренция, что приведет к снижению цен. При этом не протесты жителей во внимание не принимаются. Но возражения граждан, что строительство уменьшит поступление в их квартиры солнечного света, заготовлен ответ, что инсоляция будет находиться в пределах нормы – то есть не менее 2,5 часов в сутки. Иные возражения и протесты приписываются тому, что есть группы граждан, которые «всегда против», и это не должно мешать всеобщему прогрессу и развитию.

Но даже в такой ситуации объединившись люди могут грамотно защищать свои права.За десятилетний опыт правозащитной (юридической) деятельности автора настоящей книги таких случаев успешной защиты прав граждан было достаточно много.

Чиновники в случае составления грамотного обращения к ним начинают разбираться в ситуации. Многие из них – не просто компетентные профессиональные люди, но и отцы и матери, дети, или просто соседи тех, кто обращается к ним за защитой своих прав. Поэтому зачастую чиновники, к которым направлено Ваше обращение, небезразличны к происходящему рядом и способны принимать компетентные решения для защиты Ваших прав.

Но это описание ситуации – конфликта, когда сталкиваются общественные и бизнес-интересы. Однако возможны самые различные ситуации: необходимость благоустроить дворовую территорию, навести порядок на находящейся вблизи с домом автопарковке, получить в аптеке положенные бесплатные лекарства и т.д. Во всех подобных случаях эта брошюра для Вас.

Конечно, брошюра получилась не идеальной, а многие теоретики и практики могут подвергнуть её критике. Но цель этого пособия: дать не универсальные рецепты, а дать «золотой компас» для грамотного выбора пути защиты прав граждан.

По своей сути данная брошюра – это первая ласточка по развитию гражданского мышления в новых политических условиях (отличающихся по существу от способов защиты прав граждан, которые были эффективны 10 лет назад).

Весной 2007 года мне удалось побывать на встрече с заместителем руководителя Администрации Президента РФ Владиславом Юрьевичем Сурковым . Прозвучало ряд нерешенных проблем, стоящих перед Российской Федерацией. Одна из наиболее важных - это борьба с коррупцией в среде чиновников. Срок решения этой проблемы определен до 2019 года.

Думаю, наша с Вами активная позиция может помочь в решении этой проблемы, содействовать тем самым улучшению жизни в нашей стране в целом.

Национальная система внесудебных государственных институтов, призванных защищать права человека в Российской Федерации, состоит из многих звеньев, дополняющих существующие механизмы судебной защиты.

Что касается способов судебной защиты населения, то подробно о них я попытаюсь рассказать в следующем пособии.

Уважаемые сограждане, защитим себя сами.

Ваш Алексей Севастьянов.

Фото 2

Обращение в прокуратуру

Жалоба на работодателя в прокуратуру аналогична обращению в ГИТ. Этот орган рассматривает нарушению любых прав, в том числе и трудовых. Анонимность заявителя в интересах его защиты от неправомерных действий работодателя также гарантирована. По фактам, изложенным в заявлении, производится проверка, нарушитель привлекается к уголовной или административной ответственности.

Скачать (, 40KB)

Обращение в трудовую инспекцию

Инспекция труда контролирует то, как соблюдается трудовой кодекс на территории России всеми работодателями.

Обратиться за помощью в данное ведомство могут:

  • профсоюзы;
  • коллективы трудящихся;
  • отдельное лицо с индивидуальными претензиями;

От личного посещения сроки по рассмотрению не изменятся, поэтому жалобу в орган трудовой инспекции отправляют заказным письмом с уведомлением, чтобы можно было считать срок рассмотрения жалобы с момента получения послания.

К письму обязательно приложить задокументированные доказательства факта правонарушения. Заявитель имеет право остаться анонимным по трудовому законодательству (статья 358).

В течение тридцати календарных дней на заявление работников должен последовать ответ. За это время уполномоченный инспектор проводит проверку и выносит решение по делу.

В случае если в действиях работодателя обнаружены правонарушения, инспектор может принять меры в виде:

  1. Выдать письменную рекомендацию по устранению нарушений трудового законодательства и восстановлению прав трудящихся (обязательную для исполнения в установленный срок).
  2. Привлечь к административной ответственности нарушителей.
  3. Сделать предписания руководству о привлечении к дисциплинарным взысканиям нарушителей.
  4. Сделать предписание об отстранении от занимаемой должности виновных.

Подобные решения выносятся только в случае, когда нет никаких споров между сторонами и нарушение однозначно доказано. В противном случае инспекция откажет в принятии мер по отношению к работодателю.

Рекомендуется обратиться в суд не дожидаясь истечения установленных временных сроков, так как в случае принятия неоднозначного решения трудовой инспекцией и истечения срока, рабочий уже не сможет доказать свою правоту.

Высшие должностные лица на местах: Губернатор области, Глава города.

Обращение к должностным лицам региона предполагает большую оперативность в решении вопросов по сравнению с обращениями к федеральным властям в Москве. Однако при этом необходимо помнить, что обращения к Губернатору области или Главе города должно находиться в пределах их компетенции. В противном случае такое обращение окажется неэффективным, а время его рассмотрения существенно увеличиться. Например, если обратиться к Главе города Челябинска по поводу «дедовщины» в армии, то его аппарат в лучшем случае перенаправит письмо в военную прокуратуру Челябинского гарнизона, так как подобные вопросы в круг полномочий городских властей не входят. А вот вопросы работы общественного транспорта или застройки городской территории – прямая компетенция городских властей, поэтому Глава города по таким обращениям может и обязан оперативно отреагировать.

В случае обращения к Главе города Челябинска предлагаю руководствоваться вопросами местного значения города Челябинска. Они перечислены в статье 9 Устава города:

1) формирование, утверждение, исполнение бюджета города Челябинска и контроль за исполнением данного бюджета;

2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов городского округа;

3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Челябинска;

4) организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;

5) содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах города Челябинска, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения;

6) обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городе Челябинске и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства;

7) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах города Челябинска;

8) участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах города Челябинска;

9) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах города Челябинска;

10) организация охраны общественного порядка на территории города Челябинска муниципальной милицией (данное полномочие в настоящий момент не вступило в силу);

11) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах города Челябинска;

12) организация мероприятий по охране окружающей среды в границах города Челябинска;

13) организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории города Челябинска, а также организация отдыха детей в каникулярное время;

14) организация оказания на территории города Челябинска скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;

15) создание условий для обеспечения населения города Челябинска услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;

16) организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек города Челябинска;

17) создание условий для организации досуга и обеспечения жителей города Челябинска услугами организаций культуры;

18) создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в городе Челябинске;

19) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности муниципального образования "Город Челябинск", охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории города Челябинска;

20) обеспечение условий для развития на территории города Челябинска физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий города Челябинска;

21) создание условий для массового отдыха жителей города Челябинска и организация обустройства мест массового отдыха населения;

22) опека и попечительство;

23) формирование и содержание муниципального архива;

24) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;

25) организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;

26) организация благоустройства и озеленения территории города Челябинска, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах города Челябинска;

27) утверждение генеральных планов города Челябинска, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов города Челябинска документации по планировке территории, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования города Челябинска, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории города Челябинска, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах города Челябинска для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель города Челябинска;

28) выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории города Челябинска, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории города Челябинска, осуществляемые в соответствии с законодательством о рекламе;

29) организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов;

30) организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории города Челябинска от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

31) создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории города Челябинска;

32) создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории города Челябинска;

33) организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории городского округа;

34) осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;

35) создание условий для расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого предпринимательства;

36) организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в городе Челябинске;

37) расчет субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и организация предоставления субсидий гражданам, имеющим право на их получение в соответствии с жилищным законодательством;

38) осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд и информирование населения об ограничениях использования таких водных объектов;

39) создание условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка.

По перечисленным вопросам Вы можете смело направлять свои обращения к Главе города и просить оперативно разрешить ту или иную ситуацию. Помимо общих рекомендаций, которые были изложены в предыдущих разделах брошюры, при обращении к Главе города рекомендуется в заголовке письма указывать вопрос местного значения, в части которого были нарушены Ваши права. Например: «Заявление о некачественном предоставлении на территории города Челябинска услуг скорой медицинской помощи», «Жалоба на недостаточное информирование населения об ограничениях использования водных объектов» и т. п. В этом случае Главе города проще будет разобраться в ситуации и устранить выявленные нарушения.

К Губернатору Челябинской области можно обращаться по широкому кругу вопросов.

Основные полномочия Губернатора Челябинской области изложены в статье 7 Закона Челябинской области от № 295-ЗО «О Губернаторе Челябинской области». Вот некоторые из них:

− представляет Челябинскую область во взаимоотношениях с Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, иными федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;

− обеспечивает в пределах своей компетенции соответствие Устава (Основного Закона) Челябинской области, законов Челябинской области и иных нормативных правовых актов Челябинской области Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации;

− способствует устранению (разрешению) разногласий между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами исполнительной власти Челябинской области;

− обращается в судебные органы в пределах своей компетенции и в порядке, установленном действующим законодательством;

− руководит гражданской обороной на территории Челябинской области, координирует деятельность соответствующих органов по предотвращению и ликвидации последствий массовых беспорядков, катастроф, эпидемий и стихийных бедствий на территории Челябинской области;

− назначает и досрочно прекращает полномочия представителя в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от исполнительного органа государственной власти Челябинской области;

− формирует высший исполнительный орган государственной власти Челябинской области - Правительство области, утверждает его состав и руководит его деятельностью;

− ведет заседания Правительства области;

− учреждает, формирует и возглавляет совещательные, консультативные, вспомогательные органы при Губернаторе области;

− дает согласие в соответствии с федеральными законами на назначение руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, расположенных на территории Челябинской области;

− вправе приостанавливать или отменять нормативные правовые акты Правительства области, а также акты руководителей органов исполнительной власти Челябинской области;

− обладает правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе власти области;

− отклоняет и возвращает на повторное рассмотрение законы Челябинской области, принятые законодательным (представительным) органом власти области;

− определяет приоритеты и основные направления в сфере обеспечения политической, правовой, экономической и социальной безопасности населения Челябинской области;

− информирует население Челябинской области о своей деятельности, деятельности Правительства области и иных органов исполнительной власти Челябинской области во время встреч с населением Челябинской области, а также через средства массовой информации;

− выносит на обсуждение населения Челябинской области важные вопросы жизни Челябинской области;

− осуществляет прием граждан и организует работу с письмами (заявлениями, обращениями, жалобами) граждан;

− участвует в формировании избирательной комиссии Челябинской области и взаимодействует с ней в соответствии с действующим законодательством;

− награждает наградами Челябинской области и присваивает почетные звания Челябинской области;

− представляет к награждению государственными наградами Российской Федерации.

В законе отдельно оговаривается, что полномочия Губернатора области не могут быть использованы без оснований, предусмотренных законодательством, для роспуска либо приостановления деятельности любых законно избранных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Отдельно необходимо отметить, что Губернатор области может принимать оперативные решения: например, из средств бюджета области принять решение о выделении денежных средств сверх утвержденных размеров для проведения дорогостоящей операций или иной социальной помощи. И так как каждое такое обращение рассматривается им конкретно, оно должно быть тщательно подготовлено. Так, например, не лишними будут приложенные чеки, справки о доходах семьи, фотографии сгоревшего дома, копии медицинских документов о состоянии здоровья, ходатайство органа территориального общественного самоуправления (КТОСа), трудового коллектива и т. п. То есть необходимо в обращениях как можно подробнее описать ситуацию, но при этом надо понимать, что текст обращения более двух страниц с учетом большого количества аналогичных писем затруднителен для внимательного прочтения.

Губернатор Челябинской области

В чем выражается нарушение прав потребителей?

Фото 4

Нарушение прав потребителя может выражаться в следующем:

  • приобретенный товар или оказанная услуга оказались некачественными;
  • товар качественный, но не подошел по размеру или цвету, а его не хотят принимать обратно;
  • не берут обратно некачественную вещь;
  • не возвращают деньги;
  • продавец утаил информацию, в результате чего приобретено не то, что нужно;
  • не дают чек, накладную;
  • грубо обращаются или откровенно хамят;
  • продукты питания продаются в антисанитарных условиях;
  • в муке, сахаре обнаружены нитки, мусор, стекло;
  • шум, производимый звуками музыки, выкриков во время работы ночного кафе, клуба;
  • срок годности предмета уже истек, и пр.

Покупатели или получатели услуг постоянно подвергаются опасности за свои кровные деньги получить совсем не то, что собирались приобрести. Куда же в каком случае можно пожаловаться?

О том, как без проблем вернуть товар в магазин в течение 14 дней со дня покупки, можно прочитать здесь.

Прокуратура Российской Федерации

Фото 5

В большинстве стран со сложившейся системой разделения властей, с действующими институтами правового государства, прокуратура осуществляет только функцию уголовного преследования и поддержания государственного обвинения в уголовном судопроизводстве. Российское правовое наследие (со времен учреждения прокуратуры Петром I в 1722 году) через советский период и до настоящего времени возлагает на прокуратуру также функцию общего надзора за исполнением законов.

По сути дела прокурорский надзор распространяется на все сферы жизни, урегулированные законодательством.

Прокуратура придает защите прав человека особое значение и основными направлениями надзорной деятельности считает надзор за законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, надзор в сфере экономики и экологической безопасности, предупреждение преступных проявлений. Об этом свидетельствует, в частности, и издание Приказа № 39 от 22 мая 1996 года «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина»

В течение года все органы прокуратуры России получают около полутора миллионов обращений, затрагивающих все проблемы нашего общества.

Органы прокуратуры не подменяют государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, и не должны вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.

Прокурор имеет определенные законом полномочия и задачи:

— рассматривает и осуществляет проверку по заявлениям, жалобам и иным сообщениям о нарушении прав и свобод человека и гражданина.

— разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод.

—принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба.

Осуществляя надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прокурор использует и другие полномочия, закрепленные за ним законом.

В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях.

Прокурор также предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иски в интересах пострадавших, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Систему прокуратуры составляют Генеральная прокуратура РФ, прокуроры федеральных округов, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, а также прокуратуры городов и районов. В этих органах в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд.

Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются.

Ответ прокурора на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснен порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.

Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. Кроме того, порядок рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации весьма детально регулируются внутренним нормативным актом — приказом Генеральной прокуратуры РФ (в дальнейшем – действующим Приказом) от № 120 (приложение).

Здесь стоит выделить некоторые пункты Приказа:

Пункт 1.3. Обращения могут быть индивидуальными, то есть поданными самим гражданином, права которого нарушены, или его представителем, а также по просьбе гражданина представителем общественной организации, трудового коллектива, и коллективными. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.

Пункт 1.4. Преследование гражданина в связи с его обращением в органы и учреждения прокуратуры с критикой их деятельности либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц запрещается.

Пункт 1.5. Заявитель имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) органов прокуратуры или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда. В случае указания заявителем в обращении заведомо ложных сведений расходы, понесенные в связи с рассмотрением обращения, могут быть взысканы с заявителя по решению суда.

Пункт 1.8. Основные термины, используемые в действующем Приказе:

1) обращение – изложенные в письменной или устной форме предложение, заявление, жалоба или ходатайство, в том числе коллективное, гражданина, должностного и иного лица;

2) предложение – рекомендация заявителя по совершенствованию законов и иных нормативных актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению деятельности государства и общества в социально-экономической и иных сферах;

3) заявление – просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;

4) жалоба – просьба заявителя о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц;

5) ходатайство – изложенное в письменной форме обращение заявителя с просьбой о признании в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, определенного статуса, прав, свобод;

6) коллективное обращение – обращение двух или более лиц, а также обращение, принятое на митинге или собрании и подписанное организаторами или участниками митинга, собрания;

7) должностное лицо – лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления;

8) дубликат обращения – обращение заявителя, являющееся копией предыдущего обращения, либо экземпляр обращения по одному и тому же вопросу и в интересах одного и того же лица;

9) повторное обращение – обращение, поступившее от одного и того же лица по одному и тому же вопросу, в котором:

- обжалуется решение, принятое по предыдущему обращению, поступившему в данную прокуратуру;

- сообщается о несвоевременном рассмотрении предыдущего обращения, если со времени его поступления истек установленный законодательством срок рассмотрения;

-указывается на другие недостатки, допущенные при рассмотрении и разрешении предыдущего обращения;

10) парламентский запрос – запрос, принятый соответствующей палатой Федерального Собрания Российской Федерации с соблюдением требований ст. 18 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» в порядке, установленном их регламентами, по вопросам, входящим в компетенцию Генерального прокурора Российской Федерации;

11) запрос члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации – оформленный надлежащим образом документ о нарушениях законов с предложением об их устранении, направленный Генеральному прокурору Российской Федерации;

12) обращение члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации – документ члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, направленный в органы прокуратуры, с сообщением о нарушениях закона, а также с просьбой о предоставлении информации, сведений и документов по вопросам, связанным с их деятельностью, не оформленный, как запрос.

Пункт 2.1. Положения Приказа распространяются на обращения (запросы), содержащие сведения о нарушениях законодательства, охраняемых законом прав, свобод и интересов человека и гражданина, интересов общества и государства, полученные в письменной или устной форме на личном приеме, по почте, факсимильной связи, телеграфу, информационным системам общего пользования.

Пункт 2.8. В соответствии с действующим Приказом рассматриваются обращения граждан, направленные средствами массовой информации.

Пункт 2.9. Письменное обращение гражданина, должностного и иного лица должно содержать либо наименование органа, в который направляется обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо его должность, а также фамилию, имя, отчество гражданина, направившего обращение, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ или уведомление о переадресовании обращения, изложение существа вопроса, личную подпись указанного гражданина и дату. По обращению, не содержащему сведений о лице, направившем его (фамилию и почтовый адрес), ответ не дается. При наличии в таких обращениях сообщений о готовящихся или совершенных преступлениях, за исключением преступлений, совершенных работниками органов прокуратуры, они направляются в правоохранительные органы в соответствии с их компетенцией.

Пункт . Обращения, в которых отсутствуют сведения, достаточные для их разрешения (об органе, вынесшем обжалуемое решение, времени его принятия и т.д.), в семидневный срок возвращаются заявителям с предложением восполнить недостающие данные, а также с разъяснением, куда им для этого следует обратиться. Информация об этом подписывается начальником отдела Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации, начальником отдела, старшим помощником прокурора субъекта Российской Федерации, прокурором города, района, приравненным к ним прокурором военной и иной специализированной прокуратуры. Копии таких обращений формируются в надзорные производства. При устранении причин, по которым ответ по существу поставленных в обращении вопросов не мог быть дан, при последующем поступлении обращения в органы прокуратуры оно рассматривается, как первичное в соответствии с действующим Приказом.

Пункт . Не подлежат разрешению обращения (запросы), содержание которых свидетельствует о прямом вмешательстве авторов в деятельность органов прокуратуры при расследовании уголовных дел или осуществлении надзорных полномочий.

Пункт . При рассмотрении обращения (запроса) не допускается разглашение содержащихся в нем сведений, а также сведений о частной жизни заявителя без его согласия. Не является разглашением сведений направление письменного обращения в орган или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Пункт . В случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на него не дается, и оно не подлежит направлению в соответствующие органы; об этом в семидневный срок сообщается автору обращения, если его фамилия и адрес поддаются прочтению.

Пункт . Обращение, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью, имуществу должностного лица или членов его семьи, может быть оставлено без ответа по существу с уведомлением заявителя о недопустимости злоупотребления предоставленным ему законом правом обращения с жалобой.

Пункт . В случае, если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.

Пункт 3.1. Ответственность за объективное, всестороннее и своевременное разрешение обращений (запросов) возлагается на руководителей подразделений Генеральной прокуратуры, прокуратур субъектов Российской Федерации, прокуроров городов, районов, приравненных к ним прокуроров военных и иных специализированных прокуратур. При установлении фактов недобросовестного отношения к проверке обращений (запросов), а также ненадлежащего и несвоевременного выполнения поручений вышестоящих прокуратур виновные в этом прокурорские работники несут дисциплинарную ответственность в соответствии со ст. 41.7 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

Пункт 3.2. По каждому обращению (запросу) в Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Главной военной прокуратуре, в прокуратурах субъектов Российской Федерации, прокуратурах городов, районов, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратурах может быть выполнено одно из следующих решений: принятие к производству; прекращение производства; передача на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры; направление в другие органы; приобщение к ранее поступившей жалобе.

Пункт 4.3. Доводы заявителей о систематическом ущемлении прав и свобод граждан, многочисленных или грубых нарушениях закона, не получивших должной оценки правоохранительных органов субъектов Российской Федерации, военных прокуратур окружного звена, проверяются, как правило, с выездом на место. Для обеспечения полноты и объективности проверок к их проведению могут привлекаться специалисты, а в случае необходимости, – заявители.

При рассмотрении обращения органами прокуратуры заявитель имеет право представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании.

Пункт 4.5. Направление обращений и запросов прокурорам, не имеющим полномочий на их разрешение, или прокурорам, которые ранее принимали по поставленным в обращениях вопросам оспариваемые решения, а также прокурорам, действия которых обжалуются, запрещается.

Не допускается разрешение обращений по заключениям нижестоящих прокуроров, чьи действия обжалуются.

Пункт 4.9. Прокуроры районов, городов, приравненные к ним военные прокуроры и прокуроры специализированных прокуратур, прокуроры субъектов Российской Федерации и приравненные к ним военные прокуроры и прокуроры специализированных прокуратур при выполнении поручения вышестоящей прокуратуры к информации о его выполнении прилагают проверочные материалы, копии документов прокурорского реагирования, а в необходимых случаях – надзорные производства. Решения в таких случаях принимаются только в прокуратуре, давшей поручение.

Пункт . Прекращение переписки с заявителем возможно, если повторное обращение не содержит новых доводов, а изложенное ранее полно, объективно и неоднократно проверялось и ответы даны в порядке, установленном действующим Приказом, правомочным должностным лицом органа прокуратуры.

Переписка прекращается один раз на основании мотивированного заключения исполнителя, утвержденного заместителем Генерального прокурора Российской Федерации (в аппарате Генеральной прокуратуры Российской Федерации), заместителем Главного военного прокурора (в Главной военной прокуратуре), прокурором субъекта Российской Федерации, приравненным к нему военным прокурором и прокурором иной специализированной прокуратуры или их заместителями, прокурором района, города, приравненным к ним военным прокурором или прокурором специализированной прокуратуры либо их заместителями. Сообщение об этом в 30-дневный срок со дня регистрации обращения направляется автору за подписью исполнителя.

Переписка возобновляется, если причины, по которым она была прекращена, устранены. Новые данные о нарушениях закона, сообщенные заявителем, проверяются в порядке, установленном действующим Приказом.

Пункт . По итогам разрешения обращений (запросов) может быть принято одно из следующих решений:

- удовлетворено – приняты меры к полному или частичному восстановлению прав и законных интересов заявителя;

- удовлетворено повторное обращение – обращение, в котором обжалуются ответы соответствующей прокуратуры, и, по которому принималось решение об отказе в удовлетворении ранее поданного обращения. При этом первичное решение отменяется;

- отклонено – требования заявителя, изложенные в обращении, признаны необоснован -ными;

- разъяснено – по обращению, в котором не содержалось просьб об удовлетворении каких-либо требований или ходатайств, разъяснены вопросы правового характера;

- принято иное решение – обращение оставлено без разрешения, приобщено к материалам уголовного дела (надзорного производства), прекращена переписка;

- направлено - обращение в семидневный срок направлено для разрешения в другую прокуратуру или другое ведомство по принадлежности.

Пункт . По окончании проверки заявителю, по его просьбе, предоставляется возможность ознакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.

Пункт 5.1. Обращения граждан, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в прокуратуре, а не требующие дополнительного изучения и проверки – не позднее 15 дней.

В случае, если установленный срок разрешения обращения истекает в выходной или праздничный день, последним днем разрешения считается следующий за ним рабочий день.

Пункт 5.7. Согласно п. 2 ст. 24 Федерального закона «Об Общественной палате Российской Федерации» запрос Общественной палаты разрешается не позднее чем через 30 дней со дня его регистрации, а в исключительных случаях, определяемых Общественной палатой, - не позднее,чем через 14 дней. Ответ подписывается должностным лицом, которому направлен запрос, либо лицом, исполняющим его обязанности.

Пункт 5.9. Срок рассмотрения и разрешения обращений и запросов исчисляется с момента их регистрации в Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Главной военной прокуратуре, прокуратурах субъектов Российской Федерации, городов, районов, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратурах, в научных и образовательных учреждениях органов прокуратуры.

Окончанием срока рассмотрения и разрешения обращений (запросов) считается дата направления письменного ответа или устного сообщения автору о принятом решении.

Ответы депутату, обратившемуся в пользу гражданина, и заявителю направляются одновременно, только после доклада по существу руководителю, давшему поручение (кроме уведомлений о продлении срока проверки). Направление ответа заявителю раньше, чем подписан ответ депутату, не допускается.

Пункт 6.1. Взятые на контроль обращения граждан, обращения (запросы) членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Общественной палаты Российской Федерации считаются разрешенными и снимаются с контроля только в том случае, если рассмотрены все поставленные в них вопросы, приняты в соответствии с действующим законодательством необходимые меры и даны исчерпывающие ответы заявителям.

Ответ на обращение (запрос), поступившее в органы и учреждения прокуратуры по информационным системам общего пользования, направляется по почтовому адресу, указанному в обращении.

Пункт 6.4. При отказе в удовлетворении обращения ответ заявителю должен быть мотивирован и понятен. В нем дается оценка всем доводам обращения, а отказ в его удовлетворении должен быть обоснован.

Пункт 6.5. Ответ автору обращения с разъяснением требований действующего законодательства по письменному указанию начальника Главного Управления, Управления, прокурора соответствующей прокуратуры может дать прокурорский работник, рассматривающий конкретное обращение.

Пункт . При направлении заявителям ответов на обращения в обязательном порядке возвращаются приложенные к ним документы.

Пункт 7.9. В прокуратурах субъектов Российской Федерации, прокуратурах городов, районов, военных и иных специализированных прокуратурах, в научных и образовательных учреждениях Генеральной прокуратуры Российской Федерации прием граждан проводится в течение всего рабочего дня согласно графику, который должен быть вывешен в доступном для граждан месте.

Порядок приема в вечернее время, выходные и праздничные дни устанавливается руководителями прокуратуры. Руководителями прокуратур прием населения проводится не реже одного раза в неделю.

Руководитель прокуратуры на личном приеме вправе отказать гражданину в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов, с разъяснением порядка обжалования. Содержание ответа отражается в карточке личного приема, книге учета посетителей.

Пункт . В каждой прокуратуре устанавливается ящик «Для обращений и заявлений», который в Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Главной военной прокуратуре, прокуратурах субъектов Российской Федерации размещается в приемной, в иных прокуратурах – в доступном для заявителей месте.

Корреспонденция из ящика ежедневно вынимается в Генеральной прокуратуре Российской Федерации работниками экспедиции, а в других прокуратурах – специально назначенными работниками. На обращениях проставляется штамп «Из ящика для обращений и заявлений», указывается дата выемки, после чего они передаются на регистрацию и рассмотрение.

Действующий Приказ – достаточно большой по объему документ, прочитав который можно грамотно подготовить и направить обращение в прокуратуру для защиты своих прав.

Полагаю полезным прокомментировать пункт 2.9 Приказа: Письменное обращение гражданина, должностного и иного лица должно содержать наименование органа, в который направляется обращение, фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо его должность, а также фамилию, имя, отчество гражданина, направившего обращение, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ или уведомление о переадресовании обращения, изложение существа вопроса, личную подпись указанного гражданина и дату.

При изложении существа вопроса необходимо помнить:

1. Необходимо описать ситуацию с подробностями, которые могут повлиять на рассмотрение вопроса по существу (например, планируется строительство, не просто у дома, а на участке между подъездами №1-№5 дома № по улицетакой-то).

2. В обращении по возможности лучше указать, какие конкретно права нарушены. Например право, на использование придомовой территории, ухудшение поступления солнечного света, право на благоприятную окружающую среду, на получение информации и т. п. Чем проще и понятнее будет написано обращение с перечислением всех нарушенных прав, тем полнее и конкретнее будет подготовлен ответ по результатам рассмотрения вашего заявление.

3. Вопросы, которые вы просите рассмотреть, должны быть максимально четко сформулированы в начале вашего обращения. Например, вы просите принять меры к недопущению строительства своевременно и в установленные сроки выдать положенные вам лекарства или проверить расходование средств, полученных управляющей компанией, и проверить в связи этим, законность повышения тарифа за обслуживание и уборку придомовой территории и т. п. Затем необходимо изложить то, что вы хотели бы получить в ответе, обязательно с формулировкой «ПРОШУ». Например: « …прошу принять меры прокурорского реагирования по защите моих прав и законных интересов в порядке, установленном действующим законодательством».

4. К обращению необходимо приложить копии имеющихся у вас документов, относящихся к делу, и перечислить все приложения в обращении. В приложении могут быть фотографии, копии актов, составленные вами или, например, соседями, копии ответов, полученных вами из органов власти и различных организаций, копии документов, подтверждающих ваш социальный статус (например, инвалид ВОВ, пенсионер, многодетная мать, репрессированный и т.п.) и другие документы. Все это будет иметь значение при рассмотрении вопроса по существу.

Под обращением необходимо поставить дату и подпись (с расшифровкой), указать обратный адрес, на который необходимо отправлять ответ, контактные телефоны.

Если ваше обращение (жалоба) принято и рассмотрено прокуратурой, то прокурор может принести протесты на правовые акты (законы области, решения, постановления, распоряжения различных органов власти), нарушающие права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали эти акты. Представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина вносится прокурором в орган или должностному лицу, которые уполномочены устранить допущенное нарушение.

Однако и принесение протеста или представления прокурором не гарантируют устранения допущенного нарушения прав и свобод человека. Прокурор не обладает распорядительными полномочиями в отношении таких органов. Руководители и должностные лица могут не согласиться с доводами прокурора и оставить свое неправовое решение в силе. Прокурор в данном случае вправе обратиться по фактам нарушения прав и свобод граждан в суд.

Не смотря на то, что закон о прокуратуре не всегда оказывается адекватным современным условиям, следует опираться на действующее законодательство и использовать органы прокуратуры в защите своих прав.

Адреса для направления Ваших обращений:

Прокуратура города Челябинска

454000 г. Челябинск, ул. Белостоцкого 23

Прокуратура Челябинской области

454091, г.Челябинск, ул.Елькина, 11

Отдел по рассмотрению писем и приему граждан:

(351) 239-21-77 - начальник отдела, (352) 239-20-00 – прокуроры.

Адрес электронной почты для приема писем и обращений граждан postprok@

Генеральная прокуратура Российской Федерации

125993, ГСП-3, Россия, Москва, ул. Б. Дмитровка, 15-а

Справочная: (495) 692-26-82

Справочная по обращениям граждан: (495) 691-60-66

Официальный сайт:

Управление Генеральной прокуратуры РФ в Уральском федеральном округе

620075 г. Екатеринбург ул. Пушкина, д.3

Официальный сайт:

Заместитель Генерального прокурора Российской Федерации, государственный советник юстиции 1 класса

ЗОЛОТОВ Юрий Михайлович

E-mail: @

Вопросы и ответы

Источники

Использованные источники информации.

  • https://hiterbober.ru/legal-assistance/zashhita-prav-potrebitelej.html
  • http://pravapot.ru/obschee/pretenziya/zashhita-prav-potrebitelej-kuda-obrashhatsya-i-komu-zhalovatsya.html
  • http://www.pravosoznanie.org/2552
  • https://trud.guru/ohrana/zhaloba-na-rabotodatelya.html
  • https://consultbook.ru/trudovoe-pravo/otnoshenia/zashhita-prav-rabotnikov.html
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий